Первая версия плана управления объектом Мирового наследия Ансамбль Ферапонтова монастыря и отчет о сохранности объекта

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (далее Комиссия) является правительственным координационным органом, обеспечивающим сотрудничество Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, а также ученых и специалистов с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Комиссия содействует участию федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, а также ученых и специалистов, пользующихся признанным авторитетом в сфере деятельности ЮНЕСКО, в мероприятиях и программах, проводимых по линии ЮНЕСКО.

Для реализации положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972г.), на территории Российской Федерации по решению Комиссии создан Российский комитет всемирного культурного и природного наследия (далее Комитет). Комитету поручены функции национального координационного центра по вопросам управления и сохранения объектами всемирного наследия России.

Комитет – национальный координационный центр по вопросам управления и сохранения объектами всемирного наследия в Российской Федерации состоит из представителей органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, национальных комитетов профильных международных организаций, профессиональных общественных организаций, высших учебных заведений, научных и научно-исследовательских организаций, управляющих объектами всемирного наследия, а также ученых и специалистов, пользующихся признанным авторитетом в сфере деятельности ЮНЕСКО, в мероприятиях и программах, проводимых по линии ЮНЕСКО. При Комитете создан специализированный научно-методический Совет и региональные экспертные группы.

Целью Комитета, как национального координационного центра является реализация положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. на территории Российской Федерации, а именно:

1.разработка и проведение общей политики, направленной на придание всемирному культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни страны, а также на включение охраны этого наследия в программы общего планирования;

2.осуществление совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Росохранкультурой, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации постоянного контроля за обеспечением сохранности и надлежащего использования объектов, включенных в Список всемирного наследия, а также согласования относящейся к ним проектной, научно-реставрационной и строительной деятельности.

3.развитие научных и технических разработок и исследований, совершенствование методов работы, позволяющих государству устранять опасности, угрожающие его всемирному культурному и природному наследию;

4.содействие принятию соответствующих юридических, научных, технических, административных и финансовых мер для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;

5.содействие созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации всемирного культурного и природного наследия.

В соответствии с изложенным Комитет, как национальный координационный центр ведет общую работу по управлению серийной номинации «Ансамбль Ферапонтова монастыря», опираясь на специализированный научно-методический Совет и региональные экспертные группы.

 


Аннотация плана управления объектом Мирового наследия Ансамбль Ферапонтова монастыря и достопримечательных мест Кириллов и Цыпино.

 

План управления объектом Мирового наследия Ансамбль Ферапонтова монастыря и достопримечательных мест Кириллов и Цыпино, разработанный в соответствии с действующим законодательством, необходим  для того, чтобы определить правила управления объектом, требующиеся для сохранности объекта, и касаются более широкого пространства вокруг поселения и всего кирилловского региона. Его значимость исходит из того, что учитываются разнообразные аспекты охраны и управления объектом. Документ касается территорий, прилегающих к объекту, что важно для правильного управления и сохранения наследия. Эти территории, называемые «буферными зонами», выделены при исследовании и изучении.

Разработка этого плана была нацелена на то, что он станет документом, включающим в себя согласованные решения, касающиеся правильной защиты, сохранения и использования объекта мирового наследия. Подготовка плана управления стала частью динамического процесса, включающего в себя анализ и определение целей управления, а также применения разработанных решений и контроля за происходящими изменениями.

План включает в себя следующие элементы:

- содержание, обозначение элементов плана;

- характеристики объекта с точки зрения истории, культуры, значимости в регионе (социально-экономический потенциал);

- подробные характеристики, описание и обозначение значимости объекта, в данном случае трёх объектов.

-элементы плана включают:

 * Анализ;

 * Определение сильных, слабых сторон, угроз и перспектив с учётом законодательства и социально-экономической ситуации;

 * Анализ текущего управления объектом и методов его сохранения и использования;

 * Определение проблем управления;

 * Определение главных целей управления;

 * Определение подробного плана действий, направленного на достижение целей;

 * Составление плана-графика по реализации плана;

 * Принятие основных правил по выполнению плана и контролю.

Такая структура плана гарантирует ясность и чёткость в мерах и действиях, необходимых для его реализации.

