«Живопись художника Н.В. Баскакова»
Жизнь и творчество Н. Баскакова, известного вологодского художника, сегодня трудно себе представить вне вологодской, родной для него земли. Здесь он родился в г. Кадникове, вырос, возмужал, нашел свое призвание, в чем немалая заслуга его первого учителя, художника В.В. Тимофеева (1886-1954), который организовал и возглавил художественную студию в г. Соколе Вологодской области, в городе, где жил и учился Н. Баскаков. Здесь на вологодской земле сформировалось и окрепло его творчество.
Н. Баскаков относится к тому поколению художников, чья юность пришлась на годы военного времени. В 1945 году шестнадцатилетний юноша Коля Баскаков уезжает учиться в Московское художественное училище «Памяти 1905 года», А в 1956 году, после окончания Московского художественного института им. В. Сурикова, Н. Баскаков возвращается на родину.
По возвращении на Вологодчину Н. Баскаков проявляет активную творческую и общественную деятельность и в 1961 году возглавляет Вологодскую организацию Союза художников РСФСР. Художник пишет портреты своих современников, пейзажи Вологды и ее окрестностей, натюрморты.
Город Вологда становится для Н. Баскакова не только основным местом жительства, но и «прибежищем души» мастера, неким «живым организмом», близким ему существом. Город в живописных образах является для художника средоточием его чувств. Их взаимоотношения передаются через эмоциональный накал душевных переживаний, чувств, настроений, овладевающих живописцем в данных обстоятельствах и в данный момент. Не поэтому ли в его пейзажах, посвященных родному городу, всегда ощущается взволнованный, исповедальный голос автора?
В вологодских пейзажах Н. Баскакова зачастую радость бытия омрачается горечью утрат, которые вызваны разрушением облика древнего города, близкого сердцу художника. В них каждый новый взволновавший художника мотив подтверждает его сопричастность к судьбе города.
Начало 60-х годов было достаточно плодотворным и успешным временем для художника. Он создает ряд замечательных портретов вологжан, своих земляков. Портреты написаны уверенным, лепящим форму мазком. Через гармонию цветовых отношений художник передает свои чувства к модели, прежде всего, как к личности мыслящей и одаренной. Работы Н. Баскакова этого времени лиричны по настроению, согреты теплыми дружескими чувствами живописца к портретируемому. Но вся натура художника заключается в том, что, достигнув определенной поставленной пластической задачи, он не повторяется, не эксплуатирует найденный живописный ход, а стремится к новым свершениям.
Незатейливая простота мотивов произведений художника, их повторяемость не умаляет ни живописную выразительность, ни содержательную остроту созданных им образов. В каждом отдельном случае, незначительно изменяя цветовые отношения, он добивается отличного по интонации, эмоциональной окраске то взволнованного, тревожного, то спокойного, ясного звучания образа.
Художник «смоделировал» на плоскости свой всеобъемлющий мир: пронзительный и взволнованный, прекрасный и гармоничный. Мир его образов - Вологодская земля, «волшебный край», который для художника стал той самой «драгоценной каплей», вмещающей всю Вселенную.
В творчестве он беспощаден к себе. Отдается любимому делу с полной самоотдачей, в поиске порой доходя до изнеможения, терзая измученное сознание сомнениями, и потом опять в путь, к неведомому. Открытия и горечь разочарования - все это для мгновения счастья, когда к согласию приходят душа мастера и мир вокруг, а главной посредницей между ними всегда для Н. Баскакова была живопись.
Искусство Николая Баскакова, связанное с поисками и экспериментами в пределах самой пластики, и по сей день является необходимым «питательным источником» для современных вологодских художников. Его произведения воспринимаются остро и современно.
Николай Баскаков, как никто другой, сумел передать в них чувство своего времени, его нерв, драматичность.
Н. Баскаков относится к тому поколению художников, чья юность пришлась на годы военного времени. В 1945 году шестнадцатилетний юноша Коля Баскаков уезжает учиться в Московское художественное училище «Памяти 1905 года», А в 1956 году, после окончания Московского художественного института им. В. Сурикова, Н. Баскаков возвращается на родину.
