Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

15.08.2011

 


В Пскове завершилась III Всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы». В ней приняли участие представители исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов управления культурой и туризмом, охраны памятников, руководители реставрационных и общественных организаций – всего более 150 человек. Организаторами мероприятия выступили Министерство культуры РФ, администрация Псковской области и Российская ассоциация реставраторов. В заседании конференции принял участие директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Шаромазов Михаил Николаевич. Он выступил с докладом в рамках работы секции, посвященной подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности на территории Северо-Западного федерального округа (в части реставрации, сохранения и популяризации историко-культурного наследия центров зарождения российской государственности).

 

 

 

Ниже приводится текст выступления М.Н. Шаромазова.

В состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника входят архитектурные памятники ансамблей Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей  (XV-XVII вв.), а также деревянная церковь Ильи Пророка (1755 г) в комплексе Цыпинского погоста.

Объекты музея находятся в непосредственной близости от Волго-Балтийского водного пути - главной туристической магистрали страны, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, и являются наиболее посещаемыми отечественными и иностранными туристами объектами в Вологодской области. При проведении реставрационных работ музей придерживается классических принципов и традиций реставрации, которые были разработаны еще советскими реставраторами в 60-70 –е годы XX столетия:

1) Полноценное научное изучение памятников в период предпроектного обследования, а также в процессе ведения работ, для чего проводится историческое, архитектурное, инженерно-конструкторское, технологическое, археологическое, геологическое изучение объектов с целью выявления всех особенностей памятника.

2) Комплексное ведение работ (усиление фундаментов, реставрация кровель и несущих конструкций стен, архитектурных элементов и деталей). Наряду с применением исторических технологий в некоторых случаях используются откровенно-современные решения (клееные деревянные элементы, стеклопакеты с современной фурнитурой, теплые полы, керамогранит и т.д.).  

3) Большое внимание уделяется приспособлению памятников к современным условиям с целью сохранения и популяризации стенных росписей, древнерусских иконописных святыней, создания комфортных условий для работы специалистов. Для этого выполняется  устройство необходимых инженерных коммуникаций (отопления и вентиляции, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, охранно-пожарной сигнализации).

 

В 2007-2008 годах проводились реставрационные работы на памятниках Домик Келаря и Караульные кельи при Казанской башне ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря.

В период 1980-х Домик Келаря использовался для проживания специалистов-реставраторов в летнее время. Поэтому дирекцией музея было принято решение о приспособлении его под эти же цели и создании комфортных условий для проживания.

В отличие от большинства гражданских построек Кириллова монастыря, на богато украшенном главном фасаде строения без переделок и утрат сохранился подлинный живописный декор, поэтому по внешнему облику памятника можно получить наиболее наглядное представление о декоративном убранстве древних монашеских келий.

Реставраторами в стиле средневековья выполнено покрытие кровли - из дороженого теса в три слоя, при этом предусмотрены все меры по повышению его долговечности и устойчивости в противопожарном отношении (пропитка антисептиками и антипиренами). Обращает на себя внимание красавец-охлупень из сосны диаметром 40 см.

На втором этаже обнаружены четыре первоначальные дверные колоды, которые реставраторы сохранили, лишь заменив поздние дверные полотна. Подлинных заполнений оконных проемов не сохранилось, поэтому для того, чтобы подчеркнуть подлинные элементы декора фасадов оконные переплеты сделаны очень просто без разделок и без имитации слюдяных оконниц. Для теплозащиты в рамах установлены стеклопакеты и современная фурнитура.

Для детального изучения составов обмазочных и покрасочных слоев фасадов привлекались известные реставраторы живописи и инженеры-технологи.  По результатам исследований установлено, что фасады были окрашены интенсивно-охристым цветом, декоративные обрамления окон - интенсивным красно-кирпичным. Интересно, что многие художники в XIX-XX веках изображали Домик Келаря на своих рисунках цветным. Решение о восстановлении цветных покрасок фасадов  согласовано с Росохранкультурой и воплощено в жизнь.

В процессе археологического обследования прилегающей территории изучены деревянные конструкции хозяйственных построек и крепостной стены XV века, а также рукотворные насыпные укрепления береговой приозерной зоны.

В отреставрированных Караульных кельях при Казанской башне в стенах Нового города созданы необходимые условия для административно-служебных целей, с южной стороны посетители музея уже оценили комфортные общественные туалеты, соседнее помещение приспособлено под небольшое кафе.