План управления включает в себя описание расположения объекта, характеристики, сделанные в историческом, культурном и региональном контексте, а также социально-экономический потенциал указанного объекта, характеристику и описание, основную информацию, историю и значение объекта в прошлом, ценность в соответствии с критериями Списка объектов Мирового значения, дано описание границ объекта и  его буферных зон. Проведен анализ существующего состояния объекта, включённого в план, а также использование в настоящее время и управление объектом.

В плане управления указаны существующие законодательные формы по сохранению памятника, которые представлены списком основных нормативных правовых актов об охране и использовании памятников истории и культуры и основных градостроительных. Основной закон Российской Федерации № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На основании данного закона разрабатывается проектная документация по реставрации, согласовывается с федеральными органами охраны памятников, работы выполняются на основании согласованной проектной документации и разрешения, выданного федеральными органами охраны памятников.

В плане управления подробно описана система Управления объектом всемирного наследия.

Одной из наиболее важных стадий в процессе подготовки плана управления является определение ключевых заинтересованных лиц, участников, которыми могут быть как организации, так и индивидуальные лица, заинтересованных в реализации плана. Среди них могут быть представители местной власти, землепользователи, неправительственные организации. Выбор участников зависит от специфики объектов.

Среди участников плана управления объектом Ансамбль Ферапонтова монастыря (XV-XVII вв.) с фресками Дионисия (1502 г.)были названы следующие организации и общества:

- Министерство культуры Российской Федерации;

- Департамент культуры и охраны культурного наследия Вологодской области;

- Вологодское Епархиальное Управление Русской Православной Церкви;

- Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;

- Музей Фресок Дионисия;

- Департамент культуры и охраны культурного наследия Вологодской области;

- Администрация Кирилловского района;

- Администрация поселения Ферапонтово;

- Государственный научно-исследовательский институт реставрации;

- Центральные научно-реставрационные мастерские;

- ООО «Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение»;

- Попечительский совет Музея Фресок Дионисия;

- Национальный парк «Русский Север»;

- Институт Искусств Министерства Культуры Российской Федерации;

- Институт Русской литературы Академии наук Российской Федерации.

Далее был проведен анализ заинтересованности участников в подготовке и реализации плана. К наиболее заинтересованным были отнесены:

- Министерство культуры Российской Федерации;

- Департамент Культуры Вологодской области;

- Вологодское епархиальное управление Русской Православной церкви;

- Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник;

- Администрация Ферапонтовского поселения;

- Государственный научно-исследовательский институт реставрации;

- Центральные научно-реставрационные проектные мастерские;

- ООО «Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение».

В процессе разработки плана управления был проведен анализ сильных, слабых сторон, угроз и возможностей для развития объекта. Эти факторы представлены в социальном, экономическом и законодательном контексте. Сильной стороной названы подлинность и аутентичность памятников живописи и архитектуры, наличие великолепного окружающего природного ландшафта, близость автодорог, водных путей. Слабая сторона - отсутствие комфортабельного сервиса, нехватка профессиональных специалистов и отсутствие возможности для их привлечения, демографический кризис, отсутствие малого бизнеса. Были определены шансы и возможности для развития объекта, такие как - развитие туризма в Кирилловском районе и в поселении, развитие музея, рост экономического состояния населения, развитие сотрудничества с Русской Православной Церковью, возможность организации научно-исследовательского центра по изучению памятников древнерусской культуры, развитие инфраструктуры села. В процессе обсуждения рабочей группой были выявлены угрозы для объекта, такие как отсутствие четкой координации действий на различных административных уровнях по вопросам регулирования хозяйственной и строительной деятельности в охранных зонах, неблагоприятные северные климатические условия, недостаточность финансирования музея со стороны государства, недостаточный объем финансовых средств у администрации поселения и местных жителей, следствием чего является слабое развитие инфраструктуры монастыря и поселения.

В план управления включена часть, определяющая объективные задачи, необходимые для эффективного управления объектом в целом: перспективы развития, устойчивое и рациональное использование окружающей среды, охрана памятника, использование памятника как объекта показа, развитие инфраструктуры, близость автодорог.

