Л.М. Харлапенкова - Иконы XVI в. из собрания Вологодского музея-заповедника
ИКОНЫ XVI ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ ВОЛОГОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
Л.М. Харлапенкова, зав. сектором строительства выставок и экспозиций
Вологда – один из немногих северных городов, история которых началась ещё в домонгольский период. Датой основания города считается 1147 год. Находясь на сравнительно близком расстоянии от Москвы и Новгорода, она, вместе с тем, была связана водными путями с Поморьем, Заонежьем, Двинскими землями, занимая ключевые позиции на подступах к неисчерпаемо богатому Северу.
Постепенно начинается возвышение роли Вологды как церковного центра, и к середине ХVI века она становится главным городом Великопермской епархии. Но особенно возрастает её значение во второй половине ХVI столетия, когда царь Иван Грозный, в связи с введением в стране политического режима опричнины, избирает Вологду в качестве одного из основных опорных пунктов на Севере.
В ХVI веке наступает наивысший расцвет древнего города, сопровождаемый ростом посадов и активным строительством храмов.
И теперь, часто при почти полном отсутствии сведений о большинстве посадских храмов, едва ли не единственным свидетельством их древности оказываются иконы. Многие из них имеют значение непревзойдённых шедевров древнерусской живописи и стали украшением музейной коллекции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В настоящее время Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – хранилище интереснейшей коллекции древнерусской живописи, в составе которой находятся иконы местного северного происхождения, а также иконы большой исторической и художественной ценности, исполненные столичными иконописцами.
На выставке представлены иконы ХVI века, происходящие из церквей города Вологды и ближайших окрестностей.
Икона «Богоматерь Владимирская» датируется первой четвертью ХVI века. Она была храмовой иконой Владимирской церкви города Вологды и является наиболее ранним списком прославленного чудотворного образа «Богоматерь Владимирская», находящегося в Государственной Третьяковской галерее. Главная иконографическая особенность древней византийской иконы – оригинала и её многочисленных русских списков – это нежно прильнувшие лики Богоматери и младенца Христа. Подобные изображения известны в византийском искусстве с IХ века.
Вологодская икона значительно превосходит по своим размерам византийский образец, находящийся в ГТГ. Просветлённо-созерцательные выражения ликов, светлые, прозрачные краски свидетельствуют о написании иконы в первой трети ХVI века, когда в монастырях Вологодского края и соседних северных землях работали ученики и последователи Дионисия.
Икона «Троица Ветхозаветная» («Гостеприимство Авраама») датируется второй четвертью ХVI века. Происходит из деревянной холодной церкви Ильи Пророка, главного храма мужского монастыря в городе Вологде, упразднённого в 1738 году.
Эта икона относится к одному из вариантов иконографии «Святая Tроица», известному в византийском и русском искусстве с ХVI столетия. Сюжет иконы основан на ветхозаветном тексте, повествующем о явлении Господа в образе трёх мужей праотцу Аврааму: «Явися же ему Бог у дуба Мамврийска… и се трие мужие стояху над ним…». Авраам велел своей жене Сарре испечь пресные хлебы, а рабу приготовить для трапезы тельца. Путники возвестили о грядущем рождении у Сарры сына и обещали Аврааму, что он станет родоначальником великого народа, от которого благославятся все народы земли. В христианской традиции это событие было воспринято как одно из свидетельств троичности Божества и стало основой для символической иконографии Святой Троицы. При этом явившиеся Аврааму мужи обычно изображались в виде небесных вестников – ангелов, которые символически соотносились с тремя ипостасями – Отцом, Сыном и святым Духом. Изображения Святой Троицы в виде гостеприимства Авраама приобрели особое значение в русской культуре.
Заметной отличительной особенностью иконы «Святая Троица», представленной на выставке, является изображение Авраама и Сарры не в нижней части композиции или по сторонам ангельской трапезы, а между фигурами ангелов. Живописное решение иконы типично для вологодской живописи ХVI столетия. Колористическая гамма построена на сочетании светлых охр с холодными оттенками розового и зелёного цветов. Личное исполнено плотными, тщательно сплавленными слоями золотистой охры с подрумянкой по светло-оливковому санкирю, оставленному в тенях. Тонкими полупрозрачными слоями исполнено доличное, где, помимо пробелов, широко используются цветные разделки и притенения.
Икона «Святой пророк Илия в пустыне» датируется первой третью ХVI века. По старым церковным описям, она находилась по правую сторону от Царских врат и была храмовым образом в церкви Ильи Пророка в мужском монастыре. Год основания монастыря неизвестен, но о нём сохранились сведения от времени Иоанна Грозного.
Пророк Илия был одним из последних пророков израильского царства. Жил в IХ веке до н.э. и являлся наиболее известным ветхозаветным святым – почитался на Руси как великий боговидец и ревнитель истиной веры. В основе этой иконографии лежит текст, в котором повествуется о том, что во время трёхлетней засухи он скрывался в пустыне у потока Хорав и ворон приносил ему пищу. Пророк представлен в хитоне и милоти – одеждах пустынника. Иконописцем создан удивительно гармоничный образ горы Кармель, где просветлённый пророк беседует с Господом, восседая на камне, на фоне пещеры, чья форма вторит кронам деревьев, растущих из расщелин скал. Светлая красочная гамма, возможно, была сознательно использована мастером с целью усиления графической красоты иконы. Иконописец хорошо знал образцы новгородской живописи, воздействие которых чувствуется в рисунке.
