Е.И. Николаева - Культура и быт жителей г. Кириллова в 1950-60-е годы
Культура и быт жителей г. Кириллова в 1950-60-е годы
Е.И. Николаева, преподаватель ВОУК
Исследование по данной теме является дипломной работой, написанной в период обучения в Вологодском государственном педагогическом университете в 2008 году. В настоящее время данное сочинение передано в ОПИ КБИАМЗ. Представленная статья является обзором дипломной работы.
В работе рассматривается развитие культурных и бытовых традиций жителей города Кириллова 50-60 годов XX века. Данная тема является малоизученной. Собранный материал будет интересен специалистам-краеведам, а также данное исследование - это вклад в работу по сохранению культурного наследия города Кириллова.
Хронологические рамки исследования охватывают 1950-60-е гг. Выбор нижней грани обоснован тем, что в этот период продолжается послевоенное восстановление учреждений культуры страны и города. Верхней гранью является 1970 год. С этого времени начинается централизация учреждений культуры в стране вследствие чего происходит реструктуризация культурных учреждений в городе, что является поводом для дальнейших исследований.
Цель работы: исследование состояния и развития культурной и бытовой жизни населения города Кириллова Вологодской области в период 1950-60 гг.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть направления работы учреждений культуры;
- показать основные формы культурно-просветительной работы;
- показать роль средств массовой информации в культурном развитии жителей города;
- рассмотреть повседневную жизнь горожан;
- проследить сохранение культурно-бытовых и религиозных традиций.
Историографическую базу работы составили исследования советских и российских ученых.
Работы советских историков, вышедшие в период с 1920-го до конца 1980-х гг., свидетельствуют, что различные аспекты развития культуры привлекали внимание исследователей. В основном, внимание было уделено следующим аспектам: работа партии и государственных органов по развитию культуры (Белькович, Иванова, Кравченко и др.), становление аппарата управления учреждениями культуры (Стефановский, Карпов, Глушенка и др.), в работах Абрамова, Банновой, Гарданова и др. рассматривается функционирование культурно-просветительных учреждений.
С 1990-х гг. наметился новый этап в историографии. Начавшаяся перестройка общественной жизни, провозглашение демократии принципом жизни накладывали отпечаток и на исторической науке. Стали переосмысливаться сложившиеся стереотипы, корректироваться некогда сделанные оценки. В этот период вышли работы Аннинского, Ерина, Залыгина, Якобсона, Зубковой, Зезиной и других исследователей.
Вопросы культурного строительства в региональной литературе наиболее широко начали рассматриваться с 1950-х годов.
Данным проблемам были посвящены статьи в сборниках «Культурное строительство в Вологодской области», «Очерки по истории края», «От съезда к съезду», «Материалы первой научной научно-практической конференции библиотечных работников».
Значительной является монография «Русский Север: этническая история и народная культура ХII-ХХ века». В ней представлены все формы культуры жизнеобеспечения (хозяйственные традиции, народное жилище, костюм, система питания), семейный и общественный быт, обычаи и обряды, народное искусство, религиозно-общественая жизнь.
В серии «Старинные города Вологодской области» вышло шесть выпусков историко-краеведческого альманаха «Кириллов», где публикуются исторические источники, исследовательские работы, литературные материалы, посвященные различным периодам жизни города, а также уезда и района.
База исследования представлена широким комплексом опубликованных и архивных материалов, содержащих разнообразные сведения по изучаемой проблеме.
Основу исследования составили архивные материалы, сохранившиеся в фондах Государственного архива Вологодской области (ГАВО) Ф. 737, Отдела культуры Кирилловского исполкома Ф.5128, Вологодского областного культурно-просветительного училища Ф. 3087, Кирилловской районной инспектуры госстатистики 1935-66 г., Вологодского архива новейшей политической истории (ВОАНПИ) Ф. 1428, Кирилловского райкома КПСС Ф. 864, Партийного комитета Кирилловского производственного колхозно-совхозного управления Вологодской области; Отдела письменных источников Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ОПИ КБИАХМ) Ф.3. Также в работе были использованы архивы детской библиотеки, газеты «Новая жизнь», Детской школы искусств.
При подготовке дипломной работы изучались материалы периодической печати «Красный Север» и «Вологодский комсомолец», а также местных газет «Ленинское знамя» и «Новая жизнь».
В дипломном сочинении использовались беседы с жителями города Кириллова. Данные, полученные в результате бесед, помогли ярче представить заявленную тему дипломной работы.
В первой главе «Культурно-просветительные учреждения г. Кириллова» рассматривается деятельность библиотек, музея, дома культуры, кинотеатра, культурно-просветительного училища и музыкальной школы, а также работа местных средств массовой информации (радио и печать).
Во второй главе «Повседневная жизнь горожан» рассматривается участие жителей в культурно-досуговых мероприятиях, а также бытовые и культурные традиции горожан.
