А.И. Смирнов - Официальный сайт музея. Первые итоги работы
Официальный сайт музея. Первые итоги работы
А.И. Смирнов, зав. сектором развития отдела развития и выставочной работы
В конце 2007 года музей принял участие в конкурсе «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» при технической поддержке CAF-Россия и получил грант на создание официального сайта. В течение 2008 года шли работы по сбору материалов, написанию текстов, формированию и наполнению макета сайта. 1 марта в 9:30 утра сайт был открыт для свободного доступа в сети Интернет по адресу www.kirmuseum.ru.
Сайт изначально планировался как постоянно обновляемый и дополняемый ресурс, мы постарались сделать его максимально информативным и интересным как простым пользователям, так и специалистам. Он содержит большой объём информации по музею, его истории, памятникам, экспозициям, видам работ, которые ведутся в музее. Специальный новостной раздел регулярно дополняется свежей информацией.
Чтобы оперативно контролировать работу сайта ещё в конце февраля 2009 года он был включён в рейтинг Рамблер TOP 100, что позволило получать оперативную информацию по работе и посетителях портала. В рамках статьи я хотел бы познакомить Вас с наиболее интересными данными за первый месяц работы с 1 по 31 марта 2009 года.
В течение первого месяца работы сайта его посетило 916 человек, которые просмотрели 6724 страницы. Это достаточно небольшая цифра, но она объясняется несколькими причинами. Во-первых, это - новый сайт, а потому он пока мало кому известен. Во-вторых, мы не прибегали к услугам фирм, занимающихся «раскруткой» сайтов, услуги которых достаточно дороги и зачастую не вполне легальны. В-третьих, мы не проводили рекламных акций и кампаний по продвижению сайта. Тем не менее, количество посетителей сайта постепенно растёт. Максимальное количество пользователей на сайте было 31 марта, когда в течение дня его посетило 48 человек, кстати сказать, 1 апреля был установлен новый рекорд - 57 человек. В среднем за день в течение марта его посещало 20-30 пользователей. Максимальное количество страниц было просмотрено 16 марта, когда посетителями было запрошено 439 страниц. Большинство пользователей (66 %) просматривают лишь несколько страниц сайта т.е. ищут только необходимую им в данный момент информацию. 27% посещают от 3 до 10 страниц, 4% просматривают 11-20 страниц и лишь 2% пользователей Сети задерживаются дольше и посещают от 21 до 100 страниц. Ситуация объясняется тем, что люди, в основном, занимаются web-серфингом для поиска конкретной информации и редко отвлекаются на что-то другое. Тем не менее, треть пользователей задерживается на нашем сайте и просматривают более одной страницы на наш взгляд, это не плохой показатель, свидетельствующий о том, что нам удаётся заинтересовать этих, по большей части, скорее всего, случайных посетителей. Просмотреть все страницы ресурса достаточно сложно - это занимает много времени и может понадобиться только специалисту.
Специальный раздел статистики позволяет узнать время посещения сайта. Пользователи приходят на сайт с 3 до 6 утра, затем с 9 утра до 1 час ночи. Наибольшие всплески посещаемости приходятся на 10, 12, 15-16, 19 и 21 час. Близкая к нулю посещаемость с 3 до 7 утра. Пики активности пользователей по просмотру страниц приходятся на 10, 15, 17 и 21 час, т.е. как на рабочее, так и нерабочее время. По сути эти данные скорее характерны для развлекательного ресурса, нежели для официального корпоративного сайта. Это свидетельствует, что люди охотно приходят на наш сайт не только и не столько по рабочим делам, сколько из личного интереса, что очень важно для нас, так как свидетельствует, что контент, размещённый на нашем ресурсе, интересен и полезен для пользователей.
Благодаря тому, что в статистике фиксируются IP-адреса посетителей, мы можем отследить их географическую принадлежность. Большая часть наших посетителей из Москвы, Санкт-Петербурга и Вологодской области. Посетители из Москвы и области составляют до 25 % посетителей нашего сайта, до 40% - жители Санкт-Петербурга и Вологодской области, до 20% - из других регионов России. Представлены практически все регионы, в том числе (ранжировано по посещаемости) Санкт-Петербург, Москва, Вологодская, Московская, Архангельская, Свердловская, Пермская области, Красноярский, Приморский край, Нижегородская, Ярославская, Самарская, Челябинская, Костромская, Воронежская, Владимирская, Рязанская области, Республика Татарстан, Калининградская область, Удмуртская Республика, Тамбовская, Кировская область, Чувашская республика, Новосибирская область, Ставропольский край, Тульская, Смоленская, Пензенская, Брянская, Амурская области, Республика Башкортостан, Ивановская, Ленинградская, Липецкая, Ростовская области, Республика Марий Эл, Саратовская, Иркутская области, Краснодарский край, Республика Карелия, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Мурманская области, Алтайский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Омская, Оренбургская и Белгородская области.