По возвращении на Вологодчину Н. Баскаков проявляет активную творческую и общественную деятельность и в 1961 году возглавляет Вологодскую организацию Союза художников РСФСР. Художник пишет портреты своих современников, пейзажи Вологды и ее окрестностей, натюрморты.
Город Вологда становится для Н. Баскакова не только основным местом жительства, но и «прибежищем души» мастера, неким «живым организмом», близким ему существом. Город в живописных образах является для художника средоточием его чувств. Их взаимоотношения передаются через эмоциональный накал душевных переживаний, чувств, настроений, овладевающих живописцем в данных обстоятельствах и в данный момент. Не поэтому ли в его пейзажах, посвященных родному городу, всегда ощущается взволнованный, исповедальный голос автора?
В вологодских пейзажах Н. Баскакова зачастую радость бытия омрачается горечью утрат, которые вызваны разрушением облика древнего города, близкого сердцу художника. В них каждый новый взволновавший художника мотив подтверждает его сопричастность к судьбе города.
Начало 60-х годов было достаточно плодотворным и успешным временем для художника. Он создает ряд замечательных портретов вологжан, своих земляков. Портреты написаны уверенным, лепящим форму мазком. Через гармонию цветовых отношений художник передает свои чувства к модели, прежде всего, как к личности мыслящей и одаренной. Работы Н. Баскакова этого времени лиричны по настроению, согреты теплыми дружескими чувствами живописца к портретируемому. Но вся натура художника заключается в том, что, достигнув определенной поставленной пластической задачи, он не повторяется, не эксплуатирует найденный живописный ход, а стремится к новым свершениям.
Незатейливая простота мотивов произведений художника, их повторяемость не умаляет ни живописную выразительность, ни содержательную остроту созданных им образов. В каждом отдельном случае, незначительно изменяя цветовые отношения, он добивается отличного по интонации, эмоциональной окраске то взволнованного, тревожного, то спокойного, ясного звучания образа.
Художник «смоделировал» на плоскости свой всеобъемлющий мир: пронзительный и взволнованный, прекрасный и гармоничный. Мир его образов - Вологодская земля, «волшебный край», который для художника стал той самой «драгоценной каплей», вмещающей всю Вселенную.
В творчестве он беспощаден к себе. Отдается любимому делу с полной самоотдачей, в поиске порой доходя до изнеможения, терзая измученное сознание сомнениями, и потом опять в путь, к неведомому. Открытия и горечь разочарования - все это для мгновения счастья, когда к согласию приходят душа мастера и мир вокруг, а главной посредницей между ними всегда для Н. Баскакова была живопись.
Искусство Николая Баскакова, связанное с поисками и экспериментами в пределах самой пластики, и по сей день является необходимым «питательным источником» для современных вологодских художников. Его произведения воспринимаются остро и современно.
Николай Баскаков, как никто другой, сумел передать в них чувство своего времени, его нерв, драматичность.
LINE: 693
MySQL Query Error: SELECT BE.ID as ID,BE.NAME as NAME,DATE_FORMAT(BE.DATE_CREATE, '%d.%m.%Y %H:%i:%s') as DATE_CREATE,BE.PREVIEW_TEXT as PREVIEW_TEXT,BE.PREVIEW_TEXT_TYPE as PREVIEW_TEXT_TYPE FROM b_iblock B INNER JOIN b_lang L ON B.LID=L.LID INNER JOIN b_iblock_element BE ON BE.IBLOCK_ID = B.ID INNER JOIN b_iblock_element_prop_s64 FPS0 ON FPS0.IBLOCK_ELEMENT_ID = BE.ID WHERE 1=1 AND ( ((((BE.IBLOCK_ID = '64')))) AND ((((BE.ACTIVE='Y')))) AND ((((FPS0.PROPERTY_181 LIKE 'ELEMENT')))) AND ((((FPS0.PROPERTY_180 = '48911')))) ) AND (((BE.WF_STATUS_ID=1 AND BE.WF_PARENT_ELEMENT_ID IS NULL))) ORDER BY BE.ID desc [Table 'b_iblock_element' is marked as crashed and should be repaired]
|