Караульные кельи возводились в XVII веке одновременно с пряслами крепостных стен. Первоначально они служили для размещения сторожевой охраны монастыря. Обе части келий, северная и южная, имели традиционную для средневековых гражданских построек структуру и состояли из келий с сенями. Поскольку с XIX века капитальных ремонтов не проводилось, к моменту начала работ стены и своды в кельях находились в остроаварийном состоянии. В процессе работ были усилены перекрытия, восстановлены металлические связи, укреплены фундаменты и стены, реконструирована кровля.

Для кладки контрфорсной части стены (со стороны города перед входом в монастырь) на Норском керамическом заводе (г. Ярославль) был заказан большемерный кирпич индивидуального изготовления со скосом тычковой и ложковой частей. Для восстановления перспективных наличников окон применялись детали, изготовленные по сохранившимся образцам на том же заводе. Было обнаружено, что перспективные наличники первоначально имели окраску красно-кирпичного цвета. В процессе работ окраска наличников была восстановлена, что обогатило выразительность постройки и изменило представления о декоре оборонительной архитектуры XVII в.

В сенях северной части были обнаружены оконные колоды XVII в., которые сохранены реставраторами и взяты за образец для воссоздания столярных заполнений других окон. Под слоем строительного мусора в кельях были обнаружены фрагменты выстилки пола XVII вв. из керамической плитки и кирпича, состояние которых не позволило их сохранить, рисунок первоначального пола воспроизведен плиткой из керамогранита фирмы Marazzi.

При устройстве современной канализации удалось зафиксировать и сохранить интереснейшие водоотводные сооружения XVII в., которые представляют собой выложенные кирпичом канавки со сводчатыми перекрытиями, они описаны археологами в отчетах НПЦ «Древности Севера» и в одном из номеров музейного «Вестника», размещенного на интернет сайте музея.


В 2009 году Кирилло-Белозерский музей-заповедник приступил к реставрации деревянной церкви Ризоположения (1485 г.), которая с 50-х годов XX в. находится на территории ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря. Храм был перевезен на территорию монастыря из деревни Бородава, затопленной при строительстве Волго-Балтийской водной системы. Дендрохронологический анализ 2009 года подтвердил ранее имеющиеся данные клировых записей XV века и антиминса, найденного в XIX веке, о времени постройки памятника, т.е. церковь является древнейшей точно датированной постройкой на территории нашей страны. Благодаря столь ранней датировке она имеет особую историко-культурную ценность.

В период предпроектного обследования и во время разборки зафиксировано, что особенности северного климата привели к интенсивной эрозии поверхности сруба и образованию глубоких трещин; в пазах между бревен имелись значительные очаги гниения;  а также были выявлены ошибки реставрации XX века: церковь имела наклон на восток; часть элементов сруба и кровли при последней реставрации были сбиты на гвоздях, которые разрушают древесину; кровля, главки и барабаны были сделаны не герметично, дождевая вода постоянно попадала внутрь.

В настоящее время памятник отреставрирован с максимальным сохранением подлинного материала, укреплением и протезированием разрушенных мест: производилась зачистка гнилого места до здоровой древесины, протезы конструктивно крепились к старым бревнам нагелями, а не клеем. Реставрация производилась с соблюдением старых технологий: использованы топоры, созданные по образцу инструмента XV века, найденного вологодскими археологами. В процессе реставрации подведены новые фундаменты, при этом церковь поднята на 80 см над уровнем земли, что необходимо для организации мониторинга подпольного пространства.

В 2010 году на основании обнаруженных следов и деталей было воссоздано первоначальное безгвоздевое покрытие кровель. При этом кровли трапезной и алтарной частей перекрыты безгвоздевой крышей «по курицам и потокам». Конструкция клинчатой кровли церкви отреставрирована в виде скрепленных между собой с помощью врубок тесин, повешенных на слеги, которые снизу закреплены гнетом.

Все вышеперечисленное, неточности предыдущей реставрации, так или иначе решено в процессе проведения реставрационных работ, за исключением ключевой проблемы - сильной инсоляции древесины сруба. Нельзя оставлять памятник после реставрации незащищённым от солнца, ветра и дождя, так как завершится его разрушение.

