Ремесло и шедевры
В 2014 году на первом этаже Архимандричьих келий открылась выставка «Ремесло и шедевры», на которой представлены произведения иконописного и декоративно-прикладного искусства XV– начала XX века из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Широкой публике давно известны художественные памятники XV–XVII веков, принадлежащие к числу совершенных образцов русского средневекового искусства, поступившие из храмов Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей. Среди них иконописные ансамбли конца XV века соборов Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и Успения Богородицы Кирилло-Белозерской обители, произведения ювелирного искусства, исполненные виртуозными серебряниками Оружейной палаты, изделия лицевого шитья работы искусных мастериц Вознесенского монастыря Московского Кремля и Горицкой обители.
Наряду с прославленными шедеврами, в церквях этих знаменитых северных монастырей и расположенных рядом с ними приходских храмах находились произведения, не имеющие столь высокие художественные достоинства. В первых учетных книгах Кирилло-Белозерского музея нередко такие памятники были отмечены как произведения «третьего сорта». Однако в последние годы именно они вызывают неизменный интерес у знатоков русского искусства, позволяя наиболее полно раскрыть художественные тенденции, протекавшие в провинциальных центрах. Поэтому не случайно выставка объединила памятники, исполненные с разным вкусом и мастерством. Здесь можно увидеть изделия выдающихся столичных и вологодских мастеров, принимавших участие в украшении северных храмов, и местных специалистов. Некоторые работы северных мастеров отличаются изяществом форм, лиричностью образов, другие — просты и нередко наивны в исполнении, и вместе с тем необычайно эмоционально выразительны. Экспонирование многих памятников стало возможным после проведения реставрационных работ.
Кирилло-Белозерский монастырь был крупным религиозным и культурным центром на Севере. На его территории размещались «мастеровые избы», где трудились ремесленники разных специальностей. Монастырские документы XVI–XIX веков перечисляют имена монастырских старцев, крестьян из вотчин Кирилло-Белозерского монастыря, а также мастеров из других городов, преимущественно Вологды и Белозерска, занимавшихся иконописанием. Исследователи прослеживают работу «иконописной службы» монастыря на протяжении почти 100 лет, с конца XVII века по 70-е годы XVIII столетия. Некоторые мастера работали в течение очень короткого срока, имена других отмечены в документах на протяжении многих лет, сохранились сведения и о немногочисленных династиях иконописцев. Эти мастера занимались починкой икон, писали, главным образом, пядничные иконы на раздачу, реже — святые образы для храмов северных монастырей и приходских церквей. Обучались иконники ремеслу, как в самом монастыре, так и в столичных центрах, где приобретали опыт в создании церковной живописи маслом на холсте. Значительные работы в монастыре выполняли приглашенные мастера. На выставке представлены иконы из храмов Кирилло-Белозерского монастыря, близлежащих обителей и церквей, созданных в рамках традиционного иконописания и демонстрирующих влияние искусства Нового времени с его последними требованиями к характеру живописи, прочтению известных сюжетов. Русская икона позднего времени сейчас привлекает широкий круг исследователей. Художественный уровень таких памятников, демонстрирующих разнообразие стилей, почерков и направлений, различен и отражает особенности развития искусства иконописания, духовных и экономических процессов, протекавших в данном регионе. В связи с этим, особый интерес вызывают подписные произведения, позволяющие наиболее полно воссоздать истинную картину развития художественной культуры северного края. Ряд таких иконописных памятников экспонируются на выставке.
Кирилло-Белозерский монастырь был одним из самых богатых на Руси. Он пользовался повышенным вниманием членов великокняжеской фамилии и других знатных особ. Они одаривали монастырь вотчинами, денежными вкладами, пополняли драгоценными изделиями ризницы и храмы, фантастическое богатство которых восхищало современников. Основу музейной коллекции художественного серебра составляют памятники XV–XVIIвеков, поступившие в музей из Кирилло-Белозерского монастыря и его московского Афанасьевского подворья. Среди них драгоценные уборы икон, напрестольные Евангелия, наперсные и напрестольные кресты, потиры, чарки, лампады, подсвечники. Произведения, выполненные выдающимися серебряниками, в том числе московской Оружейной палаты, изящны, отличаются тонкой резьбой, превосходными чеканными и сканными орнаментами, эмалевыми и черневыми композициями. Реформы Петра I и Екатерины II подорвали экономическое благополучие монастыря. В XVIII -XIX столетиях практически прекратился поток пожертвований в обитель драгоценных вещей. В данный период в монастыре широко применялась практика переплавки ветхого серебра (церковных вещей) для изготовления из полученных слитков новых культовых предметов. Такими примерами служат — дарохранительница, рипиды, клейма с Царских врат из церкви Введения Марии во храм, выполненные в 1770-е годы, чеканный оклад с иконы «Господь Вседержитель» XIXвека. В XVIII–XIX веках Кирилло-Белозерский монастырь привлекал к исполнению заказов, как правило, вологодских и местных серебряников. Произведения их можно также увидеть на выставке «Ремесло и шедевры».
