Персональная выставка заслуженного художника России Генриха Асафова открылась шестого декабря в Музее фресок Дионисия. На ней представлено около 130 живописных произведений. Впервые экспонируются этюды мастера, раскрывающие новую грань таланта одного из ярчайших и самобытных художников современности.
Асафов Генрих Алексеевич
1940 – родился в д.Чирково Усть-Кубенского района, Вологодской обл.
1957-1959 – учеба в ПТУ №7, г. Ярославль
1959-1964 – учеба в Ярославском художественном училище на отделении «Живопись» (мастерская А.А.Чурина). Защитил диплом с отличием.
1964 – поступает в академический институт им.И.Е.Репина (Ленинград), и уходит из него
1965 – уезжает на Сахалин и работает учителем рисования в школе
1966-1967 – служба в Армии
1967 – 1973 учеба в МГХИ им. В.И.Сурикова на монументальном отделении (мастерская К.А.Тутеволь)
1968 – начало выставочной деятельности
С 1976 – живет и работает в Вологде
С 1977 – член СХ России
С 2010 – Заслуженный художник России
Награжден знаком СХ России (2009), выдвигался кандидатом на соискание Государственной премии РФ от Вологодской области (1994), Почетный гражданин Усть – Кубинского района (с 2001).
Работы художника находятся: в галерее «Красный Мост» (Вологда), Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт – Петербург), Музее современного искусства г. Сеул (Южная Корея), Вологодской областной картинной галерее, Вологодском историко – архитектурном и художественном музее-заповеднике, Плесском государственном музее-заповеднике, Череповецком художественном музее, Ярославском художественном музее. В коллекциях ВоГТУ, ВГМА им. Н.В.Верещагина, а так же музее с. Липин Бор. Художником созданы галереи в библиотеке и школе c. Устье – Кубенское, школах с. Бережное и c. Богородское. Работы мастера находятся в многочисленных частных коллекциях России, Америки, Германии, Кореи и других стран.
Персональные выставки Генриха Асафова:
1983, 1993, 2000 – Вологодская областная картинная галерея;
1997 – Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
2004, 2009 – Арт-галерея «Красный Мост» (Вологда);
2003 – Ярославский художественный музей;
2011 – Союз художников (Москва);
2012 – галерея «Открытый клуб» (Москва);
Групповые выставки:
2000 – «Зеленый шум» (Плес, Вологда, Иваново, Ярославль, Москва);
2002 – «Генрих Асафов, Георгий Калинин, Виктор Седов» Вологодская областная картинная галерея;
2009 – XI Всероссийская художественная выставка «Россия» (Крымский Вал, Москва);
2011 – Выставка живописи в Вологодском музее кружева.
О художнике:
«Творчество Асафова интересно постоянным обновлением, поисками. Он много и напряженно работает, не спешит выносить новые работы на суд зрителей, вновь и вновь обращается к старым и новым холстам, выверяя их качество. В творчестве Асафова сложилась определенная система изобразительного языка, которая ясно просматривается в основных произведениях».
В. Воропанов, искусствовед, директор ВОКГ
«В полотнах художника …неторопливость движений, логичность жестов превращаются в символические знаки, так как это бывает в ритуальных действиях. Сцены крестьянского труда возводит живописец в ранг великих, вечных событий. Чувства ясные и цельные выражаются в рисунке естественной, без ухищрения, линией, ясными, как цвета природы красками».
И. Балашова, кандидат искусствоведения
«Живопись Генриха Асафова – явление не бесспорное, в чем-то парадоксальное. С одной стороны – человек «от земли», из вологодской деревни… а с другой стороны – модерн, примитивизм, необычайный колорит».
«Анализируя круг творческих интересов художника, понимаешь, что на протяжении всех лет он разрабатывает одну тему – «смысл жития человеческого». В нее умещается все: рождение, жизнь, любовь. В наше иронично - жестокое время, когда размыты идеалы добра и зла, Асафов видит и утверждает идеал простого человека – труженика. Его «житийные» картины, как некогда иконы, обращены к радетелям родной земли».
Л.Соснина, искусствовед
«В картине художника идея всегда превосходит само действо, отсюда многозначность в трактовке каждого изобразительного элемента композиции. Но главным выразителем эмоционального и смыслового начал является цвет. Через пластику цвета, колористическое решение холста в целом, живописец доводит образ до обобщающего звучания».
Г.Дементьева, искусствовед, художественный руководитель галереи «Красный Мост»
«И по форме и по содержанию «рембрандтовский период» в творчестве Генриха Асафова – это антитеза конъюнктурной живописи и социалистическому реализму 1970-1980-х годов, основанная не на отрицании, но на интуитивной интерпретации и развитии определённых художественных явлений и традиций прошлого… Во второй половине восьмидесятых годов в продолжение идей фовизма, творчества Анри Матисса и крестьянской серии Казимира Малевича Генрих Асафов начинает широко использовать монументальное цветное пятно в живописных композициях своих произведений. Происходит глобальная перестройка стиля, что приводит к созданию аутентичного авторского живописного почерка, развитие которого продолжается и по сей день. Самим этим движением утверждается не свобода самовыражения, не стилистические построения, не радость или счастье творчества. «Живопись – физическая работа», – записано в дневниках Варлама Шаламова. Живопись Генриха Асафова есть ода крестьянину и тяжёлому крестьянскому труду: искусство должно давать надежду – вот главный тезис и ядро его философского мира».
А. Асафов, архитектор, сын художника
Художник о себе:
«Когда я был студентом, мы ходили на выставки в Манеж, и я заметил: если художник нравится зрителям, – он не нравится специалистам. Если нравится специалистам – то не нравится зрителям. Я думаю: «Что же мне делать?». И я сам себе сказал тогда: не буду угождать ни тем, ни этим. Буду делать то, что я мыслю. Красота! То есть получилась такая интересная свобода. В душе появилась свобода: я никого не боюсь, мне ни перед кем гнуться не надо, и я стал выражать то, что я люблю. И это как раз и есть моё искусство, и оно-то как раз и «прошибает» сейчас все эти бреши, потому что оно оригинально, оно по-настоящему прочувствовано, оно – земное».
Выставка Генриха Асафова, открывшаяся в нашем музее, продлится до 22 февраля.
Ольга Силина, сотрудник Музея фресок Дионисия.