Очевидна уникальность ситуации, сложившейся в Кирилловском музее – музей стал хранителем не просто самого древнего точно датированного деревянного храма, но и хранителем первоначального убранства его интерьера. Иконы из церкви Ризоположения с середины 50-х годов хранились в музее им.Андрея Рублева. Часть икон, датируемых XVI веком возвращена музею в 1998 году, лучшие в художественном отношении иконы XV века были возвращены музею в марте 2009 года.

Это чрезвычайно интересно в условиях завершенной реставрации церкви Ризоположения: можно создать условия, когда иконостас церкви будет представлен зрителям в родном интерьере, таким образом, возможно создание экспозиции, не имеющей аналогов у нас в стране. Если же говорить о восстановлении интерьера, то этому будут препятствовать все существующие музейные правила о сохранении экспонатов.

Решением этих и других возникающих проблем может стать возведение над церковью защитного павильона, где можно будет создать благоприятный и постоянно поддерживаемый климат и обеспечить пожарную и прочую охрану. Сама церковь Ризоположения становится экспонатом. Кроме защиты постройки и восстановления интерьера с подлинным иконостасом, такой павильон даст возможность создания полноценной экспозиции, связанной с богатой историей церкви Ризоположения, с историей Ферапонтова монастыря, с архиепископом ростовским Иоасафом, а также с историей строительства клетских церквей, с историческими технологиями обработки дерева и инструментами, использовавшимися нашими предками. Конструкция и внешний вид павильона - это отдельная, очень непростая, но интересная тема.

Сооружение защитного павильона обсуждалось на заседаниях и рекомендовано протоколами заседаний Федерального научно-методического совета по охране и сохранении культурного наследия и Экспертного совета при Росохранкультуре.

 

В 2010 году музей приступил к реставрации центрального комплекса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. В течение последних нескольких десятков лет специалистами-реставраторами и представителями органов охраны памятников фиксировалось остро-аварийное состояние настенных фресковых росписей XVII века, которыми покрыты все поверхности стен в интерьере собора и на Северной паперти. Особенно на участках, близких к уровню пола, повсеместно наблюдалось отслаиваивание штукатурного слоя с росписями от кирпичных стен, повсюду фиксировались пушистые высолы, сырость, зеленые водоросли и плесень. Кроме того,  в связи с преобладанием юго-западных ветров и намоканием барабана собора создалась угроза в отношении сохранности фресок в барабане собора.

При такой критической ситуации единственной возможностью спасения уникальных фресок стал слабый подогрев интерьеров для исключения промерзания в зимний период в виде системы электроотопительных полов с предварительной подготовкой дренирующего основания под них, что и воплощено в реальность в 2010 году. В основном объеме Успенского собора и в Западной пристройке воссоздан уровень и покрытия пола на период XIX века в виде имитации чугунных плит из керамогранита, размерами 60х60 см.

Параллельно работам с полами выполнялось полноценное научное изучение археологических слоев и соборного некрополя. Итогом работ стали новые данные о монастырском некрополе и об истории самого собора.

Так в ходе исследований были изучены погребения, относящихся к первому веку истории обители,  которые совершены в деревянных колодах, некоторые из них были их обернуты берестой. Три из обнаруженных колод имели настолько хорошую сохранность, что их удалось поднять на поверхность для проведения консервации. На северной паперти обнаружены погребения в кирпичных склепах, предварительно датированные XVIII - I пол. XIX вв. В придельной церкви Владимира были повторно вскрыты погребения князей Воротынских (8 человек). Останки переданы в Лабораторию антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН для проведения реконструкции лиц и проведения ДНК-анализа умерших с целью уточнения генеалогических связей рода.  В августе 2011 года произойдет процедура перезахоронения останков, для чего на Северной паперти оставлено место, свободное от теплого пола, останки Воротынских вновь займут свои места в склепах.

Новые данные удалось получить и по истории существующего здания собора. Практически на всей поверхности пола в соборе был зафиксирован черновой пол из кирпича, под ним – остатки керамического пола из ромбических плиток. При расчистке в западной пристройке обнаружено большое количество фрагментов фресок, сохранившихся от росписей западной стены собора. Обнаружены также  остатки деревянной наземной постройки, представляющей собой, по-видимому, намогильное сооружение над местом погребения основателя монастыря. В восточной части собора был обнаружен угол сруба, ориентированный по существующему зданию храма, который с большой долей уверенности можно отнести к предшествовавшему деревянному зданию собора конца XIV в.

