А.Н. Чудецкий - Благочинные обычаи дворян Засецких, владельцев сельца Ковырино
Благочинные обычаи дворян Засецких,
владельцев сельца Ковырино
А.Н. Чудецкий, выпускник МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 24» города Вологды
Более десяти лет учащиеся и учителя школы № 24 города Вологды изучали историю дворян Засецких из села Ковырино. Эти исследования велись не случайно. Вологодская школа № 24 находится на территории бывшего сельца Ковырино. Более того, какое-то время филиал школы № 24 размещался в здании бывшего дома-усадьбы Засецких, где в своё время занимался и я. Был собран очень большой материал и о поместье, и о его владельцах, которые, как оказалось, были очень неординарными людьми. И очень обидно, что имена и дела их оказались незаслуженно забытыми. Сегодня мне бы хотелось восстановить историческую справедливость, тем более что в дальнейшем я планирую продолжить исследовательскую работу в этом направлении.
В этой работе я хочу подвести промежуточный итог в исследовании благотворительной деятельности Засецких и наметить дальнейшие цели.
В советское время в обществе сложился определенный стереотип, согласно которому помещики XIX века были исключительно эксплуататорами крестьян, проживая только ради себя и не принося пользы обществу. Поэтому память о дворянах - владельцах поместий и усадеб беспощадно искоренялась. На самом деле, во многих случаях это было далеко не так, благотворительная деятельность дворян Засецких, владельцев сельца Ковырино - доказательство этого. Дворяне Засецкие были настоящими русскими православными людьми, по словам современников их отличала необыкновенная набожность. Наиболее изучена жизнь и деятельность дворян Засецких из сельца Ковырино, живших в XIX веке. Самыми крупными благотворителями были Павел Алексеевич (1780-1833), Варвара Александровна (1789-1869), Александр Павлович (1814-1870) и Софья Александровна (1814-1887) Засецкие.
Павел Алексеевич Засецкий родился в 1780 году. Биография его типична для многих дворян того времени. Он получил хорошее образование, отлично владел немецким и французским языками, изучал математику, географию, историю. С 1804 по 1810 год служил в гвардейском Петровском мушкетёрском полку. В 1810 году в чине штабс-капитана он увольняется в отставку по болезни.
Павел Алексеевич Засецкий стал первым по-настоящему крупным благотворителем. Он построил новое каменное здание Говоровско-Богородицкой церкви и являлся церковным старостой в ее приходе. В Вологодских Губернских Ведомостях за 1838 год находятся сведения о том, что Павлом Александровичем Засецким были пожертвованы 10000 рублей в пользу Вологодского приказа Общественного Призрения - деньги очень немалые. «От Вологодского Приказа Общественного Призрения, для всеобщего сведения сим объявляется, что с пожертвованного навечно в оный приказ штабс-капитаном Павлом Алексеевичем Засецким капитала 10000 рублей из процентов согласно назначению жертвователя и по примеру прежних лет, отослано из того приказа в настоящем апреле месяце, сего года на день Святой Пасхи в Вологодский тюремный комитет для раздачи узникам - 50 рублей, в вологодскую градскую Думу для доставления в богадельню, что близ Архангельской заставы - 50 рублей, в богадельню девичьего монастыря - 40 рублей, в такую же на Глинках - 20 рублей, в богадельню, находящуюся под ведомством сего Приказа - 40 рублей, сверх на выкуп содержащихся в рабочем доме за казенные долги - 200 рублей, на приданное двум обер-офицерского звания бедным девицам по произведенному в присутствии сего Приказа 30 марта нынешнего года жеребью выдачи коллежским Регистраторшам: Наталье Моториной для дочери ее Надежды и Александре Скрипицыной для дочери ее Татьяны по 50 рублей на каждую. Прочим соучастницам жеребьевки просительницам… во уважение бедного их состояния выдано по 5 рублей (итого 50 рублей) из сумм кружечного сбора, жертвованных добровольно». И это, нужно думать, далеко не единственный пример его благотворительной деятельности.
