Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

09.06.2012

В 2010 году журнал «Русская галерея 21 век» за серию живописных работ наградил Николая Викулова серебряной медалью в номинации «Жанровая живопись», и представил его произведения на выставке в Государственной думе РФ.

Творчество художника Викулова Н.П. - это особая, авторская точка зрения на мир. Он словно смотрит на круглящуюся землю откуда-то сверху, а точнее на ее покатые бока, где рассыпаны избы, кони, колодцы, люди. Подобный взгляд в русском искусстве идет от К. Петрова-Водкина. На картинах Викулова Н.П. почти нет неба, его космос сконцентрирован здесь, на земле.

Художник словно делает с поверхности своей планеты моментальный фотоснимок, на котором никто не собирается позировать, население занято своими делами: строят дома, моются в бане, кормят скотину, разговаривают. Все это происходит одновременно, сейчас, в эту секунду. Движение, динамичные, пересекающиеся ритмы – лежат в основе большинства работ мастера.

Художник не скрывает влияния, которое, в свое время, оказали на него, выставки Е. Честнякова. Но сходство их работ чисто формальное. Разница же в том, что Е. Честняков не иронизировал по поводу мира, а видел поэтику в обыденной крестьянской жизни, ощущая ее как часть творения Божьего, непостижимого и загадочного. Викулов Н.П.- саркастичен и иногда, соблазн написать гротескную вещь выводит его творение с уровня любования персонажами на уровень критической карикатуры, сообщая живописи социальные характеристики. Но в лучших работах художника эта критика отсутствует. В них остановлено всякое действие, и персонажи смотрят на зрителя, не пытаясь казаться лучше, не скрывая своих физических несовершенств, находясь в органичной и любимой ими среде, не желая ничего другого…

Не имея в сердце любви, и не умиляясь тому, что видишь рядом, невозможно создать живопись такого уровня как у Викулова Н.П. В ее основе, не только детская память звуков, запахов и ощущений, но и многолетняя привычка подмечать и ловить характерное, сущностное. О чем-то догадаться, что-то досочинить. Так рождаются образы, несущие печать своего времени. На картинах мастера не идеализированные пасторали тихой сельской жизни, а советские деревни с их пороками и святостью, трудом и разрухой.

Каждая его жанровая картина – история, портрет – судьба. Герои художника удивительно литературны и правдивы. Викулов Н.П.  рассказывает, что сначала появляется не совсем обычное имя: не Федор, а Федяй, не Александр а Сашко или Шура. Потом же, слово само подсказывает, каким должен быть персонаж. Интересно, что идя от слова, собственно от литературной составляющей, художник использует для воплощения образа приемы и методы открытые европейскими и русскими живописцами в XIX – XX веках. Но эти открытия синтезированы, пережиты и переработаны художником. «Вся живопись абстрактна» - говорил когда - то Э. Нольде. Картины Викулова Н.П. строятся по принципу ритмических и колористических конструкций - основного принципа создания абстрактной живописи. В этом случае неважно, где земля, а где небо, где кони, а где люди – предмет лишь повод положить нужный цвет в нужном месте.

 Медитативность  цветовых отношений в работах мастера, построенных на оттенках серебристо – серого,  зеленого и охры, сообщает его живописи не поверхностные, глубинные характеристики, провоцируя зрителя искать внутренние взаимосвязи и закономерности, а если повезет, приблизиться к постижению этого явления в русском искусстве второй половины XX – начала XXI века – творчеству художника Николая Викулова.

Ольга Силина


Николай Викулов

Родился 23 мая 1936 в деревне Михеево Череповецкого района, Вологодской области

1952-1955  - учёба в школе ФЗО, работал монтажником – высотником

1955-1958  - служба в армии

1958-1960  - Работал по прежней специальности, занимался в изостудии С.П.Пескова 

1960-1965  - Учёба в Ярославском художественном училище.

1965-1971 - Работал в Череповце учителем рисования и черчения, художником на областной студии телевидения.

1971-1993  – Работал художником-оформителем в Череповецком филиале Вологодского отделения художественного фонда РСФСР.

1990  –  принят в Союз художников России.

С 1965  -  регулярно участвует в республиканских, региональных, областных и городских выставках.


Произведения художника находятся:

Министерство культуры РФ /Москва/

Музей современного искусства «Эрарта» /Санкт-Петербург/

Арт – галерея «Красный мост» /Вологда/

Музей изобразительного искусства   /Мурманск/

Вологодская областная картинная галерея /Вологда/

Череповецкое музейное объединение /Череповец/  

Собрание журнала «Русская галерея - ХХI век»  /Москва/

Дирекция выставок РФ /Москва/

В частных коллекциях Череповца, Вологды, Финляндии, Германии