Около 15% посетителей имеют зарубежные адреса. Первым иностранным посетителем стал пользователь из Украины, побывавший на сайте уже 4 марта. За март на сайте побывали представители (ранжировано по посещаемости) Украины, Беларуси, Норвегии, США и Канады, Казахстана, Германии, Австралии, Бельгии, Латвии, Эстонии, Молдовы, Италии, Дании, Турции, Великобритании, Израиля, Нидерландов, Швеции, Австрии, Боснии и Герцеговины, Литвы, Венгрии, Испании и Сенегала.
Статистика позволяет отследить наиболее посещаемые страницы сайта. Самой посещаемой по итогам марта стала, безусловно, главная страница, которую просмотрели более 40% посетителей и которая содержит ссылки на самые интересные части ресурса. Многие начинают просмотр нашего сайта именно с этой страницы, что наиболее логично, но это происходит лишь в том случае, если люди интересуются именно музеем и его официальным ресурсом, а не какой-то конкретной информацией. Пути, которые приводят посетителей на главную страницу, могут быть различны: это и простой набор в браузере адреса www.kirmuseum.ru, и прямой переход с других ресурсов, таких как порталы наших информационных партнёров - музейного портала www.museum.ru, областного культурного портала www.cultinfo.ru, Рамблер TOP 100, Интернет-энциклопедии «Википедия» (в русской, английской, немецкой и итальянской редакциях), сайта CAF-Россия, портфолио Web-студии «Диогенес», создававшей макет нашего сайта, других прямых ссылок. В настоящее время мы работаем над размещением активных ссылок на сайтах партнёров и туристических организаций. В основном, реакция на наше предложение положительная.
Также пользуются большим интересом разделы «Новости», «Информация о музее», «Посетителю», «Справки», «Координаты музея», «План музея», «Издания музея», «Экспозиции музея», «Презентация музейных коллекций».
Всё большее значение в графе посещаемости приобретают переходы с поисковых серверов. Регистрация нашего сайта в основных поисковых системах была произведена 1 марта. На данный момент содержание сайта проиндексировано, т.е. просмотрено и запомнено российскими Google, Yandex, Rambler, Go.Mail, украинскими и британскими Google и Yahoo. Мы имеем возможность отследить поисковые запросы пользователей Сети, приведшие их на наши страницы, т.е. когда человек набирает в поисковой системе ключевые слова и переходит в результате такого набора на наш сайт, это фиксируется на сервере статистики. Большинство запросов связано с нашим музеем и монастырём, музейными памятниками и экспонатами, городом Кирилловом, вологодским и белозерским краем, местной топонимикой.
Значительная часть прямых переходов из поисковиков осуществляется на статьи нашей полнотекстовой библиотеки, состоящей из альманахов «Кириллов» и внутримузейного издания «Вестник». Библиотека неожиданно стала одним из самых популярных разделов сайта, привлекающей всё большее количество посетителей. В связи с этим полагаем, что следует развивать и пополнять этот раздел новыми изданиями и статьями.
Тематика Интернет-запросов пользователей очень широка - начиная от «гончарных промыслов», «деревень уломской области», «песен 60-х годов», «разметки восьмерика», «происхождения фамилии Левашов» и «сортов яблонь для Ленинградской области» и заканчивая тем, что 30 марта один из Интернет-пользователей набрал в Яндексе строку «цветков а.в. экскурсовод вологодского». И перешёл на страницу отдела истории, где размещена информация о нашем сотруднике Андрее Валерьевиче Цветкове.
На нашем сайте существует 3 формы обратной связи, однако они ещё не заработали в полную силу в связи с пока достаточно небольшой посещаемостью ресурса. Тем не менее, реакция посетителей уже есть. В основном, это письма по работе с сайтом, реакция на новости (например, ответ на музейную викторину, размещённую в новостях, пришёл раньше, чем она была опубликована в прессе), просьбы на работу с музейными документами, заказы экскурсий.
Таким образом, после первого месяца работы нашего официального сайта, мы можем подвести предварительные итоги:
- сайт получился объёмным, информативным, интересным, качественно и профессионально сформированным;
- к настоящему времени его рейтинг в поисковых системах растёт, а вместе с ним увеличивается и его посещаемость;
- нам удалось наладить регулярную работу по размещению материалов на сайте, в том числе актуальных новостей, а также информации по временным выставкам.