Реставрация масляной живописи
Кирилло-Белозерский музей-заповедник хранит и экспонирует разнообразные произведения русского искусства и культуры 18-19 веков. В обширной музейной коллекции представлены и несколько клировых портретов.
Провинциальный клировый портрет 18-19 веков, несмотря на то, что его отличает устойчивая типология, специфический образный строй, широкое повсеместное распространение, никогда не привлекал внимание исследователей. В 20 веке портреты церковных иерархов никогда не были предметом серьезного музейного и частного собирательства. Для искусствоведов, сотрудников художественных музеев-это было искусство '' второго плана '', для историков и экспозиционеров наглядная агитация к разделу выставки.
Первые изображения русских иерархов появляются в конце 17 века, а в 18 -19 веках они становятся массовым явлением. Потребность в них диктовалась распространением портретных галерей в архиерейских домах и крупнейших русских монастырях. Известно, что в 18-19 веках в Кирилло-Белозерском монастыре находилась небольшая коллекция картин и икон, написанных масляными красками на холсте. В монастырской галерее были и изображения местных иерархов. Портреты украшали парадные покои архимандрита монастыря. Очевидно, что в монастырском собрании преобладали не прижизненные, а мемориальные изображения церковных деятелей. Они представляли «историю новгородской епархии в лицах».
В 1924 году, после официального закрытия монастыря, как действующего, часть церковного имущества было передана во вновь открытый музей. Среди многочисленных предметов монастырского обихода первые музейные описи регистрируют и клировые портреты. Инвентарные книги музея за 1924-1929 годы фиксируют сохранность живописных полотен. Сохранность большей части портретов оценивается как плохая или неудовлетворительная. На полотнах отмечаются многочисленные осыпи красочного слоя, заплаты и прорывы холста. Из-за потемнения красок и покровного слоя лака, значительных загрязнений, невозможно было рассмотреть изображения на большинстве портретов.
Плохая сохранность исключала экспонирование и публикацию портретов прежде проведения серьезных реставрационных работ. Их реставрация в силу объективных причин началась только в 1991 году. Администрацией музея было принято решение о выделении большей части необходимых для реставрации средств из своего небольшого бюджета. Вторую жизнь портреты получили благодаря Олегу Михайловичу Ревину - сотруднику «Владспецреставрации» и студентам отделения реставрации масляной живописи Суздальского художественно- реставрационного училища. Ревин Олег Михайлович-художник-реставратор высшей категории, с более чем двадцатилетним стажем, сотрудничает с Кирилло-Белозерским музеем с 1978 года. Ему предстояла сложная и кропотливая работа по восстановлению портретов.
Предшествовавшие грубые поновительские работы, проведенные в 19 веке местными мастерами, во многом исказили первоначальную живопись полотен. Стремясь закрыть выпады красочного слоя, наносили краску и реставрационный грунт поверх сохранившейся авторской живописи. В дальнейшем эти слои краски неравномерно темнели, затрудняя восприятие картин, и потому записывались заново. В результате к моменту передачи живописных полотен в реставрационную мастерскую по всей их поверхности просматривалась неравномерная плотная пленка потемневшего загрязненного лака с затеками, искажающая авторский цвет, красочный слой на отдельных участках просматривался очень слабо. В некоторых местах виднелись старые подлаковые потертости красочного слоя. Наблюдались на полотнах и заходящие на авторскую живопись многочисленные разновременные тонировки. Последовала кропотливая, требовавшая невероятного терпения умения и мастерства работа по восстановлению клировых портретов.
Работа по реставрации проводилась в несколько приемов. В большинстве случаев необходимо было расправить загнутые кромки холста с авторской живописью, устранить деформацию, заделать прорывы методом «встык» с восполнение утрат основы, укрепить красочный слой и грунт, очистить живопись от многочисленных загрязнений, провести минимально необходимые тонировки грунта.
В 1970-е годы в нашей стране и за рубежом стал особенно актуальным принцип минимального вмешательства в подлинник. Осуществлением этого принципа на практике явилась разработка методики соединения кромок и прорывов картин на холстах методом «встык». Эта методика позволила отказаться от заплат, деформирующих со временем поверхность живописи, а в ряде случаев и от дублирования.