Кардинальное изменение режима эксплуатации памятника естественно повлекло за собой выполнение мероприятий, необходимых для полноценного ежедневного контроля микроклимата в полном объеме комплекса: замену устаревших столярных заполнений, устройство автоматических клапанов в световых проемах верхних ярусов. В настоящее время практически закончены работы по архитектурной реставрации барабана и главы, ведется устройство наружного дренажа в виде системы пластиковых труб и колодцев, а также замена столярных заполнений. Для того, чтобы освободить внутреннее пространство от лесов и открыть соборный комплекс для посетителей уже в 2012 году,  на осень 2011 года запланировано завершение консервации живописи в барабане. На протяжении всего периода реставрации работы сопровождаются исследованиями по мониторингу температурно-влажностных режимов конструкций и воздушной среды.

Производство всего объема реставрационных работ рассчитано на несколько лет, т.к. еще предстоит выполнить приведение в порядок фасадов, ремонт кровель и придельных главок, работы по усилению конструкций, выявление подлинных архитектурных деталей и элементов.

 

Среди реставрационных проектов, осуществленных на памятнике всемирного наследия ЮНЕСКО ансамбле Ферапонтова монастыря за последние годы необходимо отметить завершение в 2011 году комплекса консервационных работ на всемирно известных стенных росписях Дионисия 1502 года в Соборе Рождества Богородицы.

В этом году музей-заповедник предоставил в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО План управления ансамблем Ферапонтова монастыря, который должен обеспечить баланс между целями сохранения и консервации культурного исторического наследия и задачами функционирования и развития села Ферапонтово (то есть буферной зоны памятника) в настоящем и будущем. При разработке данного документа музей столкнулся с главной проблемой – отсутствием в Федеральном законе № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» положений, касающихся памятников всемирного культурного наследия и некоторых понятий (например, отсутствует понятие «буферная зона», что создает сложности в управлении территорией вокруг памятника).  

Работы в соборе Рождества Богородицы продолжались с начала 80-х годов XX столетия, т.е. для полного завершения потребовалось три десятка лет. Все мероприятия, осуществлявшиеся в соборе Рождества Богородицы, были направлены на расширение возможностей знакомства всех категорий посетителей с уникальным памятником в условиях максимального обеспечения его сохранности с приоритетом превентивной консервации. Наряду с консервационными работами на росписях: укрепление красочного слоя живописи, удаление всех видов загрязнений, вычинка штукатурки и укрепление трещин, все эти годы продолжалась работа музея по мониторингу температурно-влажностного режима, требующая ежедневного и ежечасного (в условиях посещаемости) внимания к состоянию памятника, проводился мониторинг микробиологического режима, проводились работы по архитектурной реставрации памятников. Окончание консервационных работ будет отмечено проведением Международной научно-практической конференции, посвященной консервации настенных росписей в сентябре 2011 года.

В полутора километрах от Ферапонтова монастыря у подножья природного памятника Цыпиной горы вблизи Ильинского озера в XVIII-XIX веках размещалось село Цыпино, от которого в настоящее время осталась приходская деревянная церковь Ильи Пророка на погосте, несколько домов и старинный сад семьи священников Бриллиантовых.

На этой территории музей планирует создание музейного комплекса, не имеющего мировых аналогов с воссозданием исторических сооружений Дома Бриллиантовых, дома крестьянина Маркела Инопина, реконструкцией сада Бриллиантовых. На месте первоначального существования деревянной церкви на противоположном от существующего погоста берегу Ильинского озера по согласованию с Правительством Вологодской области планируется реставрация деревянной церкви из села Палтога Вытегорского района Вологодской области, которая в настоящее время находится в руинированном состоянии.

В период с 2003 по 2010 годы музеем отреставрирована деревянная церковь Ильи Пророка.

В 2003 году храм представлял собой руинированный объем  без верхней части. Второй и третий восьмерики разобранные лежали рядом. Над основным восьмериком была временная кровля. Повсюду имелись следы протечек. Деформации стен были настолько велики, что у специалистов аварийность здания не вызывала сомнений. Консоли прогнулись угрожая падением стен галереи. Первоначально основной объем  храма состоял из восьмерика и прирубленных к нему с востока алтаря, а с запада небольшой трапезной. С северной западной  и южной сторон находилась висячая обходная галерея на консолях. Верх храма состоял из постепенно уменьшающихся восьмериков образующих ярусное строение.

