1607 год.
Старец Трифон
Дерево, темпера. 168 х 73,6
Реставрирована в 1974 году в КБИАХМЗ специалистами ВНИИР О.В. Лелековой, В.М. Сорокатым

Икона, служившая северной алтарной дверью иконостаса, происходит из церкви Введения (1519 г.) Кирилло-Белозерского монастыря — здесь ее отмечает Опись 1621 года. В 1859 году икона была опи­сана архимандритом Варлаамом, нашедшим ее в иконостасе церкви Сергия Радонежского. Она пре­бывала там и в 1897 году, о чем в своем труде сообщал Н.К. Никольский. Затем след иконы теряется, и обнаруживается она только в 1973 году в церкви Иоанна Лествичника.

На нижнем поле иконы, которое впоследствии было утрачено, существовала датирующая над­пись, опубликованная в 1859 году архимандритом Варлаамом: «В лето 7116 (1607) обновлена бысть церковь Введения Пречистой Богородицы благоволением о царе и великом князе Василие Ивановиче Шуйском всея Руси самодержцы, во второе лето государства его, по благоволению игумена Матфея и по приговору старца Пахомия и всех старцев соборных, а начат писать сий образ октября 1 дни, а со­вершен ноября в 7 день, а писал многогрешный чернец Трифон». В монастырских документах это имя встречается не однажды. Трифон, бывший игумен Улейминского (или Клейминского) монастыря Ни­колы Чудотворца, жил в монастыре приблизительно с 1606 года до своей кончины в 1621 году. Он «писал образы и старые во всех церквах починивал» {Никольский 1897. С. 98).

Композиция иконы состоит из четырех регистров. Верхний составлен из двух соприкасающихся кругов, в левом из которых находится изображение Богоматери на троне с предстоящими архангела­ми в ярких облачениях. За спиной изображенных — райский сад с причудливыми кронами деревьев, мерцающими цветочными розетками и большими птицами. В правом кругу представлена компози­ция «Лоно Авраамово»: три праотца в белых одеждах — Авраам, Исаак и Иаков, держащие праведные души. Справа от них стоит Благоразумный разбойник «наг и в препоясании» с крестом в руках.

Ниже, слева, расположено клеймо «Изгнание Адама и Евы из Рая»: Адам и Ева удаляются от рая, оглядываясь на его затворенные врата, которые охраняет огненный херувим с мечом. За вратами видны деревья Эдемского сада. В нижней части клейма изображено, как архангел Михаил учит людей обраба­тывать землю. В том же регистре, справа, представлено изображение милостивого блудника, хорошо известное по композициям Страшного Суда: к высокому столбу привязан обнаженный человек, у ног которого пылает пламя адского костра, а рядом стоит грозный архангел с копьем.

Следующий регистр композиции занимают два клейма: «Отход души праведной» и «Отход души грешной». На левом поле иконы изображен старец со львом, который ведет старца к одру умирающих праведника и грешника. В левом клейме представлен мирянин на одре, над которым склонились ан­гелы, принимающие его светлую душу. У его изголовья изображен царь Давид с гуслями, а за ним — другие праведники. В правом клейме — одр с возлежащим на нем монахом, над которым стоит архангел, ударяющий его трезубцем в шею; внизу, у изголовья — посланцы из ада с мешком, в который они ловят душу грешного.

Еще две сцены — «Видение Лествицы райской» и «Пещеры кающихся в Раифском монастыре» — располагаются в нижнем регистре иконы. Литературным источником этих сюжетов является «Лествица» — аскетическое сочинение преподобного Иоанна Лествичника, настоятеля Синайского монастыря, жившего в VI веке. Сам прославленный подвижник с развернутым свитком в левой руке изображен стоящим на небольшом ступенчатом возвышении, на фоне светлого храма. Прямо у его ног начинает­ся райская лестница, ведущая в небесный Иерусалим, на ступенях которой представлены монахи. Ангелы помогают праведным инокам подниматься по лестнице, а грешных сталкивают в пропасть. Остальную часть регистра занимает развернутая картина темниц Раифского монастыря, где пребывали монахи, впавшие в грех. Все изображения снабжены развернутыми текстами.

Текст над клеймом «Изгнание из рая» (слева):

«...АДАУМА И ЕВГУ // ЕНЪ ИЗГНАТИ И ПОВЕЛЕ ГСДЬ // ЕМА ЕДЕМСКАЯ ХЕРУВИМУ»

Текст над клеймом «Изгнание из рая» (справа):

«ЧАВКЪ ПРИВЯЗАНЪ ПРОМЕЖЬ РА // ЕМЪ И МУКОЮ МЛСТН. ТВОРИА А БЛОУДА// НЕОСТАЛЪ МЛСТЫНИ РАДИ МУКИ ИЗБАВЛЕНЪ БЫ // БЛУДА ЖЕ РАДИ БЛАЖЕНАГО РАЯ ЛИШЕНЪ ЕСИ ЧЛВЕЧЕ // БЛОУДНИКОМЪ И ПРОЛЮБОДЕЕМЪ СОУДИТЪ ТЪ // БЛУДНИЦИ И ПРЕЛЮБОДЕИ ЦРСТВИЯ БЖЯ // НЕ НАСАЕДЯТЪ»

