Отечество. XVII в.
1630 год.
Ждан Дементьев
Дерево, темпера. 172 х 126.
Реставрирована в 1978—1979 годах в МСНРПМ под руководством И.П. Ярославцева
На престоле с фигурной спинкой и точеными ножками изображен Господь Саваоф в голубоватом хитоне с золотой каймой и белом гиматии. Он благословляет обеими руками. На коленях у Него восседает отрок Иисус Христос. Его поза и благословляющий жест такие же, как у Саваофа. Над головой Христа в голубой сфере изображен Святой Дух в виде голубя.
Основой для сложения иконографии «Отечества» послужили символические изображения Бога Отца в образе Иисуса Христа Ветхого Деньми (Дан. VII, 9,14) с восседающим в его лоне Христом Эммануилом, известные в византийской миниатюре и монументальной живописи с XI—XII веков. Древнейшей из дошедших до нас икон на этот сюжет является новгородская икона «Отечество с избранными святыми» начала XV века из собрания Третьяковской галереи (ГТГ. Каталог 1995. № 25). В более поздних иконах на этот сюжет иконографические признаки, указывающие на Христа, — монограмма и кресчатый нимб, — как правило, исчезают и около изображений Бога Отца появляется надпись «Господь Саваоф». С появлением в XVI веке праотеческого ряда в иконостасах русских храмов образ «Отечества» стал его средником. Несмотря на запрет подобных изображений Большим Московским собором 1667 года, они продолжали существовать в русском искусстве вплоть до XIX—XX веков.
Кирилловская икона «Отечество» отличается монументальностью изображения и незаурядным мастерством знаменщика, которое было отмечено А.А. Рыбаковым. Поля, фон, часть нимба Саваофа и нимб Иисуса Христа украшены медным басменным окладом.
Литература: Никольский 1910. С. 108; Лелекова 1971. С. 106—109; Кочетков, Лелекова, Подъяпольский 1979. С. 90; Лелекова 1988. С. 15; Рыбин 1989; Рыбаков 1995. Кат. 26-27.; Петрова и др. 2002. С. 66-67.59.
ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН
Этот чин, включавший в себя 25 икон, появился в Успенском соборе в 1630 году. Он был создан вологодским иконописцем Жданом Дементьевым на средства московского боярина, а затем наместника Вологды — Василия Ивановича Стрешнева. Ждан Дементьев, судя по документам, работал в Вологде до 1626 года, после чего уехал в Москву. Сохранилась только одна икона, созданная им в вологодский период, — «София Премудрость Божия», происходящая из вологодского Софийского собора.
Праотеческие ряды, состоящие из образов ветхозаветных патриархов, появляются в русских иконостасах с XVI века. По мнению исследователей, древнейшим из дошедших до нас праотеческих чинов является чин из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, восходящий, в своей основе, к середине XVI века (Журавлева 2000). На рубеже XVI—XVII веков праотеческий чин был вложен Борисом Годуновым в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (Николаева 1977. Кат. 45, 56. С. 60).