Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

13.09.2013

В филиале центральной районной библиотеки расположена передвижная выставка Кирилло-Белозерского музея-заповедника «Куклы из бабушкиного сундука». Она открыта с 10 сентября и до конца месяца. Посетители библиотеки познакомятся с традиционной игрушкой деревни – тряпичной народной куклой. На выставке представлены три основные группы кукол: игровые, обереги и обрядовые.

Игровые куклы предназначались не только для забавы детям, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Девочки учились пеленать кукол, петь им колыбельные песни, готовить щи и кашу в маленьких глиняных горшочках. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Собравшись большой компанией, ребятня устраивала и кукольную свадьбу, и кукольные похороны.

Обрядовые куклы являлись главными действующими лицами обрядов и традиций наших далеких предков. Они были символами-покровителями каких-либо занятий или событий.

Куклы-обереги делались без лица – «безликими», там, где должно было быть лицо, чаще всего оставляли просто белый холст. Считалось, что кукла без лица не имеет души, а, значит, не может принести человеку зло. При изготовлении кукол-оберегов не использовали ножниц, иголок, любых колющих и режущих инструментов. Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребенка. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось, только связывать или заматывать.

Тряпичная кукла не устарела, сейчас она переживает подлинное возрождение и становится живым средством приобщения к народному культурному опыту.