Е.Г. Щурина - Каталогизация музейного собрания. Система музейных каталогов. Подготовка к изданию каталогов музейных собраний
Каталогизация музейного собрания.
Система музейных каталогов.
Подготовка к изданию каталогов музейных собраний
Е.Г. Щурина, научный сотрудник
Каталогизация стала одним из ведущих направлений музейной научно-исследовательской работы. Именно каталог дает наиболее полное представление о любом из музейных собраний, истории его возникновения и комплектования.
Впервые термин «каталог», как считает М.Х. Алешковский, был употреблен А.К. Киркором в 1858 году. Он назвал свой труд «Перечневый каталог предметов в Виленском Музеуме Древностей» (Вильна, 1858). В музейной литературе с конца XVIII века обычно употреблялись термины «описание», «опись», «роспись», предствляющие авторам большую свободу выбора в форме их изданий. Например, «Описание» Г.Д. Филимоновым (1849) карабановского музея русских древностей, или «Роспись» частного собрания церковных в основном древностей, составленная его владельцем Д.П. Сонцовым (1857-1858).
Любой выпущенный каталог музея является событием в культурной жизни общества. Изданию таких книг часто придается государственное значение. Каталоги, составленные в конце XVIII века, отражающие состав коллекций, хранящихся в Кунтскамере, Эрмитаже, Оружейной палате, значимы и сейчас, это бесценные издания, открывающие современным специалистам и историю становления музеев, и попытки разработки научных описаний предметов.
Так, например, каталог И. Георги «Описание столичного города Санкт-Петербурга…» 1793 года зафиксировал первую систематизацию собрания Эрмитажа с учетом стран и школ живописи. «Кабинет Петра Великого» – описание Кунтскамеры, подготовленное О. Беляевым в 1800 году, сопровождалось кратким ее историчеким очерком. Первые каталоги Оружейной палаты были написаны по высочайшему повелению, «дабы столь богатые и курьезные вещи, которые приносят славу империи, не преданы были забвению». В 1806 году был издан Императорский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей». И уже в 1807 году было опубликовано «Историческое описание древнего Российского музея под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающегося» историка А.Ф. Малиновского. В 1835 году были подготовлены следующие две части «Описания».
Такие труды, с точки зрения С.А. Каспаринской, «популяризировали отечественные музейные собрания и как бы подводили итог начальному периоду музейного дела в России».
В настоящее время издания музеев отражают все многообразие форм и направлений музейной работы, раскрывают богатство музейных фондов. В соответствии с этим разработаны различные принципы систематизации материалов для включения в каталог, а также виды самих каталогов.
М.Е. Кучеренко рассматривает музейные каталоги по нескольким классификационным признакам, в том числе по форме издания: каталог-определитель, каталог-справочник, каталог-указатель, информационно-справочный каталог, справочный каталог, словарь-каталог, альбом-каталог, отдельные каталоги, опубликованные в составе других изданий, например, в сборниках трудов музеев.
В соответствии с типологией изданий музейные каталоги могут быть отнесены к научным, научно-справочным или научно-популярным типам изданий. Виды каталогов определяются в зависимости от публикуемых материалов их фондовой или иной принадлежности: межмузейные, межфондовые, пофондовые, поколлекционные, издания работ автора, художника, мастера.
С учетом состава и содержания публикуемых материалов, а также целей и направлений их изучения выделяются:
- предметные каталоги (по типам или видам предметов, материалу и технике изготовления, форме и содержанию, другим признакам);
- каталоги (определители, справочники, указатели) фабричных марок, клейм, авторских меток и других атрибутов, наносимых на предметы, водяных знаков на бумаге, книжных знаков (экслибрисов) и др.;
- каталоги по истории организаций, предприятий, центров народных художественных промыслов и др.
Музейные каталоги, считает автор статьи, исходя из задач издания, могут быть классифицированы и по другим признакам, схемам организации информации.
Подготовка к изданию научного каталога основывается на всестороннем монографическом исследовании музейных предметов и музейных коллекций по теме каталога, высокий уровень анализа и синтеза, вводимой в научный оборот информации. Такие каталоги должны иметь развернутую систему научно-справочного аппарата, включающую различные таблицы, схемы словари, хроники событий, аннотированные указатели (перечни). Иллюстрации могут входить в состав приложений или представлять собой самостоятельный раздел каталога.
Научно-справочные каталоги – самый распространенный тип музейного издания. К ним относятся информационно-справочные каталоги, каталоги-указатели, аннотированные альбомные издания и другие. Они могут выполнять информативные и учетно-охранные функции. Как и в любом другом издании, каталожное описание создается по единой методике с учетом состава характера публикуемых материалов . Структура научно-справочного каталога определяется в зависимости от состава и содержания публикуемых источников – по логической или предметной схеме. Научно-справочные каталоги дают возможность музею более оперативно вводить в научный оборот музейные коллекции. М.Е. Кучеренко среди других музеев отмечает и Государственный центральный музей современной истории России как учреждение, имеющее большой опыт в подготовке изданий такого типа: в течение 1960-1980-х годов научным коллективом музея было издано более 30 научно-информационных каталогов, включивших предметы 12 музейных коллекций: листовок (11 выпусков), орденов, наградных медалей, одежды, оружия, партийных и комсомольских билетов, редких книжных изданий (2 выпуска), произведений изобразительного искусства (3 выпуска – живопись, графика, скульптура). В 1999 г. издан «Каталог листовок. Конец XIX в. – 1940-е гг. (Из материалов бывшего спецхрана)».
