Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

13.02.2012

Там – указал Кирилл.

Елочный горизонт

Недосягаем был.

Да – сказал Ферапонт.





Эти строки известного поэта Юрия Кублановского, определившие концепцию выставки живописи и графики   из фондов Музея фресок Дионисия, стали ее названием. В 1976 году поэт работал экскурсоводом в Кириллове,   постоянно     приезжая    с   туристами    в Ферапонтово. В его емком и лаконичном четверостишии не только имена основателей будущих монастырей – но, момент Начала, включивший в себя реализацию идеи, о которой потом напишет художник Николай Андронов в своем «Слове о Ферапонтове»: «Ферапонтово, прежде всего, есть духовная идея, которая не уничтожаема. Если будет жива идея Ферапонтова, не все погибло».

Возникновение двух северных монастырей – это реализация духовной идеи, которой были одержимы Преподобные Кирилл и Ферапонт, старцы – монахи, пришедшие в эти края в поисках мест безмолвия. Два северных монастыря Кирилло-Белозерский и Ферапонтов неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга. Их объединяют не только фигуры основателей, людей духовно близких друг другу. В посвящении главных монастырских церквей: Рождества и Успения Пресвятой Богородицы – земная жизнь Девы Марии, которую монахи считали своей путеводительницей. Монументальный и основательный комплекс Кириллова дополнен легкостью и открытостью небесам - Ферапонтова. На протяжении столетий соединяют эти обители пути паломников, почитателей, исследователей и обычных туристов, традиционно прокладывающих маршрут Кириллов – Ферапонтово.

Выставка, открывшаяся в Казенной палате Музея Фресок Дионисия,   посвящена двум древнейшим обителям, их изображению в произведениях живописи и графике известных, и не очень, художников, чьи работы находятся ныне    в коллекции музея. Эта коллекция начала формироваться в 90 годах XX века, когда Музей стал организовывать и проводить персональные выставки художников. После завершения экспозиции, мастер передавал в дар одну или несколько работ для фондов Музея. Эта традиция сохраняется и сейчас, благодаря чему      в Музее формируются неплохие коллекции современного искусства.

Художники, чьи работы представлены на выставке, так или иначе связаны с этими местами. Особо следует отметить акварели действительного члена Российской Академии художеств Н.И.Андронова, одного из основателей сурового стиля в советском искусстве 60х годов. Представители этого направления, используя принцип художественного обобщения, внесли в него лирико-романтическое начало. В Ферапонтове Н.И.Андроновым были написаны десятки картин и сделаны сотни рисунков. Композиции его работ строятся на динамичных, пересекающихся ритмах    и отличаются   сложным      и тонким колоритом.     Совсем    иной характер     у произведений Н.А.Егоршиной, где на первый план выходят цветовая экспрессия и интуиция. В статье «Мастер живописных чудес», посвященной творчеству художницы, искусствовед Г.И.Вздорнов отметил: «Ее искусство подобно бормотанию стихов, когда сталкивание слов и строчек неожиданно рождает смысл и отливается в единственно возможную и нужную рифму и строфу. Это как некая зыбкая, нематериальная среда, где идет невидимая нам жизнь, воплощающаяся затем в стихотворение, пейзаж, портрет».

Как образцы классической живописи можно рассматривать работы художников академического направления: Т.П.Гусевой, Е.А.Расторгуева, Р.С.Сурвилло, А.П.Яблокова, Б.Шибаева, и других. Для произведений этих мастеров характерны точность рисунка и безупречный колорит, построенный на полутонах серебристо-серого цвета         в сочетании с охрой.  В экспозиции представлен ряд работ, авторы которых в своем творчестве развивают пластические находки живописцев   и графиков XX века. Это пейзажи Виктора и Лидии Казариных,   Анны и Александра Мессерер, А.Пестерева, рисунки – раскадровки А.Флоренского, а также работы совсем молодых, талантливых художников.   

Экспонируемые произведения отличаются стилистикой, художественными предпочтениями авторов и несут отпечаток своего времени. Сами же художники, одержимые   постижением духовной идеи, гонимые ею, подобно старцам – основателям, каждый раз, созерцая окрестности, открывали и продолжают открывать для себя нечто новое и важное, неизменно стремясь вновь вернуться в эти места.

                                                                                                                                                                       Ольга Силина