С.Н. Смирнова - Музей и посетитель

Вестник 5 (Сентябрь 2004 г.)

Музей и посетитель

С.Н. Смирнова

С этого года сотрудники экскурсионного сектора научно - просветительного отдела начали проводить анкетирование. Исследование музейного посетителя является необходимым условием разработки методов повышения эффективности экспозиции и совершенствования методики экскурсионной работы. На основании изучения впечатлений от музея можно говорить об эффективности его научно-просветительской деятельности и работать над её усовершенствованием. Такое исследование проводилось в июне. За месяц на вопросы анкеты ответили 48 человек. Следует отметить, что анкетирование проводилось только среди организованных групп, за исключением теплоходных. Несмотря на небольшое количество анкет, попытаемся сделать выводы о составе посетителей музея, выявить их мнение о музейных экспозициях, проанализировать предложения и замечания туристов.

Анкета включает 11 вопросов, некоторые из них имеют до 6-ти возможных вариантов ответа, плюс «открытый» вариант. Эти 11 вопросов условно могут быть разделены по содержательной части на несколько групп. Первая группа вопросов касается социально-демографических данных, которые представлены достаточно полно: возраст, образование, место жительства. Вторая группа вопросов посвящена цели посещения музея. Косвенно она позволяет выяснить вопрос о музейной рекламе и информации. Третья группа вопросов выявляет отношение посетителя к музейной экспозиции в целом. Заполнение анкет проводилось после осмотра экспозиций музея. Это дало возможность посетителю высказать окончательно сложившееся мнение о музее и заодно передохнуть после турне по экспозиционным залам. Нужно отметить, что реакция посетителей на проведение анкетирования была положительной. Они обстоятельно и с охотой заполняли предложенные им анкеты.

Первое, на что было обращено внимание в исследовании, возрастной состав посетителей. Полученные данные можно представить в виде следующей таблицы:

Итак, среди опрошенных молодёжь (до 30 лет) составляет подавляющее большинство 67 %. Группа до 18 лет наиболее представительная в составе посетителей.

Общее представление об образовательном уровне посетителей музея дают данные, приведённые в таблице ниже:

Анализ таблицы позволяет констатировать, прежде всего, то, что основной массив исследуемых посетителей имеет неполное среднее образование. Значительную группу составляют квалифицированные люди, имеющие высшее образование (38 %).

Не менее интересным в изучении социально-демографического состава посетителей является их местожительство. Данные, полученные в исследовании, могут быть представлены следующим образом:

При анализе данных этой таблицы можно сделать вывод, что основной процент посетителей - приезжие (93 %). Кроме вологодских и московских туристов, музей принимал гостей из Санкт-Петербурга, Архангельска, Карелии. Среди опрошенных были граждане Украины. Так как анкетирование проводилось среди туристов, посещающих главную экспозицию музея, то процент местного населения невелик (6 %). Кирилловчане посещают в основном новые выставки. Если бы анкетирование проходило на временных выставках, то процентное соотношение приезжих и местных посетителей было бы иным.

Особую ценность для практической деятельности музея имеет изучение групп одновременно по основным социально-демографическим параметрам и с точки зрения их активности по отношению к музею. Понятие активности в данном случае включает стимулы и мотивы посещения музея. Анкета выделяет следующие стимулы: советовали родственники или знакомые, на посещение натолкнула информация из рекламных буклетов, сети Интернет, пришёл с экскурсией. Анализ анкет позволяет узнать, что 33 % посетителей узнали о нашем музее через родственников и знакомых, 41 % пришли с экскурсией, то есть посещение музея входило в туристическую путёвку. Остальные получили информацию о музее из рекламных буклетов (8%), из книг (4 %), из сети Интернет (2 %). Школьники и студенты слышали о нас, когда изучали курс истории (4 %). Некоторые были здесь неоднократно (8 %). Отметим, что стимул, связанный с рекламой, оказал воздействие на 10 % посетителей. Положительным для посещаемости музея оказывается и тот факт, что значительное число туристов делится своими впечатлениями с родственниками и знакомыми. Кстати, на вопрос анкеты «Хотели бы Вы ещё раз посетить музей и порекомендовать его Вашим знакомым?» все опрошенные ответили положительно. 