Жена Павла Александровича, Варвара Александровна Засецкая (1789-1869), урожденная Грязева, также отличалась набожностью и благочестием. «В отношении религиозном она никогда не оставляла правила, которое у неё было положено на утреннюю и вечернюю молитву. Во все четыре поста говела, исповедовалась и приобщалась Святых Христовых Тайн, тогда как этот самый важный долг христианский весьма многие едва только исполняют в один великий пост. А частые всенощные бдения в своем доме и посещение богослужений в храме не оставляла до самой кончины. За что и заслужила самое глубокое уважение от всех, кто только мог знать её». «…Избытки своего имущества она дала неимущим, а больше всего отдавала на украшение храмов Божиих». Из Вологодских Епархиальных Ведомостей известно, что она в 1867 году пристроила с правой стороны к теплому храму Говоровско-Богородицкой церкви новый придел во имя Святой Великомученицы Варвары. В приделе был поставлен «блестящий» иконостас с иконами в серебряных и позолоченных ризах. Эта постройка стоила ей 3000 рублей (крупные деньги по тем временам). До этого она жертвовала собственные средства на обновление и благоустройство других приделов Говоровско-Богородицкой церкви: в 1860 году - приделы во имя трех Святителей и Святого Симеона Богоприимца, в 1866 году - придел Рождества Пресвятой Богородицы; также ею был обновлен теплый храм Троицкой Ноземской церкви (с приделами Благовещенья Божьей Матери и Рождества Иоанна Предтече) Грязовецкого уезда, состоявший приходским в имении ее дочери Софьи Павловны Засецкой.
Кроме того, известно, что именно Варварой Александровной Засецкой и её внуком Александром Павловичем Набаловым в 1871 году были приобретены вологодские куранты. Башенные часы были заказаны в часовой фирме братьев Бутеноп (этой же фирмой были ранее установлены башенные часы Большого Кремлёвского дворца в Москве, Спасской башни Московского Кремля). Варвара Александровна Засецкая заплатила за них 1000 рублей, еще 500 рублей пожертвовал Александр Павлович Набалов. Эти часы находятся на колокольне Вологодского Кремля до настоящего времени.
Представляет также интерес статья из «Северной пчелы» № 40 от 21 февраля 1851 года. Здесь описывается приём, оказанный молодым талантливым пианисткам Погожевым Вере Васильевне и Наталье Васильевне. «Превосходные рояли Вирта были предложены девицам Погожевым помещицами Варварой Александровною Засецкой и Настасьей Александровною Шлегель, и после весьма удачных концертов девицы Погожевы испытали в Вологде и русское древнее гостеприимство, и русскую старинную щедрость. В.В. Погожева получила подарки: от помещицы Варвары Александровны Засецкой - два золотых браслета, от Елизаветы Карловны Брянчаниновой - два золотых браслета с алмазами и аметистами, от губернского дворянского предводителя Павла Александровича Межакова обе сестры получили по паре золотых серег с цветными каменьями. Это благородное внимание к русским талантам и поощрение их приносит честь чувствам Вологодского благородного общества».
Варварой Александровной Засецкой в 1840 году 19 декабря было открыто сельское приходское училище для своих крепостных. Для Вологодской губернии того времени это был редкий пример. По данным 1852 года в нём обучались 12 человек, трое из которых, после окончания испытаний, за хорошую учебу были награждены книгами. Здание училища располагалось во флигеле, находившемся за барским домом и стоявшем до 1960-х годов. Название «училище» для этого учебного заведения не совсем корректно, так как программа обучения не была выше школьной. Тем не менее, это не уменьшает значение учебного заведения, так как в первой половине XIX века подобных насчитывались единицы. Скорее всего, Засецкие объясняли своим крестьянам о пользе обучения: посетитель сельца Ковырино И. Муромцев писал в своей статье про Ковырино (в «Вологодских губернских ведомостях» №24 за 1852 год, стр.279-281) о своем разговоре с кре-постным и привел фразу возчика: «…ежели и простым мужиком будет [его сын], так грамотному-то все как-то лучше».
Кроме того, Варварой Александровной Засецкой была открыта богадельня при Говоровско-Богородицкой церкви для своих немощных крепостных.
