Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

07.06.2013

Довольно-таки часто среди туристов встречается мнение, что комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» была снята в стенах Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Конечно, это не так. Однако, вероятно, упоминание о древнем монастыре в фильме все-таки есть. Все мы помним эпизод, когда герои комедии увидели царя Ивана Грозного, диктующего дьяку посольского приказа Феофану фразу: «Пренебесному селению преподобному игумну Козьме царь и великий князь всея Руси Иван Грозный челом бьет».

Дело в том, что 440 лет назад, в сентябре 1537 года Иваном Грозным была написана челобитная «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь», ставшая одним из самых известных документов XVI века. И адресовался он игумену Козьме, возглавлявшему в то время монастырскую братию. Начинается эта челобитная так: «В пречестную обитель Успения пресвятой и пречистой владычицы нашей Богородицы и нашего преподобного и богоносного отца Кирилла-чудотворца, священного христова полка наставнику, проводнику и руководителю на пути в небесные селения, преподобному игумену Козьме с братиею во Христе царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Руси челом бьет. Увы мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох мне, скверному!...»

Заметили знакомые слова? Между тем, данная челобитная была и не челобитной вовсе. Начиная с самоуничижительных слов, Иван Грозный постепенно переходит к главной цели письма – обвинению монастырской братии в нарушении дисциплины.

Подробнее о том, в чем царь – покровитель Кирилло-Белозерской обители – обвинял монахов, можно прочесть в статье сотрудника музея О.Г. Кузьмичевой «К 440-летию «Послания в Кирилло-Белозерский монастырь».