В ходе реставрации устроены новые фундаменты, венцы стен отреставрированы с использованием реконструированного плоского топора с характерно оттянутой пяткой, узким лезвием и треугольной проушиной. Следуя главному принципу реставрации - максимальное  сохранение материальной культуры, в некоторых случаях выполнено протезирование – отпиливание гнилой части бревна и замена подобранным по диаметру бревном в паз и гребень с обязательной установкой нагелей.  В случаях локального повреждения бревен выполнялись вставки.  Реставрация второго и третьего восьмериков потребовала временной сборки на земле этих частей церкви. Бревна верхних восьмериков после неудачной попытки реставрации в 1970-х годах с тех пор лежали под навесами, поэтому для определения местонахождения всех сохранившихся бревен они были собраны на земле, после чего промаркированы и снова разобраны для использования хороших бревен. К сожалению, столь длительное хранение без прокладок и близко к сырой земле привело к тому что бревна попросту прели. В результате процент сохраненных старых бревен составляет не более 40% во втором восьмерике и 10% в третьем. Следует отметить, что старые бревна не подтесывлись и не подрубались придавая достоверность всей остальной конструкции. Форма восьмериков; длина стен и углы повторены с максимальной точностью. Памятник воссоздан с купольным завершением и обшивкой на период соответствующий переделкам XIX века.

 

Музей активно принимает участие в крупных международных проектах. Так с участием архитекторов-консерваторов Гданьского политехнического университета Республики Польша разрабатывается План Управления музеем. Специалисты данного университета привлекаются к участию в работах по реставрации архитектурных памятников. В июле 2010 года в рамках культурных связей между Республикой Польша и Вологодской областью группой польских консерваторов выполнены работы по перевозке в Цыпино и ремонту деревянной часовни ХIХ века, перевезенной из деревни Пасынково Кирилловского района. В деревне часовня стояла на кладбище близ каменной церкви Параскевы Пятницы. В 1930-е годы она была перевезена с погоста в деревню и использовалась для хозяйственных нужд. Сооружение представляет собой невысокий восьмерик с четырехскатной кровлей. Точная дата его строительства не известна, как не известны и имена мастеров-плотников, воплотивших в маленьком строении опыт, навыки и давние традиции народного деревянного зодчества. Выполненные ремонтные работы носили противоаварийный спасательный характер во избежание горькой участи, постигшей большую часть подобных построек в течение XIX-XX столетий. В последнее время здание представляло собой руинированный объем, наполовину вросший в землю, с рухнувшей кровлей. Несмотря на то, что официально часовня не является памятником истории и культуры, она представляет огромный научный интерес. В связи с невозможностью проведения церковных таинств во вновь отреставрированной деревянной Ильинской церкви, эти функции переданы привезенной часовне.

 

По физическому объему архитектурных памятников Кирилло-Белозерский музей-заповедник занимает одно из ведущих мест среди музеев страны. Поэтому, несмотря на большую проделанную работу по реставрации, предстоит еще огромный объем работ. В первую очередь необходимо завершить реставрацию Центрального комплекса Успенского собора, что запланировано на 2012 год. Осенью 2011 года планируется начало работ по реставрации и приспособлению крепостных укреплений Нового города XVII века, которые являются визитной карточкой монастыря. Необходимо приспособить помещения в нижнем ярусе крепостных стен, где планируется размещение сувенирной торговли. В связи с этим помещения будут отапливаться и чаще проветриваться, что будет способствовать замедлению процессов сезонного промерзания фундаментов, и в целом положительно повлияет на техническое состояние прясел стен. Далее музей будет приступать к реставрации крепостных башен, после чего появятся новые возможности для приема экскурсантов.

В связи с реконструкцией Северо-Двинской водной системы в середине XX века монастырские постройки в прибрежной зоне Сиверского озера оказались в подтопленном состоянии, что создало угрозу из существования. В ближайшие годы необходимо выполнять реставрационные работы на Церкви Преображения и крепостных укреплениях XVI века. Для чего проектная документация уже разработана. Кроме того, необходимо продолжать работы по устройству сетей водоснабжения и водоотведения Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. В Кириллове большая часть этих работ уже выполнена, в Ферапонтове проблема решается значительно сложней в связи с отсутствием в поселении разведанных источников чистой питьевой воды.

Также в ближайшие планы музея входит реставрация Трапезной палаты с церковью Благовещения и надвратных церквей Богоявления и Ферапонта ансамбля Ферапонтова монастыря.