К научно-популярному типу изданий относит музейные каталоги, издаваемые в учебных, рекламных или иных целях, например, альбомные каталоги музейных предметов, систематизированные подборки музейных источников для учебных пособий и др. (например, Русское художественное стекло XVII-XX вв.: Каталог /ГИМ; Сост Н.А. Ашарина. – М., 1981. – 36 с.:ил. – Текст рус., англ.)
Авторы других публикаций (В.В. Воропанов, Э.А. Павлюченко, Л.М. Михайлова и др.) в своих работах, касаясь вопроса о музейной печатной продукции, характеризуют каталоги по их назначению, оперативности написания, полноте сведений и т.д. Классификации каталогов, которые они предлагают, могут иметь сложную или простую структуру.
Так, например, в статье «Пути совершенствования работы над научным каталогом в художественных музеях РСФСР. Опыт, проблемы, перспективы» Е.Н. Гусевой в основу систематизации каталогов положено деление каталогов на два вида – каталоги музейные и выставочные.
Автор публикации выделяет каталоги, охватывающие все музейное собрание, коллекцию одного или нескольких видов искусства; посвященные определенному разделу коллекции; каталоги-путеводители по экспозиции музея («Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура, Миниатюра», подготовленный в ГМИИ. А. С. Пушкина под редакцией И.Е. Даниловой в 1986 году); каталоги частных коллекций, а также сводные каталоги, включающие все произведения одного художника или школы, независимо от места их хранения (например, трехтомное издание 1977 года «Искусство Византии в собраниях СССР» (авторы-составители А.В. Банк, М.А. Бессонова), опубликованное в связи с выставкой в Эрмитаже, поэтому, как полагает автор статьи, «его функция двойственна: каталог – свод памятников одной художественной культуры и в то же время выставочный каталог»). Особенно отмечает каталоги временных выставок, предлагая их сложную систематизацию, так как «этот вид отмечен наибольшим разнообразием форм и вариантов в зависимости от характера выставки и целей, которые преследуют строители». В числе их каталоги демонстрации одного художественного произведения, выставок персональных, групповых, тематических, а также, устраиваемых по топографическому признаку.
Каталоги персональных выставок по своему объему и характеру издания могут быть различными. Каталоги-перечни, «пропагандирующие творчество молодых мастеров и фактически являющиеся первой публикацией их произведений». Они содержат краткую биографическую справку, перечень произведений, расположенных в хронологической последовательности с указанием техники, материала, размера. Оформляются такие каталоги в виде буклетов, проспектов, листовок, пригласительных билетов. Это каталоги персональных ретроспективных выставок, определяющих место мастера в мире искусства. В их составе, помимо вступительной статьи и каталога, имеются разделы, содержащие основные даты жизни и творчества мастера, список выставок, на которых экспонировались его работы Другой вариант – сводный «академический» каталог, который часто оформляется издательствами в виде альбома. Подобный каталог включает все известные работы художника из различных музеев страны и частных собраний, в том числе и зарубежных. Изданию предшествует длительная исследовательская работа по выявлению произведений, их атрибуции с привлечением, если этого требует материал, технико-технологических методов исследования. В результате нередко пересматривается традиционная точка зрения на наследие мастера и его место в истории искусства и культуры прошлого. Каталог сопровождает богатый иллюстративный и справочный аппарат. Например, каталог выставки А.Г. Венецианова, проведенной в ГРМ к 200-летию со дня рождения художника (научный редактор Г.В. Смирнов, 1983 год).
Каталог любой выставки должен полностью соответствовать ее составу и выходить в свет ко времени открытия выставки.
По мнению Е.Н. Гусевой, все многообразие каталогов как музейных собраний, так и выставочных можно классифицировать по общим типологическим признакам:
1) степенью полноты описания произведений (полные или краткие);
2) характером организации материала (алфавитный, хронологический, географический и т.д.);
3) особенностями полиграфического оформления (в зависимости от полноты сведений, включенных в каталог, издательства оформляют их в виде тома (томов), буклета, проспекта, альбома, листовки, пригласительного билета).