Икона «Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), с житийными клеймами» написана в первой трети ХVI века. Происходит из Николаевской, что на Пенье церкви Грязовецкого уезда. (Существительное «пенье» имело в древнерусском языке значение участка леса подготовленного под посев, подсека без раскорчёвки. Пенье – деревня, возникшая подле или на подсеке).
В среднике иконы Святитель Николай изображён в рост, фронтально, в архиепископском облачении. Правой рукой благославляет, в левой, слегка опущенной, держит закрытое Евангелие. В шестнадцати клеймах вокруг центрального образа проиллюстрированы сцены из жизни святого от рождества до его преставления. Одной из особенностей иконографии является выделение деталей одежд. Так, тёмные полосы источников, хорошо заметные на розовом подризнике, по святоотеческим толкованиям, являются принадлежностью архиерейского стихаря, символизируя «токи крови Спаса нашего» и напоминают о жертве Христа. Близкий смысл имеет и белый полиставрион (крестчатая фелонь), покрытый многочисленными разноцветными крестами. Облачение в эту священную одежду воспринималось как символическое принятие иерархом божественной благодати.
Иконы «Благовещение», «Воскрешение Лазаря» «Вход в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа на апостолов» исполнены во второй четверти ХVI века. Происходят из деревянной Введенской церкви 1515 года Корнилиево-Комельского монастыря Грязовецкого уезда.
Стилистические признаки икон «Благовещенье», «Вход в Иерусалим» и «Воскрешение Лазаря», особенно близкие по колориту и отличающиеся более активной пластической разработкой форм, дают возможность объединить их в одну группу, а «Сошествие Святого Духа на апостолов» имеет другие формально-стилистические признаки.
Иконы с изображением праздников из Корнилиево-Комельского монастыря не имеют прямых аналогий среди вологодских произведений. Используемые в них иконографические схемы могли восходить как к московским произведениям эпохи Василия III, так и к произведениям из других регионов. Это позволяет сделать предположение о среднерусском происхождении мастеров их исполнивших.
К середине ХVI века в Вологде складываются уже значительные местные художественные силы, формируется своеобразный творческий стиль.
На выставке представлено девять миней из годового богослужебного цикла с ноября по июль. Они датируются концом ХVI века. Происходят из ризницы тёплой церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке в городе Вологде.
Минеи (греч. месяцы) – церковные книги, созданные в Византии, включавшие краткие жития святых, праздников и службы к ним в годовой последовательности. В конце Х века Симеон Метафраст отредактировал житийные тексты и закрепил за каждым определённый день празднования. Эти греческие книги и стали источником грамотности и исторического знания на Руси. Возможно, именно редакция Симеона Метафраста становится причиной создания икон-миней. В византийских рукописях ХI века текст жития часто сопровождался портретом святого, а в конце текста помещалась сцена его мученической смерти. В этих иллюстрациях архитектурные или пейзажные фоны были сведены к минимуму и лишь намечали место действия. На Руси такие «сокращённые» изображения стали писать на иконах-минеях.
Иллюстрация на отдельной доске отмеченных православной церковью святых и праздников, приходящихся на каждый день месяца, исходя из церковного календаря, положена в основу икон-миней. Календарная система стала важной частью церковной жизни. Вероятно, они были предназначены для возложения на аналой во время службы.
Расположение святых и праздников четырёхрядное. Все надписи исполнены киноварью, полууставом с элементами вязи, что соответствует палеографии ХVI века. Обозначение чисел буквенное. Если празднование нескольким святым приходится на один день, то изображение сопровождается надписью «того же дни». В феврале 29 дней. Используется сентябрьский годовой цикл, принятый в Григорианском летоисчислении.
Особенностью вологодских миней является включение в них дней памяти святым преподобным основателям крупных монастырей на вологодской земле, которые прославились аскетическими подвигами, хозяйственной и строительной деятельностью и не встречаются в других живописных минеях.
Существенные различия в манере письма свидетельствуют об участии в создании комплекса нескольких мастеров. Отличается палеография надписей, но особенно индивидуальная манера иконописцев проявляется в колорите. На одних ярко и свежо пламенеют все оттенки красного, на других преобладает охристая гамма. Характер построения композиций, изящный рисунок горок и зданий позволяют говорить о высоком профессионализме создавших минейный комплекс иконописцев, прошедших хорошую выучку и усвоивших эстетические идеалы эпохи.
Иконы-минеи, представленные на выставке, отреставрированные в разное время, в таком составе экспонируются впервые.
В настоящее время в Вологодском музее-заповеднике продолжается большая работа по реставрации памятников темперной живописи. Отбор произведений ведётся по определённой системе, предусматривающей первоочередное раск-рытие таких памятников, которые могут пролить свет на тот или иной период в истории местного искусства. Вновь открытые иконы дадут возможность сделать более точные и основательные выводы о путях развития древнерусской живописи вологодского края и общероссийских культурных процессах.