Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

10.03.2015

В ночь с 6 на 7 марта 2015 года на 83-м году жизни скончалась Ольга Владимировна Лелекова – выдающийся реставратор и исследователь древнерусского искусства. В 1961 году она пришла в Институт реставрации, где долгие 43 года была заведующей Отделом реставрации темперной живописи (1966 – 2009). Замечательный организатор, она сумела собрать в Отделе лучших реставраторов, которые ставили себе самые высокие цели и пользовались авторитетом не только в России, но и за рубежом. Как реставратор-исследователь Ольга Владимировна работала в Новгороде, Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, Белозерске, Великом Устюге, Таллине, Вильнюсе, Минске, Львове, Троице-Сергиевой лавре, на Филиппинах, в Финляндии, Германии, Франции и Ливане. Российская школа научной реставрации неизменно ассоциировалась с именем О.В. Лелековой и Государственным научно-исследовательским институтом реставрации.

Ольга Владимировна намного расширила горизонты реставрации темперной живописи и применила технологию реставрации икон к русской монументальной живописи. С 1982 года она возглавила масштабную реставрацию фресок 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, привлекла к этой работе химиков-технологов, микробиологов, климатологов. Это была ювелирная реставрация, продолжавшаяся 30 лет, которая ранее не распространялась на монументальную живопись и которая обеспечила сохранение росписей Дионисия в Ферапонтове на долгие годы вперед. В 1998 году О.В. Лелекова и семь членов ее коллектива были удостоены Государственных премий Российской Федерации.

Одновременно с практической реставрацией О.В. Лелекова успешно проявила себя и как историк-искусствовед. Вершиной ее исследований явилось двухтомное издание «Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года» (2011).

С кончиной О.В. Лелековой ушло из жизни старшее поколение реставраторов-исследователей Института реставрации, но их память осталась в спасенных ими шедеврах русского изобразительного искусства.