Заботу Варвара Александровна проявляла и по отношению к чужим детям: в исповедальных ведомостях 1823 года упоминается, что на её воспитании находились некая Ксения Сергеевна 16 лет (на воспитании с 14 лет) и дети дворянина Кузьмы Осинпова (Александра (8 лет), Наталья (6 лет), Елизавета (4 года), Юлия (2 года). Помимо них Варвара Александровна Засецкая имела пять своих детей: Екатерина (12 лет), Николай (8 лет), Александр (9 лет), Алексей (4 года), Софья (3 года).
Таким образом, Павел Александрович и Варвара Александровна Засецкие внесли немалый вклад в помощь жителям города. Их отношение к церкви, неимущим и своим крестьянам свидетельствует об их душевной щедрости и истинной вере.
Не меньшей верой отличались сын Павла Александровича и Варвары Александровны Александр Павлович Засецкий (1814-1870) и его супруга Софья Александровна (1814-1887), урожденная Ховрина. Не случайно Панцырев отмечает, что Варвара Александровна Засецкая воспитала детей «в правилах христианской веры и благочестия, строго следила за их нравственностью и вполне приготовила на службу Отечеству».
Александр Павлович Засецкий получил прекрасное образование в Московском пансионе (где, кстати, в это же время обучался и М.Ю. Лермонтов), где большое внимание уделяли гуманитарным предметам. В служебном рапорте Александр Павлович перечисляет: «Знаю закон божий, русскую словесность, историю всемирную, древнюю, среднюю и новую, географию, математику - алгебру, геометрию и тригонометрию. Военные науки - тактику, артиллерию, фортификацию, ситуацию. Знаю французский, немецкий и латинский языки».
Александр Павлович служил в лейб-гвардейском конно-гренадёрском полку, откуда в 1842 году вышел в отставку по семейным обстоятельствам. Возможно, это было связано с его болезнью (в своё время по причине болезни Александр Павлович вынужден был прерывать своё обучение в Дворянском полку). А может быть с тем, что 2 июня 1842 года был убит его родной брат - 27-летний капитан генерального штаба Николай Павлович Засецкий «в сражении при преследовании горцев в земле ичкеринцов». Несомненно, требовалось поддержать убитую горем мать, кроме того, известно, что через два года благодаря хлопотам родных тело Н.П. Засецкого было перевезено на родину и захоронено на кладбище при Говоровско-Богородицкой церкви. Кто-то должен был взять на себя и эти хлопоты.
Со слов священника Говоровско-Богородицкой церкви Алексея Панцырева: «Особенно поучительна любовь его [Алексея Павловича Засецкого] к чтению боговдохновенных псалмов царя Давида. Книга псалмов была для него самым лучшим собеседником и другом его. Он находил для себя в ней истинную отраду в болезнях телесных и извлекал из сего сокровища целительное врачевство от скорбей душевных. Редкий пример в наше время!.. ...С кем он главным образом любил вести свою беседу? С теми лицами, которые посвятили себя преимущественно на служение Господу». Так нам известно, что он был знаком с настоятелем Свято-Духова монастыря отцом Нафанаилом (об этом свидетельствует брошюра, сохранившаяся в Вологодской областной библиотеке и показанная нами Наталье Николаевне Фарутиной, подписанная отцом Нафанаилом в адрес Софьи Александровны и Александра Павловича Засецких). Со слов того же Алексея Панцырева: «Кто не знает пламенно усердия его к святым обителям Православной Церкви?.. Дом его иногда походил как бы на Церковь, в нём нередко совершались всенощные бдения, молебное бдение и с усердием читались известные церковные акафисты и каноны». Эти слова свидетельствуют о том, что Александр Павлович прослыл в Вологде как благочестивый и образованный человек. Видимо, он, как и его родители, много жертвовал на дела благотворительности, но старался совершать их «незримо от людского глаза». Алексей Панцырев свидетельствует о ее масштабности. Нам известно, что Алексею Павловичу доверялась опека над имуществом и имениями других людей и опека над детьми помещика Гранта. Это тоже свидетельствует о его честности и высокой нравственности. К сожалению, кроме этих фактов, о благотворительности А.П. Засецкого нам известно немного, в этом направлении работа ещё ведётся.
