Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

10.06.2013

В минувшие выходные в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике было особенно шумно и многолюдно – военно-исторический фестиваль «Кирилло-Белозерская осада» шел в течение двух дней и собрал участников и зрителей из разных городов России. Его главными организаторами выступили Кирилло-Белозерский музей-заповедник и «Тульский городской молодежный клуб исторической реконструкции и фехтования» при участии реконструкторов из Череповца. Программа за незначительными изменениями предполагалась быть одинаковой в оба дня, а накануне фестиваля прошла репетиция.

Утром восьмого июня первой заработала историческая ярмарка – вдоль монастырских стен выстроились палатки, где желающие приобретали сувенирную продукцию, любопытные безделушки и нужные в быту вещи. Зрители, купившие входные билеты на фестиваль, могли бесплатно посетить некоторые выставки и подняться на галереи стен. К началу действия многие из них воспользовались этим шансом и расположились на втором и третьем ярусах крепостной стены, но основная часть гостей осталась внизу, чтобы быть как можно ближе к центру событий.

Открытие происходило в полдень. Обязательным моментом фестиваля являлось представление клубов-участников, зрителей приветствовали «Тульский городской молодежный клуб исторической реконструкции и фехтования» (Тула), клуб «Московские Рейтары» (Москва), «Владычный полк» (Саранск), «Копье» (Елец), «Стальной шлем» (Череповец), «Засечная черта» (Москва), «Государева твердыня» (Кириллов), «Великая государева крепость» (Кириллов).

Центральным действием, давшим название мероприятию, можно назвать реконструкцию Кирилло-Белозерской осады, происходившей в XVII веке, когда в 1612 году польские и литовские интервенты вплотную подошли к обители. Вниманию гостей было представлено одно из сражений за освобождение Кирилло-Белозерского монастыря, в котором участвовали пеший полк, артиллерия и кавалерия. Грохот огнестрельных орудий разбивался о стены с такой силой, что заставлял волей-неволей вздрагивать и зрителей, и тех, кто шел мимо входа на площадку фестиваля на экскурсию по музею. Все происходящее на поле сопровождалось комментариями и пояснениями.Любое действие реконструкторов награждалось аплодисментами и криками «Браво!». «Браво» кричали и иностранцы, отбившиеся от группы и купившие билет на фестиваль.

Безусловно, все, что было связано с выходом на поле кавалерии – будь то элемент реконструкции осады, конное дефиле или состязания – вызывало в толпе шквал эмоций. И если, в первых двух случаях, внимание зрителей было привлечено к лошадям и тому, как они беспрекословно подчиняются командам, то во время конных состязаний все основные волнения были связаны исключительно со всадниками. Эти состязания, по большому счету, совсем нетрудно себе представить – в любых современных фильмах про рыцарей есть эпизод с кольцом, которое нужно продеть на пику. Но это кино. А во время фестиваля можно было увидеть это вживую, плюс ко всему прочему воинов проверяли на меткость и иными методами. К примеру, на полной скорости (когда лошадь идет галопом) ударом сабли нужно было срезать закрепленные на шестах яблоки/капустные кочаны, либо попасть копьем в деревянный щит. Не обошлось и без романтической нотки. У девушек-зрительниц просили платки, которые затем раскладывали на поле. Также на скорости всадники должны были поддеть на пику любой из понравившихся платков, что они и проделывали раз за разом, а затем возвращали их владелицам, не слезая с коней.

Еще одним пунктом программы стала демонстрация оружия и одежды воинов – от воеводы и рыцарей до простого русского мужика, призванного защищать Отечество в простом кафтане и лаптях.

Одновременно с выступлениями клубов за стенами музея проходили мастер-классы – на мостках на Сиверском озере девушки обучали правилам древнерусской стирки, используя давно вышедшие из употребления предметы быта. Например, рубель (валек) – прадед той самой стиральной доски, которую использовали еще в прошлом веке до появления машин-полуавтоматов. Оказывается, не так уж далеко ушли мы от XVII века, пока не появилось электричество.

В лагере реконструкторов проходил мастер-класс по приготовлению пищи на костре. Продукты, конечно, были современными, но хозяйки могли взять себе на заметку старинные рецепты. Разумеется, гостей лагеря ожидала не только демонстрация, но и дегустация приготовленной пищи.

Для детей и взрослых работали площадки средневековых аттракционов и игр, в Вологодской башне открылась выставка «Ратная доблесть веков», на которой представлены вооружение воинов времен Ледового побоища, Куликовской битвы, Ливонских войн и Смутного времени. Посетить эту выставку можно будет до конца лета.

Данный фестиваль проходил в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике уже в четвертый раз. Однако, с течением времени в составе участников и в программе произошли изменения. Появилось что-то новое. «По сравнению с предыдущим фестивалем расширилась география участников, – сказал один из организаторов фестиваля Владимир Терехов, – заметно вырос и уровень оснащенности участников костюмами и вооружением. По программе: в этом году мы не проводили поединков в доспехах, потому что они не очень характерны для XVII века. Для этого времени более характерно использование огнестрельного оружия. С другой стороны в программе появился новый элемент – показательные выступления кавалеристов из московского клуба «Рейтары», на это довольно интересно смотреть».

Также по мнению организаторов сама реконструция прошла неплохо. Владимир Терехов отметил, что существует два критерия оценки выступления на фестивале. Первый – это аплодисменты зрителей, а они (как это можно было заметить) аплодировали постоянно. Второй – отзывы самих участников реконструкции, которые оценили свое выступление положительно и, по большому счету, хотели бы приехать сюда еще раз.