Домик Келаря (XVII в)
ООО «РЦ-АПО», под руководством ген. директора архитектора-реставратора А.В. Попова и архитектора Л.А. Лупушор, практически завершен полный комплекс реставрационных работ на Домике Келаря.
По внешнему облику памятника можно получить наиболее наглядное представление о декоративном убранстве древних монашеских келий. В отличие от большинства гражданских построек Кириллова монастыря, на богато украшенном главном фасаде домика без переделок и утрат сохранился подлинный живописный декор. В нижнем этаже здания помещаются кельи, а в верхнем – шесть маленьких кладовых палат. Само название памятника «Домик Келаря» - довольно позднее и не встречается в литературе вплоть до начала XX века. На плане Праве он назван – «пустопорожние кельи в два этажа внизу с подвалом», на плане Мартынова – «древний домик», в книге Никольского – «домик с воротами».
Датировка памятника XVII веком основана на стилистическом анализе его декора. Впервые полное описание домика встречается в переписных книгах 1773 года. Н. Никольский предполагал разновременность строительства отдельных частей корпуса. С.С. Подъяпольский относит здание к последней четверти XVII века. При натурном обследовании он установил факт одновременного сооружения всех его частей. С этим фактом согласился А.В. Попов, но при этом он склоняется к датировке памятника XVIII веком, учитывая результаты анализа обмазочных и покрасочных составов на фасадах, а также довольно часто встречающийся обычай строить здания по образцу уже давно существующих. Возможно, поэтому он гораздо ближе к XVII, а не к XVIII веку.
Основные реставрационные работы на памятнике выполнены в два этапа – это период 1963-1964 гг. и 2007-2009 гг.
Эскизный проект реставрации памятника был разработан С.С. Подъяпольским в 1953 году. Работы по этому проекту велись в 60-е гг. В это время был воссоздан частично сохранившийся к тому времени северо-западный объем здания, устроено деревянное крыльцо с лестницей на второй этаж, расположенной вдоль фасада. Также были заделаны трещины в стенах, раскрыты оконные проемы, произведена вычинка фасадного декора, заменены оконные и дверные заполнения, в арке ворот навешены решетчатые створки, по образцу существующих в Святых вратах. В «кладовых» на втором этаже воссозданы кирпичные полы. Кровля памятника в 60-е гг. была покрыта тесом. В 80-е гг. деревянное покрытие кровли заменили на металлическое.
В период 80-х - 90-х гг. Домик Келаря использовался для проживания специалистов-реставраторов в летнее время. В 2005 году дирекцией музея было принято решение приспособить его под эти же цели, но с более комфортными условиями. Проект реставрации разработан ООО «Карэнси» (г. Москва), главный архитектор проекта А.В. Никитин. В целом проект был одобрен научно-методическим советом музея и согласован в Министерстве культуры, хотя после пришлось в рабочем порядке дорабатывать многие разделы. В 2007-2009 гг. реставрационные работы и рабочая документация выполнялись под руководством А.В. Попова.
В процессе работ сделаны системы электроснабжения, отопления, водопровода и канализации, ОПС. Подведены фундаменты в виде двухсторонней железобетонной обоймы, выполнено полноценное археологическое обследование территории (руководитель работ И.В. Папин). Данная работа археологов вызывает большой интерес и требует отдельного внимания.
Во время проведения натурного исследования кровли на печных трубах архитекторы зафиксировали следы ранее существовавшей стропильной конструкции. Первоначально она имела более пологий уклон, поэтому отметка конька была понижена на 0,5 м. Покрытие кровли выполнено в стиле средневековья - из дороженого теса в три слоя, при этом предусмотрены все меры по повышению его долговечности и устойчивости в противопожарном отношении (выполнена гидроизоляция, пропитка антисептиками и антипиренами). Обращает на себя внимание красавец-охлупень из сосны диаметром 40 см.
Учитывая необходимость использования отреставрированного объекта круглогодично, проектанты сочли возможным частично демонтировать позднюю закладку свода в северо-западной части и на этом месте соорудить внутреннюю металлическую лестницу с забежными ступенями. Устройство этой лестницы позволило избежать множества эксплуатационных проблем в зимний период. Покрытие полов в интерьерах выполнено из керамической плитки, которая имитирует раскладку ранее существовавших кирпичных полов.
Подлинных заполнений оконных проемов не сохранилось, в связи с этим принято решение сделать оконные переплеты без членений и без имитации слюдяных оконниц. По мнению А.В. Попова, этот вариант подчеркивает подлинные элементы декора фасадов. Для теплозащиты в рамах установлены стеклопакеты и современная арматура. Интересно, что на втором этаже были обнаружены четыре первоначальные дверные колоды, которые реставраторы сохранили, лишь заменив новодельные дверные полотна.
Для детального изучения составов обмазочных и покра-сочных слоев привлекались реставратор живописи О.В. Лелекова и химики-технологи из Научно-исследовательского института реставрации, а также инженеры-технологи из института «Спецпроектреставрация». По результатам исследований составлены заключения и установлено, что какое-то время фасады были окрашены интенсивно-желтым цветом, декоративные обрамления окон - интенсивным красно-коричневым. Загадкой остается период нанесения цветных покрасок, возможно, они были нанесены одновременно с обмазкой при строительстве корпуса, возможно – позже. Интересно, что многие художники изображали Домик Келаря на своих рисунках цветным даже во второй половине XX века. Реставраторы сочли, что вышеперечисленных оснований достаточно для постановки вопроса о первоначальном существовании покрасок фасадов.
Также было изменено положение деревянного крыльца с лестницей для входа на второй этаж со стороны дворового фасада. С.С. Подъяпольским крыльцо вдоль западной стены было воссоздано на основании натурных остатков на фасаде. В таком виде оно появилось в XIX веке, после того, как были сооружены контрфорсы для трапезной палаты, которые перекрыли проезд под аркой. После реставрации 2008 года положение крыльца стало близким к первоначальному, сейчас оно воссоздано перпендикулярно западной стене.