Основное направление развития Ферапонтовского сельского совета - туризм. К такому решению склоняется большинство руководителей на территории сельского совета и Кирилловского района. Грамотно организованный туризм (а не отдельные специфические частные гостевые дома, обслуживающие узкий круг лиц) способен приносить большую прибыль и дополнительные рабочие места. Поэтому в представленном документе особая роль отведена рассмотрению объектов, обслуживающих туристов.

В плане управления описаны правила, утвержденные ИКОМОС, которые должны быть учтены при развитии туризма, такие как:

- сохранность памятника при реализации плана развития туризма;

- большая часть дохода от посетителя должна быть направлена на сохранность памятника;

- местное население должно быть заинтересовано в развитии туризма;

- улучшение организации посещения посетителями для ознакомления и восприятия местной культуры и истории;

- строительство новых объектов, транспортной системы должно минимизировать потенциально губительное воздействие от туризма.  

Новые объекты должны находиться там, где воздействие на  естественную красоту будет минимальным. В связи с тем, что на территории монастыря находятся, главным образом, культовые памятники в настоящее время нет помещения, где можно принять туристов, отсутствует отапливаемый благоустроенный общественный туалет, киоски для продажи сувениров, места для отдыха. Как один из вариантов было предложено разместить за восточной стеной монастыря служебную инфраструктуру, которая позволит:

 - ознакомиться с информацией о памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря и  близлежащих памятниках  (с. Цыпино, с. Горицы, г. Кириллов, г. Белозерск);

- организовать просмотр фильмов, рассказывающих о реставрационных работах, проводимых на памятниках, о консервации уникальных фресок и мониторинге температурно-влажностного режима;

- открыть образовательный научно-исследовательский центр;

- организовать парковку для автомобилей, камеры хранения;

- открыть пункт общественного питания (кафе или  ресторан);

- ознакомиться с информацией о транспортных услугах;

- разместить пост охраны.

- разместить туалет, пункт оказания первой медицинской помощи, детский игровой центр;

Это может быть здание, имеющее новое архитектурные формы, при этом, не оказывающее влияние на исторически сложившуюся архитектуру. Реализация данного  проекта позволит увеличить инфраструктуру музея.

Другая важная часть плана связана с определением ключевых проблем управления объектом. Этот список содержит краткий список главных проблем, касающихся социальной, экономической, управленческой и других сфер деятельности. Эти проблемы лежат в основе определения главных целей управления объектом.

Результаты этого анализа представлены ниже.

Определены следующие социальные проблемы, связанные с управлением объекта:

- Недостаточный уровень заработной платы, отсутствие служебного жилья;

- Слабое обеспечение медицинского и культурного обслуживания,

- отсутствие транспорта, отсутствие социальных программ в музее,

в частности, обучения.

Определены следующие экономические проблемы, касающиеся  управления объекта:

- Отсутствие целевых программ финансирования;

- Неразвитая инфраструктура сервисного обслуживания местного населения и туристов;

- Слабое экономическое развитие территории, малого бизнеса.

Определены следующие управленческие проблемы:

- Отсутствие целевых программ по всем направления развития;

- Недостаточная подготовка управленческих кадров;

- Недостаточная работа властных структур с музеем;

Определены следующие проблемы, связанные с другими сферами деятельности:

- Климат;

- Антропогенный разрушающий фактор;

- Недостаточное количество законов о сохранении ландшафта, воздушной среды, охраны памятников и возможности для их исполнения.

В плане управления представлены цели управления объектом и их иерархия. Рабочей группой определена основная концепция сохранения объекта и главная цель управления объектом. Для реализации поставленной цели выделяются более детализированные задачи. В социальной сфере:

- целевое финансирование, прозрачность бюджетов всех уровней, создание правового гражданского общества;

– повышение уровня управления и квалификации исполнителей, их обучение в соответствии с требованиями музея;

– разработка и реализация социальных программ для сотрудников музея – жителей села;

– устранение бюрократических межведомственных и внутриведомственных барьеров, сокращение аппарата чиновников.

В экономической сфере:

- изменение государственной политики в отношении культуры для придания организациям большей самостоятельности, сохранение финансирования для сохранения памятников;

– повышение ответственности за целевое использование средств;

– поддержка государства для развития малого бизнеса, увеличение инвестиций для сельского населения.

