ЮЛИЯ КРУТЕЕВА. Фьюзинг
ЮЛИЯ КРУТЕЕВА. Фьюзинг
(текст буклета)
Каждый раз, когда я кладу стекло в печь, я словно отправляю корабль в далекое плавание, и не знаю – каким он вернется, и вернется ли. После пятнадцати часов жара и огня, после долгого остывания, я открываю печь, не ведая, что там ждет меня. И вот крышка поднята – на белом одеяле лежит новый мир, новорожденная вселенная. Это – мои вдохновения, чаяния и надежды, моя вера в красоту и гармонию, в добрые силы и вечное торжество жизни.
О себе:
Я родилась, живу и работаю на Урале. Так уж сложилось.
Закончила Уральский государственный университет, биолог. Училась в Литературном институте. Да много чему училась и учусь. Получила геммологическое образование, давно работаю в ювелирной сфере, считаю себя серьезным специалистом в этой области. Имею большой опыт издательской и редакторской работы – сделала много хороших книжек, выпускала свой журнал и ювелирные вестники.
Фьюзинг – мое сравнительно недавнее открытие, полюбила это занятие всей душой и отдаю ему все свое свободное время.
О технологии.
Слово «фьюзинг» в переводе с английского означает «спекание», что полностью описывает процесс – это сплавление плоских кусочков цветного стекла. При высокой температуре стекло так размягчается, что верхние кусочки словно впечатываются, погружаются в нижние.
По порядку:
Стекло для фьюзинга – не обычное, а специальное, способное выдерживать высокотемпературную обработку и при этом не менять цвет и свойства. До работы оно представляет собой большие плоские листы 120 х 60 см., толщиной 3,5 мм.
Сначала из прозрачного (или любого – по желанию) стекла вырезается «подложка» - основа, имеющая форму будущего изделия, затем – детали для того рисунка, который хотелось бы создать.
Все эти кусочки тщательно обезжириваются, выкладываются на подложку и приклеиваются – чтобы случайно не сместить сложный рисунок.
Такой склеенный «пирог», он может быть многослойным, кладется в печь на специальную основу.
Программа для нагревания составляется с учетом технологических особенностей стекла, его толщины и количества слоев и ожидаемого результата. Стекло можно запечь так, что бы оно сохранило рельеф, или наоборот, было абсолютно гладким. Температура в самой высокой точке – от 760 до 815 °С, иногда 900 °С и выше.
В среднем программа спекания длится от 13 до 15 часов, но есть мастера, которые делают настолько многослойные вещи, что печь работает несколько суток!
После того, как закончится программа, нужно подождать, пока печь окончательно остынет, и только потом открывать ее – стекло очень чувствительно к резким колебаниям температуры.
Из печи достается плоский цветной блин. После этого начинается следующий этап создания готового изделия. У нас в России он называется «моллирование» от латинского «моллио» – «размягчаю». Суть его в том, что нагретое до размягчения стекло оседает под собственным весом, приобретая форму объекта, на котором оно лежит. За рубежом процесс отекания стекла по керамической форме называется слампингом. Для моллирвания тоже составляются специальные программы, и температура достигает 680 °С, это примерно на сто градусов ниже, чем при спекании.
После долгого остывания можно открыть печь. Изделие готово.