Своей крупной, богатой традициями серебряной мастерской в монастыре не сложилось. Сохранились лишь упоминания о некоторых мастерах, работавших в обители. В их числе были кирилловские монахи, а также и главным образом пришлые вологодские и белозерские серебряники, трудившиеся в специальной избе, находившейся на территории Нового города Кирилло-Белозерского монастыря. Несколько предметов, размещенных на выставке, были изготовлены первым жалованным мастером, появившимся в обители лишь в 30-х годах XVIII века. На выставке демонстрируется и ряд памятников, отличающихся высокими художественными достоинствами и являющимися ценными историческими реликвиями, которые в 1929-1950-е годы поступили в фонды музея из близлежащих монастырей, храмов и различных учреждений.
В экспозиции представлены произведения орнаментального и лицевого шитья XVII–XIX веков. Это облачения духовенства, комплекты покровцов, шитые из дорогих тканей и украшенные жемчугом, бисером, золотными и серебряными нитями, серебряным кружевом. Отличаются богатством материалов, многообразием технических приемов и тонкостью работы предметы, ранее находившиеся в храмах и ризницахКирилло-Белозерского, Горицкого, Ферапонтова монастырей. Кирилло-Белозерский монастырь драгоценные шитые вещи покупал, получал в виде пожертвований. Многие богослужебные предметы выполнялись для монастыря в светлицах знатных и богатых домов, женских монастырях. В 1665 году московскими мастерицами был исполнен покров «Преподобный Кирилл Белозерский» – вклад царицы Марии Ильиничны Милославской, – предназначавшийся на раку основателя монастыря. Крупным центром женского рукоделия на Белозерье являлся Горицкий монастырь. Начало этому рукоделию в Горицахв середине XVIвека положила основательница этого монастыря княгиня Ефросинья Старицкая, тетка царя Ивана Грозного. Во время опалы свою золотошвейную мастерскую, славившуюся необычайно искусным шитьем и утонченным стилем рисунка, она перенесла из своей московской усадьбы в Горицкий монастырь. В XVII–XVII веках экономические и хозяйственные проблемы, постигшие монастырь, не замедлили отразиться на деятельности золотошвейной мастерской. В начале XIX века грамотное управление монастырем игуменьей Маврикией способствовало его новому расцвету и возрождению в обители золотошвейного искусства. Пошив церковных облачений и личное шитье относились к хозяйственным послушаниям, с которым насельницы успешно справлялись, принося немалые дополнительные средства монастырской казне. Прекрасные произведения, шитые горицкими монахинями, вызывали у путешественников немало восторженных отзывов. В 1847 году профессор Степан Петрович Шевырев писал: «Разные женские рукоделия процветают в монастыре, и во всем заметен вкус…едва ли где можно найти более изящества во вкусе, в выборе цветов и украшений. Здесь золото, серебро, жемчуг, шелка, ткани – все покорилось благочестию избранного вкуса женского…»[i].
Особый пласт православной культуры занимает старообрядчество, сторонники которого отвергали церковную реформу, предпринятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым в середине XVII века. Раскольники, жестоко преследуемые правительством, вынуждены были искать новые места для поселения. Так старообрядчество широко распространилось на территории русского государства. В концеXVII – начале XVIII века появились первые старообрядческие деревни и в Вологодском крае. Кирилло-Белозерский музей-заповедник хранит произведения меднолитой пластики (восьмиконечные кресты, иконы, складни, созданные, как правило, поморскими и московскими литейщиками крупных старообрядческих центров — Выговского монастыря, Преображенской общины и Гуслицы), а также старообрядческие книги, иконы и лубочные картинки, повествующие о жизни святых, человеческих грехах и их наказаниях. Значительная часть старообрядческой культовой утвари поступила в музей из молельни, закрытой в 1930-е годы в Новленском сельском совете Вологодского района.
LINE: 693
MySQL Query Error: SELECT BE.ID as ID,BE.NAME as NAME,DATE_FORMAT(BE.DATE_CREATE, '%d.%m.%Y %H:%i:%s') as DATE_CREATE,BE.PREVIEW_TEXT as PREVIEW_TEXT,BE.PREVIEW_TEXT_TYPE as PREVIEW_TEXT_TYPE FROM b_iblock B INNER JOIN b_lang L ON B.LID=L.LID INNER JOIN b_iblock_element BE ON BE.IBLOCK_ID = B.ID INNER JOIN b_iblock_element_prop_s64 FPS0 ON FPS0.IBLOCK_ELEMENT_ID = BE.ID WHERE 1=1 AND ( ((((BE.IBLOCK_ID = '64')))) AND ((((BE.ACTIVE='Y')))) AND ((((FPS0.PROPERTY_181 LIKE 'ELEMENT')))) AND ((((FPS0.PROPERTY_180 = '237768')))) ) AND (((BE.WF_STATUS_ID=1 AND BE.WF_PARENT_ELEMENT_ID IS NULL))) ORDER BY BE.ID desc [Table 'b_iblock_element' is marked as crashed and should be repaired]
|