В управленческой сфере:

– формирование духовно-нравственной культуры управленческих кадров;

– введение личной ответственности руководителей за возложенные на них обязанности;

– освещение в СМИ результатов деятельности руководителей всех уровней, доведение информации до рядовых сотрудников.

В процессе анализа каждая задача оценена относительно важности и времени исполнения. Проведено голосование, в ходе которого определены наиболее важные задачи и составлен план выполнения этих задач.

К наиболее важным задачам в социальной сфере относится:

- повышение уровня управления и квалификации исполнителей, их обучение в соответствии с требованиями музея;

– разработка и реализация социальных программ для сотрудников музея и жителей села.

В экономической сфере:

– изменение государственной политики в отношении культуры для придания организациям большей самостоятельности, сохранение финансирования для сохранения памятников;

 – повышение ответственности за целевое использование средств;

– поддержка государства для развития малого бизнеса, увеличение инвестиций для сельского населения.

В управленческой сфере – формирование духовно-нравственной культуры управленческих кадров.

Благодаря разработке подробных планов действий для выполнения каждой задачи стало возможным составление графика по осуществлению всего плана.

Эффективность осуществления плана, также как и каждого действия, должна отслеживаться с помощью мониторинга. Особенности подобного контроля должны быть включены в план управления. Конвенция ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия рекомендует подготовку отчетов о состоянии объекта. Согласно недавно принятым правилам, такие отчеты необходимо делать один раз в 6 лет.

Во время последнего заседания рабочих групп были определены следующие правила выполнения плана и контроля:

- управление объектом должно осуществляться Администрацией музея совместно со специально созданным Общественным советом, состоящим из сотрудников музея;

- управление района, в котором находиться объект должно осуществляться Администрацией сельского поселения совместно с Администрацией Кирилловского района при участии расширенного Общественного совета из представителей музея, малого бизнеса, религиозных общин и других организаций села Ферапонтово;

- осуществлять контроль за выполнением плана управления и состоянием объекта должны независимые международные организации.

Этот план разработан после проведения нескольких заседаний рабочих групп. Окончательная версия плана должна быть рассмотрена и одобрена основными партнерами.


Вы можете скачать План управления пройдя по ссылке (Английский язык, PDF)

 


Аннотация к отчету о сохранности объекта Мирового наследия Ансамбль Ферапонтова монастыря.

Отчет начинается с описания расположения объекта, характеристик, сделанных в историческом, культурном и региональном контексте, а также социально-экономического потенциала указанного объекта, характеристики и описания, основной информации, истории и значения объекта в прошлом, ценности в соответствии с критериями Списка объектов Мирового значения, настоящего использования памятника и его окрестностей.

Другая важная часть отчета описывает границы объекта и его буферные зоны.В заявке на номинацию в Список границы объекта (территория памятника) были определены в границах каменной ограды XIX века. На национальном уровне в 2002 году разработан Проект зон охраны, где в связи с наличием археологической ценности граница памятника была расширена на 25 м в южную, восточную и северную стороны, в связи с наличием видовых и ландшафтных связей в западную сторону граница памятника расширена до озера. Границы буферной зоны, зоны регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта незначительно изменены в сторону увеличения.

Российская Федерация – сторона конвенции просит Комитет Всемирного наследия принять это увеличение.

Проект зон охраны (Bufer zons) разработан ГУП ЦНРПМ МК РФ в 2002 году и утвержден Постановлением Правительства Вологодской области № 583 от 14.05.2007 года.

Генеральный план села Ферапонтово, совмещенный с проектными предложениями по развитию застройки в охранных зонах Ферапонтова монастыря Кирилловского района Вологодской области, был разработан ГУП ВО «Головное ХППАПбюро» (г. Вологда) в 2002 году и утвержден решением Представительного Собрания Кирилловского муниципального района от 24.11.2006 № 120. Данный документ не противоречит проекту зон охраны Ансамбля Богородице Рождественского Ферапонтова монастыря, утвержденному Постановлением Правительства Вологодской области № 583 от 14.05.2007 года.