Особенно пострадал от времени, и неумелых поновлений 19 века портрет «Митрополита Амвросия (Подобедова)». На нем имелось наибольшее количество утрат красочного слоя. Заново были написаны некоторые живописные фрагменты. Авторский холст, как отмечено в музейном заключении о состоянии памятника, ветхий, «грунт на полотне тонкий, испещрен жестким мелкосетчатым кракелюром с приподнятыми краями», «живопись очень загрязнена: в пыли, копоти, плесени, экскрементах птиц и насекомых». Работа по восстановлению портрета продолжалась в течение нескольких месяцев и стала дипломным проектом студента Суздальского реставрационного училища Г.Ю.Колова. Под руководством и при непосредственном участии Ревина Олега Михайловича реставратором были восполнены утраты авторского холста, заделаны прорывы, укреплен красочный слой и грунт, устранена деформация. Картина была сдублирована и натянута на новый подрамник. Благодаря большой и кропотливой проделанной работе портрет обрел экспозиционный вид.
Одновременно с реставрацией велась и исследовательская работа по атрибуции полотен. Особенностью изучения картин в процессе реставрации, является то, что в этот момент имеется максимальный доступ к полотну, благодаря чему можно провести всестороннее исследование: выявить следы поздних переделок, индивидуальные приемы работы мастера, его имя и особенности его художественного стиля, иногда появляется возможность выявить и имя портретируемого. Реставрация предоставляет возможность частично или полностью атрибутировать произведение.
Так в реставрационную мастерскую поступил портрет в музейных документах значащийся портретом митрополита Гавриила 19 века. Памятник был не экспозиционен, так-так покровный слой лака побурел, прожух, а лицевая сторона холста очень сильно загрязнена. Многочисленные разрывы холста и утраты красочного слоя затрудняли работу реставратора. В нижней части картины были выявлены грубые записи и меловые вычинки 19 века. Благодаря работе, проделанной Ревиным О.М., портрету возвращены первоначальные размеры, а живопись по цвету стала глубокой, насыщенной, цельной. На портрете изображение митрополита вписано в овальную раму, установленную на профилированное основание с выступающей центральной частью. После удаления многочисленных загрязнений, стала ясно читаемой надпись в овале и нижней части картины «Родился 1737 года июня 29 дня; Святейшего правительствующего Синода члень, их Императорских высочеств в законе учитель, придворный проповедник, преосвященный Платон, Божию милостью митрополит Московский и Калужский и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священно-архимандрит». И отдельно строка «Писан на пятьдесят шестом году от рождения». Таким образом, стало очевидным, что написан портрет в 1793 году, и изображен на нем один из виднейших церковных иерархов второй половины 18 века, митрополит Платон (Левшин).
Во время реставрационных работ Ревиным Олегом Михайловичем была расчищена от значительных загрязнений надпись на обороте портрета в музейных описях названного «Неизвестным митрополитом» 19 века. Надпись «ГАВРИИЛ МИТРОПОЛИТЪ. НОВ.», следующей строчкой «ИЕРОМОНАХ ИАКОВ» и ниже помещено буквенное обозначение года «1800», написана черной краской на церковно-славянском языке. Очевидно, что она одновременна написанию портрета. Год 1800 принят нами как год написания портрета, неизвестный иеромонах Иаков, вероятно, является заказчиком или исполнителем живописной работы. А имя портретируемого-митрополит Гавриил (Петров), один из знаменитых церковных иерархов екатерининского времени, первый из духовенства награжден высшей наградой империи-орденом Андрея Первозванного. Появление этого портрета в обители не случайно, митрополит Гавриил возглавлял Новгородскую епархию с 1775 по 1800 год, к новгородской кафедре относился в это время и Кирилло-Белозерский монастырь.
В коллекции музея есть два портрета неизвестных архимандритов. К сожалению, имена портретируемых пока не известны. Предположительно это архимандриты, возглавлявшие Кирилло-Белозерский монастырь в 19 веке. После реставрации появилась возможность более точной атрибуции портретов. Датируются они началом и первой половиной 19 века.
Только после настойчивой и кропотливой шестилетней работы Ревина О.М. и его студентов появилась возможность увидеть подлинную живопись этих полотен, так долго скрытую под слоем потемневшего лака и пыли, деформированную морщинами кракелюров. Руками реставраторов буквально из руин восстановлены превосходные произведения местных мастеров. Реставрация в полной мере раскрыла художественные достоинства этих произведений, созданные талантливыми мастерами часто в подражание известным придворным портретистам. Портреты продолжают жить. А это является для художника-реставратора высшей оценкой его творчества. После реставрации появилась возможность публикации одиннадцати портретов и их частичной атрибуции.