Рождество Богоматери. XVII в.
Дерево, темпера. 140 х 104,5
Поступила в музей в 1929 году
Реставрирована в 1971 году в ВСНРПМ А.А. Рыбаковым
Икона является храмовым образом иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. По описи 1664 года она стояла первой справа от Царских врат.
В среднике представлено Рождество Богоматери (о сюжете и иконографии см. кат. № 21). По сторонам центральной части располагаются 18 клейм, которые последовательно раскрывают жизнь Богородицы до Рождения Иисуса Христа и после его Воскресения. Верхние пять клейм посвящены родителям Марии, Иоакиму и Анне, и истории рождения Богоматери. Сюжеты слева и справа от средника рассказывают о ее детстве и юности (вплоть до Благовещения), а четыре нижних иллюстрируют последние дни Богоматери перед смертью и само ее Успение.
Состав клейм:
1. Принесение даров Иоакимом и Анной.
2. Отвержение даров.
3. Благовестив Иоакиму.
4. Благовестие Анне.
5. Зачатие.
6. Благословение иереями Марии.
7. Ласкание Марии.
8. Поступление Марии (Первые шаги).
9. Введение во храм.
10. Моление Марии в Святая святых иерусалимского храма.
11. Моление Захарии о жезлах.
12. Обручение Марии.
13. Благовещение у кладезя.
14. Испытание водой обличения.
15. Моление Богоматери в пустыни.
16. Смертное Благовещение.
17. Жены израильские у ложа Богоматери.
18. Успение.
Литературными источниками житийного цикла Богоматери были два апокрифических произведения, созданные в первые века христианской эры, — «Протоевангелие Иакова», написанное, по преданию, сводным братом Иисуса Христа, сыном Иосифа, и «Слово на Успение Богородицы», приписываемое Иоанну Богослову.
С XVI века в русском искусстве получают распространение образы Рождества Богородицы со сценами жития. Среди них иконы «Рождество Богоматери» из Дмитрова с клеймами житий Иоакима, Анны и Богородицы (Иванова 1968. Ил. 64), «Рождество Богоматери в деянии» мастера Сухомилова из собрания Вологодского музея-заповедника (Иванова 2001. С. 240), «Рождество Богоматери с житием»из Устюжны (Художественное наследие Дионисия 2002. Кат. 89. С. 134—135) и некоторые другие. Ни одна из известных икон XVI — начала XVII века не является точной аналогией ферапонтовской. Наиболее близка ей по составу клейм икона из Устюжны.
Судя по описям монастыря 1664 и 1665 годов, храмовая икона является вкладом большого строителя Кирилло-Белозерского монастыря старца Феоктиста Колединского (умер 17 июня 1650 года). В литературе существуют разные точки зрения по вопросу происхождения образа. ИА. Кочетков датирует его 1650 годом и полагает, что до середины XVII века в иконостасе находился древний образ из деревянного храма, который обветшал и был заменен новым. Г.О. Иванова датирует икону и оклад, который появился чуть позже, 1643—1646 годами и считает, что в соборе до середины XVII века существовала икона, написанная если не самим Дионисием, то кем-то из его сыновей. Доказательством этому служит произведение, близкое как храмовому образу, так и портальной фреске Рождественского собора — шитая пелена 1510 года «Рождество Богоматери с житием Иоакима, Анны и Богоматери», происходящая из Воскресенского собора Волоколамска. Знаменщиком ее традиционно считается сын Дионисия, Феодосии (Маясова 1971. С. 23. Кат. 34). Пелена и икона имеют одинаковый подбор и последовательность сюжетов в клеймах. Возможно, что икона середины XVII века является списком-копией с древнего дионисиевского образа. Существует также мнение, что автором ее мог быть городовой царский иконописец, костромич Любим Агеев, который в 1641 году руководил работой над росписью Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Икона украшена серебряным позолоченным басменным окладом. Он покрывает поля, часть поземов в клеймах и среднике, обрамляет средник и отделяет клейма друг от друга. Кроме того, нимбы наиболее важных персонажей в среднике и в клеймах украшает 41 серебряный чеканный венец.
Литература: Кочетков 1985. С. 77-78; Филатов 1985. С. 50, 65; Сарабъянов 1988. С. 68-69; Возрожденные шедевры Русскою Севера 1998. Кат. 70. С. 40-41. Ил. 40; Иванова 2001. С. 238-248; Петрова 2001. С. 12-13; Петрова и др. 2002. С. 70-78.