Анонсы
Впервые на Вологодчине показаны материалы монастырской археологии. В экспозиции представлено более 4 000 археологических предметов различных хронологических периодов: от мезолита (IXтыс. до н.э.) до позднего средневековья. Наиболее полно показан период средневековья, и это делает экспозицию одной из крупнейших на северо-западе России.
В обширных сводчатых палатах монастырской Поварни XVI века размещаются выставки посвященные народному прикладному искусству, ремеслам и промыслам Белозерья.
Музеефикация монашеской кельи XVII века и примыкающих к ней помещений дала возможность представить архитектурный облик и интерьер жилища рядового инока Кирилло-Белозерского монастыря

Новости

04.03.2013

     Первого марта в Музее фресок Дионисия открылась персональная выставка московского графика Матвея Брониславовича Шабаева.

«Не торопись, поскольку все дороги

тебя ведут единственно к себе…»

Х.Р. Хименес.

Перевод А. М. Гелескула.

     Матвей Шабаев – московский график, преподает в институте им. В.И. Сурикова, занимается иконописью и монументальной живописью. На персональную выставку в Музей фресок Дионисия привез серию работ, нигде ранее в этом составе не экспонировавшуюся. Эти небольшие, в альбомный лист, пейзажи, выполненные художником цветными карандашами в период с 1995 по 1999 год, складываются в некое размеренное повествование, своего рода дневник, написанный простыми словами и ясным, гармоничным языком. Мотив этих пейзажей – окрестности Ферапонтова, где центральной точкой является Цыпина гора, с ее покатыми склонами, массивами деревьев и далями, уходящими за горизонт. Там, у вершины горы, в небольшой деревне, стоит, окруженный садом, родительский дом художника.

     Удивительным образом эти камерные работы обладают эффектом больших полотен, что происходит, вероятно, благодаря особой точке зрения (а точнее, углу зрения) художника на окружающий пейзаж, пространство которого планово и тонально разворачивается вглубь и вширь. Передний план в работах решен по-разному: он то активен и детализирован, то обобщен и служит своеобразным основанием-сценой для подачи последующих планов. Многослойное пространство тасуется как кулисы, проявляя то декоративные (мирискустнические), то реалистические характеристики. Эта художественная фиксация реальности – полная, но не в смысле копии, а в смысле наполнения содержанием; сложенная, как кирпичик к кирпичику цветом, формой, штрихом; уравновешенная – найденная, отобранная, выстроенная. Это, своего рода, идеальное окно, затягивающее и направляющее зрительский взгляд, который, не встретив препятствий, улетает к манящему горизонту, в глубину сине-лиловой бесконечности. Невольно вспоминаются слова Д.И. Митрохина, одного из любимых художников М.Б. Шабаева, о том, что графика жива только та, что опирается на работу с натуры. Этот особый эмоциональный строй, сообщающий работам лиро-эпический характер, был бы невозможен, не обладай художник безусловным графическим мастерством. Обычные карандаши и восковые мелки обрели в его руках благородное цветовое звучание, построенное на многослойных оттенках серебристых, приглушенно-зеленых, оливковых и охристых цветов. Сама манера рисования, заключенная в динамике тонких, острых штрихов наряду с мягкими, широкими (или просто заглаженными до матового блеска) – сообщают поверхности листа живописные фактурные характеристики.

     Один из самых выразительных рисунков этого периода – «Дом Гелескула» (1998), представляет огромный, разрушающийся, с заколоченными окнами и заросшим палисадником дом. Известный поэт и переводчик А.М. Гелескул в 70-е годы XX века подолгу жил на Горах. Сейчас, в контексте этого образа, знаменитое стихотворение Хименеса Х. Р. в переводе Гелескула А. М. «Я не вернусь», звучит особо пронзительно. Вот его фрагмент:

«Я не вернусь. И на землю

успокоенье ночное

спуститься в теплую темень

под одинокой луною.

Ветер в покинутом доме,

где не оставлю и тени,

станет искать мою душу

и окликать в запустенье».

     А Матвей Шабаев продолжает возвращаться в Оденьево (Горы), более того, он строит там свой дом, и хочется надеяться, что начатая когда-то серия рисунков-картин будет продолжена, ведь для выражения значимого не требуется большой формат.

Ольга Силина.