Подготовка к изданию каталога – это многолетний труд, в котором зачастую принимает участие весь научный коллектив музея. Можно выделить основные этапы в процессе составления каталога:
- подготовительный этап, главной задачей которого является научное и организационно-методическое обеспечение работы, а именно: определение целевого назначения издания, его названия, состава источников, хронологических рамок, объема (в печатных листах), сроков подготовки и выхода издания; утверждение научного редактора и авторского коллектива; разработка и утверждение проспекта каталога, методических указаний по описанию, систематизации информации;
- выявление общего состава источников, намечаемых к включению в каталог, составление научной характеристики данного корпуса источников с оценкой степени полноты состава, уровня научной атрибуции источников и их описания; составление библиографии;
- изучение истории развития материальной и духовной культуры, центров производства, художественных школ и т.п.; составление исторического обзора;
- проведение каталожного описания музейных предметов; определение объема информации, элементов описания и структуры статьи описания каталога; утверждение единого образца (типового) описания;
- определение общей структуры каталога и проведение систематизации описаний (статей описания каталога);
- составление научно-справочного аппарата к изданию: предисловия, вступительной научной статьи, указателей, приложений, оглавления.
По словам, Е.Н. Селизаровой, «научный каталог – полный или краткий – будучи по своей природе справочной литературой, имеет ценность первоисточника, из которого черпаются материалы для разнообразных научно-исследовательских работ, как в музее, так и вне его». Поэтому главным требованием к нему является максимальная точность сведений – датировка и название произведения, характеристика изображенных на портретах лиц, биографическая справка о художнике и т.д. Любое издание, претендующее на роль научной литературы должно содержать развернутый справочно-библиографический аппарат. Степень разработанности указателя повышает значимость каталога, облегчает пользование им.
Наиболее типичными для каталогов являются алфавитные указатели: именной (глухой или развернутый), учреждений, организаций, предприятий, географический, топографический Могут также составляться предметно-тематические хронологические указатели, что характерно для каталогов письменных источников. В приложениях к научным каталогам публикуются: таблицы фабричных марок, клейм и меток художников, мастеров, биографические словари; терминологические словари; хроники событий; аннотированные указатели (перечни) учреждений организаций, предприятий; библиографии. Иллюстрации могут входить в состав приложений или как самостоятельный раздел каталога – альбомная иллюстрация с соответствующими аннотациями.
Какой бы формы ни был каталог, сведения в нем быть сгруппированы и расположены таким образом, чтобы обеспечить правильное раскрытие содержания документов и быстрое их нахождение. Только в этом случае он будет удовлетворять современным информационным потребностям.
Форма каталога и особенности его построения вытекают из специфических свойств источников. Поэтому, прежде чем выбрать форму каталога и приступить к его составлению, необходимо изучить состав данного фонда, назначение и характер описываемых материалов.
Характер группировки и расположения материала Э.А. Павлюченко рассматривает в двух аспектах – логическом и алфавитном. В каталогах логической структуры сведения группируются применительно к исследовательским проблемам или темам, историческим периодам. Их построение основано на взаимосвязи и соподчинении общих и частных понятий. Так, в систематическом каталоге сведения группируются по отраслям знаний или практической деятельности людей, а наименование отраслей расположены в логической последовательности. В основе предметно-тематического каталога лежат не отрасли знаний и деятельности, а темы или проблемы знаний и деятельности людей. Для каталогов алфавитной структуры характерно описание по отдельным конкретным объектам – предметам, вопросам, географическим названиям, фамилиям. По алфавитному принципу строятся предметные каталоги. Их разновидности – именной и географический каталоги.
Для каждого вида памятника практически всегда характерно определенное построение каталога. Так, например, для изобразительных источников наиболее распространенной формой является алфавитный каталог, где перечень описаний строится в алфавите художников. Дополнительная дифференциация встречается по виду произведений, но внутри каждого раздела сохраняется алфавитное расположение материала. Материалы по древнерусской живописи целесообразнее разместить по хронологическому принципу. Безусловно, внутренняя структура каталога зависит от целей и задач его составления, от включенного в него материала. Поэтому организация содержания каталогов, приведенных в пример памятников изобразительного искусства, может строиться и по другим принципам.
Проблеме каталогизации посвящено значительное число различных публикаций. Для того, чтобы правильно выработать принципы каталогизации различных памятников, многие исследователи делают библиографический обзор опубликованных каталожных изданий, анализируют накопленный опыт и старых русских каталогов. Отметим некоторые публикации. Это работа Н.Н. Гончаровой, С.К. Жегаловой «Принципы систематизации, каталогизации и научной обработки музейных коллекций» (1988), статьи Э.А. Павлюченко, В.А. Дурова, М.Х. Алешковского, Н.Н. Голованова, в которых рассматриваются вопросы каталогизации письменных, археологических источников, произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства (в данных публикациях охватывается период с XIX по XX век). В некоторых работах дается рецензия на опубликованные каталоги. В качестве примера можно привести статьи В. Лазарева «О принципах научного каталога», В. Круглова «О новых каталогах художественных музеев РСФСР» и др. В данных работах отмечаются как положительные стороны составления каталогов, каталожных статей, так и подвергаются тщательной критике их недостатки, слабые места. Результатом своей работы они видят оптимальное решение организации структуры каталогов и приведенных в них описаний предметов. В настоящее время отмечается появление значительного числа различных каталогов, они создаются, в основном, с учетом этих замечаний.