Текст над клеймом «Милостивый блудник»:

«АНГЛЪ ГСДЬ ПРЕДСТАС И РЕЧЕТЬ ОУКАЯННЬ ЧЛВЧЕ УПОВЕ// К ГСУ К БГУ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ ОУЖЕ БО ТОРГЪ РАССЫПАСЕ// ВРЕМЯ МИМИ ИДША ЧАС ПРШЕЛ КОУПЦИ РАЗДЫШАСЕ// ПО ДО­МОМ НЕСТЬ ПРОДАЮША НИ КУПУЮЩАГО ОУЖЕ БО К ТОМЪЕ// СПАСЕНИЮ НАДЕЖА»

Текст над клеймом «Смерть праведного»:

«ЕДОША АНГГЛ И ПОЯТИ ДУШУ ЕГО ДША НЕ ХОТЯШЕ ИЗЫТИ ОТ ТЕЛЛЕСО ЕГО И НАЧИТЬ Ю ОУТЕШАТИ И РЕЧЕ ГАВРИИЛ // ...И СИЮЕДЕ ОВЕЩАЕ НЕМУ МИХАИЛЪ ПЕЕВТЪ НАМЪ ОТ ВЛДКИ НЕ С НУЖДЕЮ ПОЯТИ СИЮ СГЕ РАДИ // ЕСОИ ЖЕ МИХАИЛ ГЛА ВЕЛИИ РЕЧ ГСИ ЧТО ПОВЕЛЕ ИЕ УЕЕО ДШИ СЕ ПОНЕЖНЕ ХОЩЕТ ИЗЫТИ ПРИДЕ ЖЕ К НЕМ ГЛАС ГЛЯ СЕ ПО //Е И Е ВПРАВДНЫЕ КРАСОТУ ПЕНИЕЕПЪ С РАДОСТЕЮ ВЫЖ Е И ЕДИНУ ТЕЕЛА СЕ ПРИИДОЖА ВНЕЗА // Е ЕНИ ЗЕЛО И НАЧАТ ПЕТИ ПЕНИЯ КРАСНО ЗЕЛО //ЕСОТУ ЕЛЕ НИА ИЗЫДЕ РАДУЮЩИСЯ»

Текст между клеймами «Смерть праведного» и «Смерть грешного»:

«СТАРЕЦЬ ЖЕ // ВИДЕ И СЕГ МНИХАС Я// АВИМА И ПОЧИВАЕМАО // СЕ КНЗЪ ЖЕ И ВЕЛ // МОЖИ ВЕЛМИ ЕГ // БЛАЖАЩЕ И ВСЕ // ЛЮД ГЛАЮЛЮЩЕ // ЯКО ЕГО РАДИ НАМ ГСМ // ДАРОВА ПИЩУ //И ОДЕЖДУ И НЕ НА // ДЕЖДИ НШЕЯ ОТ // ПАДОХО ЧТО БУ БО // БУДЕТЪ НАМЪ О ПРЕ // СТАВЛЕНИ ЖЕ ЕГ // ВИДЕСТОЛЕПНЫ // ОНЪ СТАРЕЦЬ // АНГГЛЪ ГНЬ ПРИДЕ // ЕПРАСНО ОУ ДАР// СКИПЕТРОМ О ДУ // ШУ ЕГ БЕСИ ЖЕ // ЗЛЕ ВОСХИТЯ // ШЛЮ»

Текст над клеймами «Лествица Иоанна Лествичника» и «Пещеры кающихся в Раифском мона­стыре»:

«БЫС ИГУМЕНОМ В РАИФЕ МОНАСТЫРЕ ИМЕЖ ЧИСЛО БРАТИ СИЛ И ОСОБНА О СЛОВ ЧЕТВЕРТАГО О ПОСЛУШАНИИ И ОПЕ ОПЕЧЕНЕМ И ИСТИННЕМ ЖЕ И О ТЕМНИЦЫ БЮОУЮДЕ СТЫЯ ОСУ...»

Состав изображений на боковых алтарных дверях русских иконостасов не был строго определен­ным, но северная дверь часто включала в себя сюжеты с изображением рая и поэтому называлась «райской». Подобные двери упоминаются в описях Успенского собора и церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. Все изображения северной двери Введенской церкви укладываются в богослужебный цикл, связанный с событиями Мясопустной недели и Великого поста (Шахина 2000).

Колорит иконы построен на сочетании различного оттенка охр и темно-зеленых тонов с неболь­шими вкраплениями киновари. Стилистически икона близка произведениям местных северных мас­теров XVI века. Наличие обширных текстов и тонкое письмо (особенно в нижней части двери) свиде­тельствует о том, что расписавший ее художник обладал навыками мастера-миниатюриста.

Литература: Варлаам 1859. С. 18—19; Толстой 1868; Никольский 1910. С. 82, 185; Кочетков, Лелекова, Подъяпольский 1979. С. 88-90; Петрова 1994. С. 47-52; Петрова и др. 2002. С. 65-66.