Мониторинг состояния росписей Дионисия собора Рождества Богородицы ансамбля Ферапонтова монастыря.
Мониторинг состояния росписей Дионисия собора Рождества Богородицы ансамбля Ферапонтова монастыря.

Осенью 2011 года закончена консервация росписей Дионисия 1502 года собора Рождества Богородицы ансамбля Ферапонтова монастыря, которая проводилась силами художников-реставраторов Федерального государственного бюджетного научно – исследовательского учреждения «Государственный научно - исследовательский институт реставрации» (ГосНИИР, г. Москва) на протяжении 30 лет. Работы, выполненные за этот период, имеют не только важное значение для сохранения стенописи собора, но являются примером комплексного подхода к реставрации памятника древнерусской архитектуры и стенописи ХV-ХVI веков, представляют собой эталонный образец для памятников мировой культуры.
Проведенные работы приняты комиссией, которая состояла из представителей Министерства культуры Российской Федерации, Управления Минкультуры России по Северо-Западному федеральному округу и музея. Приемочной комиссией был составлен акт приемки работ, членами комиссии рекомендовано продолжение регулярного контроля за микробиологическим состоянием воздушной среды и поверхностью красочного слоя, а также осуществление систематического мониторинга состояния настенной живописи с привлечением авторов проведенных консервационных работ.
Профилактические работы по консервации и реставрации росписей (мониторинг состояния росписей) начаты в 2012 году, продолжены в этом году, планируется проводить их ежегодно. Проблема защиты от повторного загрязнения и удаление вновь осевшей пыли очень важная и пока нерешенная проблема.
Консервация и расчистка росписей собора проводится по методике, разработанной ГосНИИР и согласованной Министерством культуры (авторы методики Лелекова Ольга Владимировна, Брегман Николай Георгиевич).
Профилактическая консервация росписи заключается в обследовании росписи и выявление при их осмотре и фотофиксации степени сохранности и вторичной загрязненности, связанной с большими интервалами времени после выполнения реставрационных работ и расположением выявленных повторных участков скопления пыли. Несмотря на тщательную каждодневную уборку полов собора, запыление красочного слоя происходит на всех ярусах. Особенно сильно загрязняется и служит накопителем пылевых загрязнений незаглаженная штукатурка откосов окон и горизонтальные поверхности архитектурных деталей и тяг. Для стенных росписей большое значение имеет характер микрорельефа поверхности стены, поэтому при очистке поверхности живописи от пылевых загрязнений художники-реставраторы проводят профилактическую консервацию росписей.
Для механического удаления загрязнений художниками-реставраторами ГосНИИР были изготовлены резиновые смеси, аналогичные выпускающейся за рубежом резине «Pelikan». Принцип использования резиновой массы сходен с применением размятого хлебного мякиша или теста, которые применяют реставраторы для удаления пыли. Однако резиновая масса несравненно более пластична и способна поглощать (связывать) очень большие количества пыли, удобна в работе, удаляет пыль без нажима, из нее легко делать «приспособления» разнообразной формы. Для удаления слежавшейся пыли хорошие результаты дало применение кистей с синтетическим волокном. Верхний плотный слой пыли слегка разрыхлялся и удалялся резиновой смесью. Белесый налет с живописи удалялся с помощью мягких кистей и резиновой смеси без увлажнения. В некоторых местах очистку поверхности выполняли «прокаткой» с применением ватных валиков, смоченных в смеси спирта с водой и туго отжатых по красочному слою, защищенному полиамидной «бумагой». Художники-реставраторы ГосНИИР применяют полиамидную бумагу швейцарской фирмы «Lascaux».
Для росписей собора Рождества Богородицы характерно наличие большого количества красочных слоев с так называемой «мелящей» поверхностью. Особенность «мелящих» красочных слоев не позволяет рассматривать удаление даже рыхлых пылевых загрязнений как безопасную операцию и требует не только высокой квалификации реставраторов – исполнителей, но также большой методичности и ограничений в степени воздействия на такие красочные слои.
Визуальное обследование росписей сопровождается разномасштабной фотосъемкой. В 2012 году профилактические работы по консервации и реставрации росписей были проведены в северной и западной части собора. Общие виды композиций и ранее выполненные картограммы композиций объединялись в комплекс детальной документации. Различные фрагменты росписи при расчистке от загрязнений потребовали выполнения крупномасштабной фотосъемки в различном свете, боковом и репродукционном. Выявление тонких слоев пыли на светлых красочных слоях и утоньшенных контрольных участках загрязнений потребовало экспериментальных фотосъемок в УФ - лучах, что показало возможность использования специальных разработанных УФ–осветителей для наблюдения и фотофиксации люминесценции деталей живописи, невидимых или плохо различимых при обычном видимом свете.