На основе проведенного исследования удалось выяснить следующее. Учреждения культуры в городе были представлены районной и детской библиотеками, домом культуры, музеем, кинотеатром, культурно-просвети-тельным училищем и музыкальной школой.
Библиотеки города к концу 1960-х гг. превратились в крупные книгохранилища с общим фондом более 40 тысяч экземпляров, которым пользовалось более 3 тысяч человек. В 1952 году по решению Кирилловского райисполкома была открыта детская библиотека, которая образовалась из детского отдела районной библиотеки. Эти преобразования способствовали более качественному обслуживанию пользователей библиотек. Использование передвижных фондов и межбиблиотечного абонемента повышали интерес читателей к библиотеке. Культурные мероприятия, проходившие на базе библиотек, включали в себя совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати и других документов среди читателей и населения. Наиболее распространенными формами работы были книжные выставки, литературные вечера и утренники, читательские конференции и библиографические обзоры литературы.
Значительную роль в культуре города играл краеведческий музей. В 1950-е гг. начинается постепенное восстановление главных направлений деятельности музея: научно-исследовательской, собирательской, экспозиционной, научно-просветительной работ. Кирилло-Белозерский музей становится сначала историко-художественным музеем (1955), а затем историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником (1968), что благоприятно отразилось на его работе. Изменение статуса поменяло и расширило экспозиционную и массовую работу. Экспозиционная площадь музея к 1963 году составила 1033 кв.м, число посетителей к 1969 году достигло 43137 человек. Деятельность музея оказала значительное влияние на развитие культуры в городе. Музей был инициатором проведения городских мероприятий, создания исторических кружков на базах учреждений культуры и школ района и города, способствовал формированию эстетических вкусов горожан.
Организация работы кинотеатра подвергалась критике со стороны местного руководства. Но, тем не менее, показатели работы кинотеатра в эти годы росли. Количество сеансов к 1956 году выросло на 129 ед. и достигло 1029 ед. По отношению к 1954 году количество зрителей возросло на 30553 человека и составило 137000 человек, посетивших кинотеатр в 1956 году. Их увеличению способствовало не только снижение цен на билеты, улучшение репертуара, но и организация массовой работы, проводимой коллективом кинотеатра.
В течение 1950-60 гг. деятельность Дома культуры обогатилась новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусства, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1959 году университета культуры. Со второй половины 1950-х гг. стала использоваться такая форма работы как тематический вечер. В дальнейшем получили свое распространение «устные журналы» и «световые газеты». Художественная самодеятельность дома культуры была представлена вокальной, музыкальной, театральной, танцевальной деятельностью. Развитие технического творчества способствовало появлению кинофотокружка. Стимулом для развития самодеятельного художественного творчества служили проводимые в стране смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности.
Большая роль в развитии культуры города отводилась культурно-просветительному училищу и музыкальной школе. Культурно-просветительное училище было открыто 1 января 1949 г. Училище в своей непосредственной деятельности занималось подготовкой кадров для учреждений культуры. За годыработы оно комплектовало кадрами не только учреждения района и области, но и страны.
Музыкальная школа была открыта в 1961 году, на ее базе были созданы две специальности - фортепиано и баян, в 1966 году был открыт класс домбры. С 1962 по 1969 гг. в школу было зачислено более 200 человек. Таким образом, за время своего существования музыкальная школа являлась и является центром обучения музыкальному искусству детей г. Кириллова.
Из средств массовой информации в Кириллове существовали периодическая печать и радио.
Периодическая печать была представлена газетой «Ленинское знамя», первый номер которой вышел в свет 1 мая 1931г. С 26 апреля 1962 г. издание газеты было прекращено. В феврале 1963 г. вышел в свет первый номер газеты «Новая жизнь». Тираж газеты в изучаемый период увеличивается и составляет 5130 экз. Постепенно в городе увеличивается количество радиоточек, к середине 60-х годов их насчитывалось более 1800. Тематика радиопередач и статей местной газеты были схожи, они освещали работу промышленных предприятий, колхозов и совхозов города и района, работу учреждений культуры и образования.
Повседневная жизнь жителей Кириллова сопоставима с жизнью населения других провинциальных городков страны. В эти годы происходят изменения в культурных потребностях людей, способах проведения свободного времени. В организации досуга горожан большое место отводилось спорту, посещению различных кружков, культурных мероприятий.
Если говорить о бытовых условиях жителей города, то они скорей напоминали условия жизни в сельской местности.
Отношения власти и церкви складывались неоднозначно: с одной стороны церковь действовала, с другой стороны - духовенство и зарегистрированная религиозная община находились под жестким контролем местных государственных органов. На отношение жителей к церкви влияла антирелигиозная деятельность учреждений культуры, которые использовали различные формы работы: беседы, лекции, выставки и т.д.
Таким образом, процессы, которые проходили в стране, находили отражение в работе учреждений культуры. Наличие на территории города музея и учебного заведения, которое готовило кадры для учреждений культуры, делало жизнь горожан насыщенной и разнообразной.