Благодеяния его жены, Софьи Александровны Засецкой, известны нам лучше. В 1879 году она написала обращение к губернскому предводителю дворянства Дмитрию Владимировичу Кокшарову, в котором просила позволения открыть после ее смерти богадельню для неимущих дворянок. Для этого дела она выделила полукаменный дом на Дворянской улице. В богадельне не должны были содержаться более десяти дворянок, а управление было передано Вологодскому депутатскому собранию.
Все имущество этого дома она предложила положить на вечное хранение в Отделение Вологодского Государственного Банка, чтобы проценты с него уходили на содержание богадельни. Безусловно, эта инициатива была поддержана дворянским собранием.
Софья Александровна Засецкая оказывала помощь женским епархиальным училищам. В 1873 году она оставила капитал в размере 5000 рублей в процентных бумагах на женские училища Вологодской губернии. В епархиальном женском училище вологодского Горне-Успенского женского монастыря она организовала две премии для учениц в 1879 году. Согласно проекту, они выдавались с процентов от вложенного в Отделение Вологодского Государственного Банка капитала в 2000 рублей. Учениц, которым выдаются стипендии, должна была выбирать сама Софья Александровна Засецкая, а после ее смерти - Вологодское Епархиальное попечительство. Стипендиантки (их было две) именовались воспитанницами госпожи Засецкой и снабжались одеждой, получали необходимые вещи во время учебы и после ее окончания.
Крупные пожертвования Софья Засецкая делала в пользу церкви. В Свято-Духовом монастыре, где был похоронен её муж Александр Павлович, по её инициативе в 1876 году был установлен новый иконостас. Он был изготовлен из каррарского мрамора светло-серого цвета. Его стоимость составляла 5000 рублей. «Он отличается простотою и изяществом рисунка и состоит из двух частей - главной и дополнительной» («Вологодские Епархиальные Ведомости», 1876 год, стр. 91). Первая часть имела форму арки и вмещала в себя царские врата с двумя местными иконами Спасителя и Божьей Матери и иконой Тайной вечери над вратами. Дополнительная часть иконостаса находилась справа от главной и закрывала промежуток между аркой и южной стеной, создавая помещение для местной иконы с изображением Святого Благоверного Князя Иосафа Каменского и Святого мученика Александра (ангела ее покойного мужа Александра Павловича). Царские врата были выполнены из бронзы и включали четыре иконы: на двух было изображено Благовещенье Богоматери, а на двух других - четыре Евангелиста. Вместе с иконостасом монастырю были пожертвованы иконы Воскресения Христова и Печерской Божьей Матери, серебряный позолоченный ковчег, запрестольный семисвечник, три бронзовых подсвечника и бронзовая лампада.
Перед смертью в 1881 году Софья Александровна Засецкая ушла в Горне-Успенский женский монастырь города Вологды, где и умерла в 1887 году. Перед смертью она завещала этому монастырю деревянный флигель с каретником и конюшней, находившийся вне ограды.
Говоря о Засецких XIX века стоит заметить, что историки Мирра Евсеевна Даен и Римма Михайловна Лазарчук предполагают, что известный портрет вологодского историка Алексея Александровича Засецкого, родственника ковыринских Засецких, передали в Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник из усадьбы Ковырино в ноябре 1921 года. Кроме того, Р.М. Лазарчук в своей работе об Алексее Александровиче Засецком задаёт вопрос: куда пропала огромная библиотека историка? Мы смеем предположить, что именно ковыринские Засецкие долгое время хранили ее, так как нам известно, что у них тоже была большая библиотека. Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы людей, видевших эти книги в подвалах дома Засецких 40-50 лет назад.
В заключение хочется отметить, что данная работа, возможно, не совсем объективна: мы имели дело только с теми источниками, которые оценивают Засецких XIX века, владельцев сельца Ковырино, исключительно с положительной стороны. Тем не менее, по нашему мнению, это не уменьшает значение проделанной работы и позволяет сделать вывод, что в XIX веке дворяне Засецкие стремились преобразовать свой город, помочь окружающим.