Собранные в процессе исследования материалы характеризуют и мотивацию посещения музея. По данным анкетирования, преобладающим мотивом в посещении является познавательный мотив. 46 % посетителей пришли в музей за получением новой информации. Однако его роль не ограничивается удовлетворением познавательных способностей. Не менее важна возможность получения в музее положительных эмоций. Эмоциональная сторона отдыха в музее отразилась во мнениях посетителей довольно высокими количественными показателями /41 % /. Из них 23 % выбрали в анкете среди предложенных вариантов мотива посещения не только отдых, но и общение с другими людьми. Посещение музея затрагивает и ту сферу свободного времени, которая связана с воспитанием и образованием учащихся. Так, около 10 % посетителей преследуют учебно-познавательные цели и пришли в музей для углубления школьной и институтской программы. Обращает внимание сравнительно небольшое число посетителей, давших свой ответ на вопрос о цели посещения нашего музея. Они отмечают, что пришли сюда «для души, успокоения», «для знакомства с историей Русского Севера».

Одним из основных моментов социологического исследования гостей музея является анализ художественных предпочтений. В подавляющем большинстве (39%) опрошенные посетители проявили преимущественный интерес ко всему, что они видели в музее. 27% музейной аудитории назвали наиболее запомнившимся и понравившимся в музее отдел древнерусского искусства. 11% посетителей отдали предпочтение экспозиции, посвящённой истории монастыря. Архитектурный ансамбль монастыря своим величием и значимостью поразил 7% посетителей. Большое число туристов конкретизировали своё мнение, назвав отдельные музейные экспонаты. Наибольшей популярностью среди экспонатов пользуются иконы из деисусного ряда Успенского иконостаса. Многие посетители назвали в числе понравившихся музейных предметов рукописные книги, оружие XVII в., одежду Кирилла. Однако у 16% анкетируемых этот вопрос вызвал затруднения.

В конце анкеты посетители могли высказать свои замечания и предложения. Большинство (37%) высказалось за открытие кафе на территории музея, 10% анкетируемых предложили установить дополнительные указатели и продлить время работы музея, 8% отметили необходимость размещения в Архимандричьем корпусе туалета для посетителей. Прозвучали предложения обустроить на территории дорожки, разрешить бесплатные фото- и видео-съёмку, снизить цены на сувениры, открыть для посещения Успенский собор, создать хороший видеофильм о музее, а также давать больше рекламы на телевидение. Многие посетители в графе «Ваши предложения» выражали благодарности экскурсоводам и свои пожелания. Процитируем некоторые из них: «Понравилась организация и ведение экскурсии, очень много нового и интересного. Большое спасибо», «Спасибо. Всё понравилось», «Всё хорошо и красиво», «Хороших посетителей, удачной работы», «Процветать, дарить тепло, добро, душевное спокойствие», «Пусть этот монастырь живёт вечно!!!», «Кирилло-Белозерскому музею - счастья, больше посетителей, отреставрировать больше вещей», «Продолжить реставрацию, чтобы этот монастырь надолго сохранился», «Друзья, продолжайте реставрацию, и тогда будет ещё интереснее!», «Реставрировать быстрее, привлекая средства богатых людей».

Проведённое анкетирование, прежде всего, дало возможность выяснить мнения посетителей об экспозиции и их пожелания музею. Ответы опрошенных туристов свидетельствуют об эмоциональной удовлетворённости после осмотра музея. Исследование также показало, что в целом посетители правильно понимают специфику музея как хранилища подлинных памятников материальной и духовной культуры и специфичность музейной информации, в основе которой лежит подлинный музейный предмет. Об этом свидетельствует большое число посетителей, назвавших в ответе на вопрос анкеты «Какие экспозиции Вам больше всего понравились в нашем музее?» отдельные музейные экспонаты.  

Обработка анкеты показала и некоторые её недостатки. Не вполне удачным оказался восьмой вопрос анкеты: «Какую экспозицию Вы посетили или желаете посетить?». В вариантах ответа перечислены все экспозиции музея. Организованные туристы, которые посещают главную экспозицию музея, как правило, не предполагают о существовании других экспозиций, поэтому вторую часть вопроса следовало опустить. Девятый вопрос «Какие экспозиции в музее Вам понравились больше всего?» вызвал затруднения у 16% опрошенных. Во-первых, он повторяет предыдущий. Во-вторых, все 48 анкетируемых посещали с экскурсией только две экспозиции: «История монастыря», «Древнерусское искусство XV - XVII вв.» Полезней было бы узнать, какого рода музейные экспонаты наиболее привлекательны для посетителей различных категорий. В связи с выявленными недостатками принято решение доработать вопросы анкеты и продолжить социологическое исследование после окончания туристического сезона. При этом планируется анкетировать не только экскурсантов, но и одиночных посетителей во всех экспозициях музея.