Музейный комплекс «Цыпино» в минувшую субботу в четвёртый раз стал местом встречи любителей русских народных праздников. «Ильинские гуляния» открылись традиционным залпом из пушки. К этому времени на обширной территории проведения праздника уже разместились торговые ряды, ремесленная слободка, интерактивные площадки.
Ильин день – праздник, уходящий корнями в глубь веков – встречали со всеми почестями. В начале в исполнении Елены Вязигиной (аккомпаниатор Геннадий Голубев) прозвучали песни о родном крае. Затем под торжественную речь ведущей Светланы Чекушиной и заведующего экскурсионно-методическим отделом Музея фресок Дионисия Евгения Кивелёва на сцену вынесли свежий каравай и сноп овсяных колосьев.
На протяжении всего праздника гостей веселило трио «Коктейль» из Череповца, знакомое по мероприятию «Иллюзии старого села». Старые добрые песни в их исполнении звучали по-новому и порой заводили так, что зрители пускались в пляс. Несомненно, занятие по душе в этот день мог найти себе каждый. Интерактивные площадки одинаково привлекали внимание взрослых и детей. Встать на ходули, нарисовать картину акварельными красками или фломастерами, сделать фото на память в декорациях «под старину», посетить мастер-классы или музыкально-поэтический салон «Гармония» – всё это мог позволить себе любой желающий. Впрочем, для кого-то не менее приятным времяпровождением была простая прогулка по территории музейного комплекса или посещение церкви Ильи Пророка (1755). Впрочем, на самом празднике также нашлось место для выставок: одна из них рассказывала о жителях Цыпина начала XX века, другая – «Старина родная» позволяла познакомиться с экспонатами поближе, взяв их в руки.
Самые любопытные собрались на берегу Ильинского озера, где мастер-лодочник Сергей Токарев охотно делился своими знаниями и умениями, собирая на глазах у публики ладью. А затем под выстрел из пушки, барабанную дробь и бросание монеток «на удачу» ладья была торжественно спущена на воду. На деревянном борту находились сам Сергей Токарев и его юный помощник Александр (из числа зрителей).
Второй год подряд во время «Ильинских гуляний» гости имели возможность увидеть элементы псовой охоты. Кстати, это не случайно. В старину верили: «Если на Ильин день затравят зверя – весь год будет счастливая охота». Русские борзые продемонстрировали свои способности, гонясь по длинному полю за механическим зайцем. При этом они развивали такую скорость и прыткость, что зрители не всегда успевали запечатлеть их на фотокамеры. Впрочем, сфотографироваться с русскими борзыми можно было и «до», и после «охоты».
Ещё одной изюминкой праздника стал аукцион, проводимый на «Ильинских гуляниях» впервые. Его необычность заключалась в том, лот не объявлялся открыто, а наоборот – скрывался в большом деревянном сундуке. Обладателем же того или иного лота становился тот, кто угадывал загадку, которая, кстати, и служила ответом на вопрос «Что таится в сундуке?». Проявив смекалку, можно было уйти с праздника со спелым арбузом или дыней. Не с пустыми руками отправились домой и победители двух конкурсов, объявленных музеем заранее. В центре внимания в этот день находились все мальчики, юноши и мужчины по имени Илья. Их оказалось всего трое. Вместе они поднялись на сцену за призами, а затем один из них – юный гармонист из Белозерска – исполнил для зрителей несколько композиций на гармони.
«Ильинские гуляния» длились около трёх часов. Подойдя к картам, установленным на территории праздника, можно было несколько удивиться географии гостей, присутствовавших на мероприятии. Они отмечали свои города при помощи цветных флажков. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Псков; Московская, Архангельская, Мурманская, Волгоградская, Ростовская, Тамбовская, Свердловская и, конечно же, Вологодская области; республика Коми. Но и это ещё не всё: оказалось, что «Ильинские гуляния» – это праздник без границ, поскольку в числе гостей находились жители Украины, Сербии, Дании, Армении и даже Ирана.