После встречи с экспертами Комиссии ЮНЕСКО, которая состоялась 8-ого декабря 2010 года, было предложено проверить все реконструируемые и строящиеся объекты на территории буферной зоны объекта Всемирного наследия на соответствие проекту охранных зон и утвержденной проектной документации. 14-ого января 2011 состоялась встреча, участниками которой были представители Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, начальник Управления архитектуры и градостроительства Вологодской области, начальник Управления и градостроительства архитектуры администрации Кирилловского района, помощник прокурора Кирилловского района, представители Ферапонтовского поселения.

Было представлено разрешений на строительство 8 объектов (7 из них - индивидуальные жилые здания, одно – общественное). Комиссия обследовала строящиеся им реконструируемые в буферной зоне жилые дома, отклонений от проектных параметров не выявлено.

В отчете указаны существующие законодательные формы по сохранению памятника, которые представлены списком основных нормативных правовых актов об охране и использовании памятников истории и культуры и основных градостроительных. Основной закон Российской Федерации № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На основании данного закона разрабатывается проектная документация по реставрации, согласовывается с федеральными органами охраны памятников, работы выполняются на основании согласованной проектной документации и разрешения, выданного федеральными органами охраны памятников.

В следующей части отчета представлена система управления и использования объекта. Музей фресок Дионисия, действующий на территории Ферапонтова монастыря, является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ансамбль Ферапонтова монастыря внесен в список памятников истории и культуры государственного значения Постановлением Совета Министров РСФСР № 1367 от 30 августа 1960 г. В 1997 году на основании Указа Президента монастырь был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. До 1998 года управление музеем осуществлялось Министерством культуры Российской Федерации совместно с Департаментом культуры Вологодской области, финансирование осуществлялось за счет средств бюджета Вологодской области. С 1998 года финансирование и управление памятником осуществлялось Министерством культуры Российской Федерации. В 2000 году сессия ЮНЕСКО внесла монастырь в Список Всемирного наследия. До 2008 года вопросы управления решались Управлением культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии под руководством А.С. Колупаевой. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 759-р от 01.06.2009 ансамбль Ферапонтова монастыря вошел в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. В настоящее время управление музеем осуществляется Департаментом культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации под управлением Р.Х. Колоева и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия под руководством В.В. Петракова.

Наиболее объемная часть отчета - общая информация об объекте, информация по исследованиям, связанным с текущим состоянием объекта, подробное описание работ, проводимых на памятнике на протяжении последних 10 лет, аннотации к отчетам о реставрационных работах на стенописи Дионисия (1502 г.) собора Рождества Богородицы.

Все работы, осуществлявшиеся в соборе Рождества Богородицы с 2000 по 2009 год, были направлены на расширение возможностей знакомства всех категорий посетителей с уникальным памятником в условиях максимального обеспечения его сохранности с приоритетом превентивной консервации. В связи с этим, все годы отчетного периода продолжалась работа музея по консервации уникальных фресок и мониторингу температурно-влажностного режима, требующая ежедневного и ежечасного (в условиях посещаемости) внимания к состоянию памятника. Исследования температурно-влажностного режима воздушной среды в соборе с 2000 года дополнены исследованиями режимов кладки стен – основного носителя авторской росписи Дионисия 1502 года. Результаты проведенных исследований позволили принять и реализовать проект искусственного регулирования температуры в соборе – теплого пола с разработкой режимов всех исторически взаимосвязанных помещений соборного комплекса. Радиосистема контроля климата, фиксируя малейшие изменения в его состоянии по всей высоте собора, дает возможность дальнейшего отслеживания и исследования вариантов безопасной посещаемости памятника. Кроме нормализации режимов с устройством нового напольного покрытия улучшилась защита росписи от пылевых загрязнений, что позволило продолжать консервационные работы на нижних ярусах стенописи по утвержденным методикам опытным коллективом реставраторов ГосНИИР реставрации, работающим на памятнике более четверти века. За эти годы завершен основной объем консервационных работ с минимальным вмешательством в структуру авторских слоев: точечная подклейка мельчайших фрагментов красок, потерявших связь со стеной, и удаление загрязнений с мелящих красок без из предварительного укрепления - уникальные достижения реставрационной науки и практики. По мере осуществления работ продолжался мониторинг сохранности красочного слоя стенописи с отслеживанием микробиологического состояния воздушной среды и поверхности красочного слоя. Во всех этих направлениях работы музей тесно сотрудничает с ведущими научными реставрационными организациями России – ЦНРПМ, ГосНИИР. Все исследования и разрабатываемые проекты рассмотрены и согласованы с федеральными органами охраны памятников.

