Успение Богоматери. XV в.
Дерево, темпера. 108 х 88
Реставрирована в ЦГРМ в 1919-1920 годах
И.И. Сусловым, В.Е. Изразцовым, П.И. Юкиным,
М.М. Тюлиным, П.И. Цепковым
Икона «Успение Богоматери» происходит из церкви Успения, построенной, предполо- жительно, при основателе монастыря, преподобном Кирилле в первой четверти XV века. После возведения каменного Успенского собора в 1497 году икону перенесли в иконостас, на место храмового образа. Согласно Описи 1601 года, она находилась справа от Царских врат за чудотворным образом Одигитрии и «прижизненной» иконой преподобного Кирилла Белозерского. К 1668 году икона была перенесена в церковь преподобного Кирилла, а затем - в церковь Введения, где она располагалась «возле южных алтарных дверей» (Варлаам 1859. С. 12-13). Кроме того, Опись 1601 года подробно описывает оклад иконы: «...серебрян басмян золочен» (Опись 1601 года 1998. С. 44-45). В 1635 году на ней уже был новый оклад, выполненный в Москве, куда образ возил черный священник Серапион Макашин. В начале XIX века на икону была изготовлена серебряная риза, которую демонтировали перед реставрацией в 1918-1920 годах.
В центре композиции представлено ложе с усопшей Богородицей. За ним изображен Иисус Христос в окружении серо-голубой «славы» и ангельских чинов. В руках Спаситель держит душу Богородицы в образе спеленатого младенца. По сторонам ложа стоят апостолы и святители - Иаков Иерусалимский, Иерофей Афинский и Тимофей Эфесский, по преданию, присутствовавшие при Успении, а также женская фигура в красном облачении - одна из «жен иерусалимских», оплакивающих кончину Богородицы. Перед ложем Богоматери изображена горящая свеча.
Об Успении Богоматери сообщается в целом ряде апокрифических произведений: «Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слове Иоанна архиепископа Солунского» и других. По преданию, за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Богородице ее кончину. К одру Богоматери собрались апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных землях, святители и иерусалимские жены, после чего сам Иисус Христос с небесными силами явился, чтобы забрать пречистую душу своей Матери.
Иконография Успения сложилась в искусстве Византии в X-XI веках и существовала в двух основных вариантах - полном (с апостолами, летящими на облаках) и в кратком, к которому относится публикуемая икона.
Существуют различные версии по поводу датировки и авторства иконы. В монастыре ее создателем считали преподобного Дионисия Глушицкого (ок. 1362-1437), основателя нескольких монастырей близ Вологды и, по преданию, автора «прижизненного» образа преподобного Кирилла Белозерского.
Стилистический анализ произведений, принадлежащих Дионисию Глушицкому, опровергает эту точку зрения. Э.С. Смирнова не исключает возможности написания иконы в московской мастерской, «отразившей незнакомое нам направление московской живописи» (Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982. С. 132). В то же время она обращает внимание на колористические особенности произведения, сближающие икону с ростовским кругом памятников. В качестве предположения была высказана мысль о воспроизведении русским иконописцем византийского образца раннего XIV века. Г.В. Попов датирует икону серединой XV века и приписывает ее местному северному мастеру, «чей творческий облик сформировался под впечатлением московского искусства», и который был также знаком с произведениями палеологовской живописи: «Его следы - в перегруженности композиции, в таинственно-сумрачной обстановке сцены, в ее подчеркнутой изолированности, в плотности цвета, в усложненности игры синих, лиловых и зеленых тонов, в вещественности, определенности угловатых форм. Они и в более мелких деталях произведения: укрупненном золотом ассисте, маскароне в виде фигуры барана на фронтоне правого здания, старательно выписанной, весомой черепичной кровле» (Попов 1975. С. 13). Исследователь отмечает необычную градацию цвета в «личном письме» Богоматери и остальных персонажей. Лик Марии мертвенно-бледный, ему придан зеленовато-желтый оттенок, тогда как лики Христа, апостолов, святых отцов и жен - теплого оттенка, оживлены активной подрумянкой.
Литература: Опись 1601 года 1998. С. 44,237; Варлаам 1859. С. 12-13; Никольский Т. 1. Вып. 2.1910. С. 104; Коваль, Прийменко 1970. С. 138; Попов 1975. С. 17-18. Ил.15-18; Кочетков, Лелекова, Подъяпольский 1979. С. 76-77,93.
В центре композиции представлено ложе с усопшей Богородицей. За ним изображен Иисус Христос в окружении серо-голубой «славы» и ангельских чинов. В руках Спаситель держит душу Богородицы в образе спеленатого младенца. По сторонам ложа стоят апостолы и святители - Иаков Иерусалимский, Иерофей Афинский и Тимофей Эфесский, по преданию, присутствовавшие при Успении, а также женская фигура в красном облачении - одна из «жен иерусалимских», оплакивающих кончину Богородицы. Перед ложем Богоматери изображена горящая свеча.
Об Успении Богоматери сообщается в целом ряде апокрифических произведений: «Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слове Иоанна архиепископа Солунского» и других. По преданию, за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Богородице ее кончину. К одру Богоматери собрались апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных землях, святители и иерусалимские жены, после чего сам Иисус Христос с небесными силами явился, чтобы забрать пречистую душу своей Матери.
Иконография Успения сложилась в искусстве Византии в X-XI веках и существовала в двух основных вариантах - полном (с апостолами, летящими на облаках) и в кратком, к которому относится публикуемая икона.
Существуют различные версии по поводу датировки и авторства иконы. В монастыре ее создателем считали преподобного Дионисия Глушицкого (ок. 1362-1437), основателя нескольких монастырей близ Вологды и, по преданию, автора «прижизненного» образа преподобного Кирилла Белозерского.
Стилистический анализ произведений, принадлежащих Дионисию Глушицкому, опровергает эту точку зрения. Э.С. Смирнова не исключает возможности написания иконы в московской мастерской, «отразившей незнакомое нам направление московской живописи» (Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982. С. 132). В то же время она обращает внимание на колористические особенности произведения, сближающие икону с ростовским кругом памятников. В качестве предположения была высказана мысль о воспроизведении русским иконописцем византийского образца раннего XIV века. Г.В. Попов датирует икону серединой XV века и приписывает ее местному северному мастеру, «чей творческий облик сформировался под впечатлением московского искусства», и который был также знаком с произведениями палеологовской живописи: «Его следы - в перегруженности композиции, в таинственно-сумрачной обстановке сцены, в ее подчеркнутой изолированности, в плотности цвета, в усложненности игры синих, лиловых и зеленых тонов, в вещественности, определенности угловатых форм. Они и в более мелких деталях произведения: укрупненном золотом ассисте, маскароне в виде фигуры барана на фронтоне правого здания, старательно выписанной, весомой черепичной кровле» (Попов 1975. С. 13). Исследователь отмечает необычную градацию цвета в «личном письме» Богоматери и остальных персонажей. Лик Марии мертвенно-бледный, ему придан зеленовато-желтый оттенок, тогда как лики Христа, апостолов, святых отцов и жен - теплого оттенка, оживлены активной подрумянкой.
Литература: Опись 1601 года 1998. С. 44,237; Варлаам 1859. С. 12-13; Никольский Т. 1. Вып. 2.1910. С. 104; Коваль, Прийменко 1970. С. 138; Попов 1975. С. 17-18. Ил.15-18; Кочетков, Лелекова, Подъяпольский 1979. С. 76-77,93.