В Музее фресок Дионисия в рамках проекта «Крестьянский миф» открылась персональная выставка вологодского художника Георгия Попова, известного не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Судьба и творчество этого человека давно находятся в поле зрения представителей профессионального сообщества и любителей искусства. Пик популярности художника пришелся на 70-80-е годы XX века и сопровождался многочисленными персональными и групповыми выставками в музеях нашей страны и за рубежом. Его известный натюрморт «Щедрая земля» (Вологодская областная картинная галерея), напечатанный во множестве изданий, стал хрестоматийным, представляя собой некий символ всего Вологодского края. В наше время, репродукции этой картины включены в школьные учебники из серии «Истоки». История с натюрмортом показательна – интуитивно найденный художником визуальный образ изобилия и процветания оказался архетипическим, имеющим вневременные характеристики.
Георгий (Жорж) Попов родился 15 сентября 1939 года в селе Красное Тотемского района Вологодской области. Профессионального художественного образования не получил. С 1967 года участвовал в межрегиональных, областных и международных художественных выставках. В 1980 году вступил в Союз художников России. Персональные выставки с успехом прошли в Водогде (1972, 1973, 1979, 1985, 1988, 11989, 1990, 1994, 1996, 1998, 2005, 2006, 2009), Ленинграде (1989, 1996), Костроме (1986), Кинешме (1986), Иванове (1986), Сыктывкаре (1987), Череповце (1985), Тотьме (1976, 1989, 2000, 2013), Риге (1991), Москве (1972, 1994). Произведения художника хранятся в фондах Вологодской областной картинной галереи, Вологодского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Тотемского музейного объединения, краеведческих музеях Вологодской области, в частных коллекциях России и за рубежом. Художник работает в технике масляной живописи в жанрах пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической и бытовой картины. Его графические работы отличаются точным рисунком и детализацией.
Полотна мастера являют зрителю особенный, светлый мир, собранный из мелких цветных мазков. Эта, созданная художником, вибрирующая среда, дает ощущение некой эфемерности изображения, уподобляя его чудесному видению, где предметы не имеют плотности и массы. Эти иллюзорные характеристики свойственны и для сюжетных полотен. Сцены деревенского быта и праздников, повторяющиеся из картины в картину, не могут закончиться, прерваться, так как в них отражена цикличность времен года и цикличность человеческой жизни на земле. Одновременно, в работах нет ничего случайного: каждый предмет, персонаж, жест – осмысленны и подчинены не только общей композиции, но и находятся в контексте повествования, рассказа. Художник точен в деталях и понимает, кого вводить в полотно и с какой целью. Цепкий взгляд мастера на окружающий мир помогает ему запомнить не только нюансы состояний природы, но и действия персонажей, подчиненных единому драматургическому замыслу картины. Считается, что Георгий Попов пишет жизнь, такой, какая она есть. Это верно лишь отчасти. Эффект реальности, правды жизни достигается благодаря литературной составляющей его картин, ведь недаром он начинал как поэт. (Известно, что Николай Рубцов, прочитав его «Поэму о любви», сказал: «Талантливо написано!»).
Работы Попова Г.И. можно назвать опоэтизированными воспоминаниями, переведенными на язык живописи. В их основе, вероятно, лежат этапы жизненного пути художника, связанные со временем, когда он был молод и счастлив. На картинах преображенная реальность в своем цветовом отношении больше напоминает райскую («Рай» - так подписан шалаш в одной из работ, есть стихотворение художника «Райские дни»). Эту тему продолжает работа «Бор Соколик», где подернутое туманом северное болото воспринимается как чудесный сад. Силуэт группы деревьев, возвышающихся над горизонтом, трактован подобно кроне Мирового дерева, парящей над райским многотравьем. В земном Раю, богатом на плоды, пребывает и сидящий на картофельной полосе спиной к зрителю, одинокий старик («Осеннее одиночество»). Вслед за его взором к вечернему горизонту устремляется и наш взгляд. В этом простом сюжете – не любование далями и даже не тоска человека по тому, что безвозвратно ушло, а чувство осени жизни, доброго плода и ожидание расставания с этим прекрасным миром, где продолжают жить любовь и труд.
С 1983 года Георгий Попов постоянно живёт и работает в Вологде. В его личной, тщательно собранной и систематизированной библиотеке около четырех тысяч книг и столько же журналов, среди которых особо интересна «Коллекция журналов для воспоминаний». В них художником педантично сделаны пометки, фиксирующие значимые моменты его жизни, не богатой сегодня на внешние события. Выставка художника в стенах музея – это реализация давней мечты сотрудников, а так же возможность для местных жителей и гостей Ферапонтова познакомится с творчеством одно из самых ярких и узнаваемых художников Вологодской области.