Следующая часть отчета описывает потенциальные коренные изменения и новые постройки внутри охранных зон. В связи с тем, что на территории монастыря находятся, главным образом, культовые памятники в настоящее время нет помещения, где можно принять туристов, отсутствует отапливаемый благоустроенный общественный туалет, киоски для продажи сувениров, места для отдыха. В связи с этим был разработан проект реконструкции бывших монастырских келий, которые существовали у северной стены церквей Богоявления и Ферапонта с середины XVII века до середины XX века. Здание находится в таком месте, которое не попадает в видовые коридоры при съемке и не оказывает зрительного воздействия на восприятие монастыря.

В музее имеется острая необходимость организации зоны приема посетителей, основной контингент которых составляют люди пожилого возраста и дети. Здание точно вписано в план, обнаруженный при проведении археологических раскопок в 1984 году, высота принята с учетом следов, оставшихся на северном фасаде церкви Богоявления. Здание оставляет открытым коридор видимости в сторону озера, если наблюдатель находится у входа в центральный соборный комплекс.

На многих древних иконах и старых фотографиях, представленных в отчете, видны деревянные кельи, расположенные слева от Святых ворот, в которых в XVII веке проживал опальный Патриарх Никон. В условиях нехватки музейных площадей целесообразно воссоздание указанного здания и размещение в нем музейной инфраструктуры.

Существует альтернативное место для размещения туалета - в первом ярусе Колокольни с галереями (XVII в.).

Далее в отчете идет описание стратегии развития туризма. Основное направление развития Ферапонтовского сельского совета - туризм. К такому решению склоняется большинство руководителей на территории сельского совета и Кирилловского района. Грамотно организованный туризм (а не отдельные специфические частные гостевые дома, обслуживающие узкий круг лиц) способен приносить большую прибыль и дополнительные рабочие места. Поэтому в данном проекте особая роль отведена рассмотрению объектов, обслуживающих туристов. Условно они поделены на 3 большие группы: крупные туристические базы и гостиницы, небольшие туристические базы и кемпинги, малые гостиницы, этнографические дома. В отчете подробно рассмотрено размещение вышеназванных объектов на территории сельского совета. При проектировании учитывались документы национального парка «Русский Север». Особо следует отметить, что развитие туризма предполагает в первую очередь развитие экскурсионных маршрутов, разработку программ занятости туристов с разными возможностями и интересами, различного возраста и взглядов. Как показывает опыт, строительство большого количества гостиничных номеров без развитой культурно-развлекательной программы не приносит желаемого дохода, интерес к данной местности падает. При выборе размещения туристических объектов на территории сельского совета учитывались многое ограничения, связанные с охранными зонами, особой значимостью данных территорий, разработанная ранее документация, наметившиеся тенденции.

Кроме того, на территории Ферапонтовского сельского поселения предусмотрены организованные туристические стоянки. Они проектируются с учетом максимального сохранения природной среды и с учетом всех экологических требований. Включают в себя: подъезд и стоянка на 2 - 3 машины у дороги, место кострища, расположения палаток, склад дров, контейнер для отходов. Располагаются на берегах озер, на свободных территориях с учетом интересов местных жителей. Организация туризма по берегам озера Бородаевского подробно разработана в проекте «Рубки формирования ландшафта вдоль туристического маршрута, по озерам Ферапонтова монастыря» в НП «Русский Север».

Так как основой развития территорий Ферапонтовского сельского совета принят туризм, возникает необходимость увеличения и большего разнообразия объектов туристического показа. Территории по берегам Бородаевского озера имеют интереснейшую историю.

Вы можете скачать Отчёт пройдя по ссылке (Английский язык, PDF)