Эволюция пластического образа терракотовой шарнирной куклы
Часть I. Классификация кукол.
В течение многих лет в Кирилло-Белозерском музее – заповеднике ведутся занятия по керамике и гончарному ремеслу. В настоящее время к уже существующим направлениям работы с глиной добавилось еще одно – создание подвижных терракотовых кукол и кукол – марионеток. Оно стремительно завоевало популярность и любовь публики, в результате чего в январе 2013 года был создан клуб-студия миниатюры «Кукольный дом». Изделия, созданные учениками в процессе обучения, отличаются продуманностью образов, качеством исполнения и тщательностью отделки деталей. Но навыки лепки требуют постоянного совершенствования. Поиск новых выразительных средств выявил потребность в изучении истории глиняной куклы - марионетки и систематизации полученных знаний. К тому же надежная теоретическая база стимулирует творческий процесс, позволяя использовать достижения прошлого в наши дни.
История подвижных терракотовых кукол уходит корнями в глубокую древность. Это особое явление художественной культуры, связанное, в первую очередь, с эпохой античности. Слово «античность» (восходит к лат. antiquitas - древность) – в общем смысле означает «греко-римская древность», то есть цивилизация Древней Греции и Древнего Рима, начало которой определяется VIII в. до н. э. В течение полутора тысяч лет, вплоть до VI в. н. э., античные мастера – гончары, скульпторы и коропласты - изготавливали подвижные терракотовые фигурки, которые сохраняли устойчивость сюжетов, меняя свой внешний облик, формы, пропорции и размеры. К концу античной эпохи они приобрели, наконец, вид и конструкцию современной шарнирной куклы. Именно поэтому сегодня можно говорить о керамических куклах – марионетках как о самостоятельном художественном явлении в искусстве Древнего мира.
Идея написания данной статьи возникла в связи с необходимостью выявить зависимость внешней эстетики терракотовых кукол от технологии их изготовления. В процессе исследования появлялись все новые вопросы: какое место марионетки занимают в общей системе классификации кукол, каково их назначение, функционал и возможности? Несмотря на разнообразие видов терракотовых кукол античности, автору статьи не удалось найти их единой классификации. Независимо от вида и периода создания, их называют то куклами, то фигурками, то статуэтками и т.д. Я предлагаю ввести классификацию на основе техники изготовления куклы и степени ее подвижности.


Слепок с модели (форма для отминки) выполнялся из пласта, составленного из двух слоев глины. Для внешнего слоя глина должна быть жесткая, способная «держать форму». Для внутреннего слоя – мягкая, позволяющая при сильном нажатии заполнить все вогнутости и впадины рельефа модели. Тиражирование кукол с помощью готовых форм, осуществлялось мастерами - коропластами.
Не следует путать технику отминки в глиняной форме с техникой отливки в гипсовой форме. Отличие этих приемов заключается в степени плотности исходного материала. В первом случае используется пластичная глиняная масса, тогда как во втором – жидкая глина (шликер). Разница керамики, получившейся в результате применения данных техник, определяется толщиной и равномерностью стенок готового изделия.
На основании описанных технологических приемов все многообразие подвижных глиняных кукол античности можно разделить на несколько категорий:
подвеска с подвижными деталями на перекладине (техника изготовления: вытачивание на гончарном круге, ручная лепка, минимальная подвижность), |
|
подвесная шарнирная фигурка (техника изготовления: отминка основной детали в одночастной глиняной форме, ручная лепка подвесных деталей, ограниченная подвижность), |
|
терракотовая скульптура малых форм (техника изготовления: использование двухчастных форм для отминки деталей, сложная составная конструкция, полное отсутствие подвижности), |
|
шарнирная статуэтка (техника изготовления: использование двухчастных форм для отминки, подвижные сочленения в плечевых суставах, ограниченная подвижность, необходимость дополнительных предметов для поддержки фигуры), |
|
шарнирная кукла - марионетка (техника изготовления: использование двухчастных форм для отминки, подвижные сочленения в плечевых и коленных суставах, средняя степень подвижности) |
|
театральная марионетка, комические персонажи (комбинированная техника изготовления, подвижная голова, подвижные сочленения в плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставах, высокая подвижность). |
|
Так как исходным материалом для данных категорий кукол является глина, все они объединяются общим названием «терракота», что означает «обожженная глина» (по-итальянски «terra cotta» - жженая земля). При анализе автор разделяет технологическую и художественную составляющие работы. С технологической точки зрения новые формы возникают в результате попыток выяснить возможности материала - глины, - исходя из ее свойств и следуя общим законам формообразования. Можно проследить развитие образа, выявив логическую цепочку поэтапного усложнения используемых приемов. А технологические приемы в керамике – величина постоянная, так как свойства глины не меняются на протяжении всей истории человечества. Что же касается художественной выразительности, она напрямую зависит от сложившейся в обществе системы эстетических предпочтений и влияния доминирующего вида искусства. Эволюция терракотовой куклы от условности к реалистичности и жизнеподобию происходила в прямой зависимости от развития монументальной скульптуры. В разные периоды развития акцент постепенно перемещался в сторону все большей детализации и усложнения образа, иногда в ущерб его цельности и простоте. И в какой-то момент керамика, благодаря найденным способам тиражирования изделий, стала подобием мраморной скульптуры в ее более дешевом варианте. Как это происходило, можно проследить, изучая историю куклы.

В рамках одной статьи невозможно охватить всю историю развития античных кукол. Представляется разумным посвятить ее изучению серию работ, первая из которых будет посвящена подвескам с подвижными деталями на перекладине, характерными для архаического периода. Предметом исследования второй статьи станет подвесная шарнирная фигурка (архаический и начало классического периода). Терракотовая скульптура малых форм (конец классического, эллинистический период) и шарнирная статуэтка (эллинистический период) станут темой третьей статьи. Кукла – марионетка и ее виды (домашняя, общественная и театральная) будет описана в четвертой статье.
