Составитель Л.В. Теребова - «Лицевой летописный свод» Ивана Грозного
«Лицевой летописный свод» Ивана Грозного
(По материалам вступительной статьи к факсимильному изданию 2010 года «Лицевой летописный свод. Русская летописная история. Т.23» и Интернетсайтов)
Составитель Л.В. Теребова, зав. научным отделом
Для знания Истинной Истории всегда нужно читать именно первоисточники. И только факсимильные издания позволяют нам вплотную приблизиться к настоящей Истории. В 2010 году вышло в свет факсимильное издание «Лицевого летописного свода» Ивана Грозного.
Лицевой (то есть иллюстрирован-ный «в лицах», с изображением людей) летописный свод или Царь-Книга – летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 40-70-х годах XVI века (вероятно, в 1568-1576 годах) в единственном экземпляре специально для царской библиотеки по повелению Ивана Грозного в Александровской слободе, бывшей во времена опричнины политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. В работе над Сводом, который охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года принимал участие, в частности, Алексей Фёдорович Адашев. Изложение исторического процесса в Своде соответствовало целям укрепления самодержавной власти царя, созданию представления о том, что Русь является наследницей древних монархий, оплотом православия. Около 1575 года подготовленный текст и иллюстрации с изложением истории правления Грозного (за 1533-1568 годы) подверглись, по указанию царя, существенному пересмотру: в многочисленных приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались обвинительные материалы против лиц, которые подверглись опалам и казням во времена опричного террора. В науке до сих пор нет единого мнения по поводу того, кто именно правил текст Свода: один из безымянных редакторов произведения (разумеется, под диктовку грозного царя) или же сам Иван Грозный, который, будучи человеком высокой книжной культуры, вполне мог самостоятельно справиться с такой задачей. Возможно, многочисленные записи на полях последнего тома – это автографы Ивана Васильевича, на время поменявшего профессию...
Над составлением Лицевого свода трудился целый штат царских книгописцев и художников. Бригада мастеров работала в несколько рук, поэтому при единстве композиционного замысла присутствует неповторимая индивидуальность каждого художника (знаменщика). Все листы (они имеют размер полного мануфактурного или александрийского листа и примерно соответствует современному размеру А3) оформлены единообразно: 2/3 листа занимает миниатюра, под ней – лаконичный текст, написанный каллиграфическим полууставом на древнерусском языке.
Миниатюры Лицевого свода – своеобразные «окна в историю» – и сейчас позволяют нам увидеть мир глазами мастеров ХVI века. Любопытная особенность Свода: часто на миниатюрах представлено информации несоизмеримо больше, чем порой в весьма лаконичных текстах. Необыкновенно красочен и выразителен язык жестов, бытовые сценки из мирной жизни (рождение, свадьбы, строительство городов и храмов) сменяют битвы, сражения, осады, военные походы, морские плавания и речные переправы, явления природы и стихийные бедствия. Таким образом, помимо художественной ценности миниатюры свода являются ценным историческим источником, донесшим до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов. Техника изготовления Свода запечатлелась на страницах одного из томов: сначала текст переписывался писцами, а для миниатюр оставлялись свободные места (в соответствии с разметкой редактора), затем делался набросок композиции (свинцовым карандашом или углем), а потом рисунок обводился чернилами и раскрашивался. Среди миниатюристов существовало четкое распределение труда, что позволило в сжатые сроки выполнить колоссальный объем работ по иллюстрированию многотомного Свода. По мнению исследователей миниатюры Лицевого свода свидетельствуют о высоком уровне искусства русской книжной иллюстрации XVI века.
Тома Свода сгруппированы в относительно хронологическом порядке. Первые три тома посвящены всемирной истории. После рассказа о Ветхозаветной истории (среди прочего Свод содержит уникальную лицевую Библию) следует легендарная история Троянской войны. Далее – Жизнеописание Александра Македонского и «История Иудейской войны» Иосифа Флавия – выдающееся произведение мировой литературы, рассказывающее о трагических событиях осады, штурма и взятия Иерусалима римлянами в 69-70 годах. Кроме того, в Свод вошла и тысячелетняя история Византии, доведенная до Х века, после чего следует повествование о России. Русская история начинается со времени правления Владимира Мономаха (1114) и завершается периодом царствования Ивана IV (1567). По мнению ряда исследователей был еще один том Свода, содержавший начальную русскую историю, однако он, судя по всему, не сохранился. В соответствии с традициями русского летописания погодные летописи (события по годам) перемежаются повествованиями, житиями, сказаниями, необыкновенно лирическими и образными.
По неизвестным причинам работа над Сводом так и не была завершена: миниатюры последней части выполнены лишь в чернильном варианте, но не раскрашены. Отредактированный же текст был переписан не полностью. Даже бумага, заготовленная для продолжения работы над Лицевым сводом, была передана на нужды Печатного двора в Александровской слободе: ее использовали в 1576 году при печатании Псалтири. Еще в начале XVII века Летописный свод Ивана Грозного лежал непереплетенным в виде больших кип бумаги. Переплетали драгоценные страницы значительно позже и по частям. В итоге получилось 10 томов – самый крупный (так называемый Хронографический сборник – около 1,5 тыс. листов) весил 16 килограммов. Многие тома получили название по именам своих новых владельцев (например, два Остермановских тома некогда находились у канцлера времен Анны Иоанновны, Андрея Ивановича Остермана, Голицынский том находился в имении князей Голицыных под Москвой, Шумиловский том принадлежал в начале XIX века томскому купцу Шумилову, который пожертвовал его в 1814 году в Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге и т.д.) Кстати, Остермановские тома сохранили пометы еще одного читателя Лицевого свода – Михаила Васильевича Ломоносова. Любопытно, что великий русский ученый писал на полях по-немецки...
Десятитомный Лицевой летописный свод ХVI века по праву считается самым крупным (толщина 10 тыс. листов соотносима с человеческим ростом – около 182 см) летописно-хронографическим произведением средневековой Руси. Миниатюры из Свода широко известны и применяются как в виде иллюстраций, так и в искусстве. Однако уникальность Свода не только в широчайшем охвате исторического материала, но и в способах его оформления. На более чем 10 тысячах листах лучшей, по тем временам, тряпичной бумаги с водяными знаками (филигранями), приобретенной специально для Свода в ведущих мастерских Европы, представлено более 17 тысяч миниатюр (причем ни одна из них не повторяется дважды) в необыкновенно красивой цветовой палитре. Это краски золотой осени: багряно-красный, желто-золотистый, травянисто-зеленый, сине-голубой. После смерти царя про 10 тысяч разрозненных листов просто забыли. Настоящие произведения искусства, они лежали непереплетенными и едва не погибли в пожарах Смуты начала XVII века. Потом листы переплели, но переплетенные части тут же разошлись по разным владельцам. С тех пор Свод так и существует по частям. С XIX века части (тома) Лицевого свода находятся в трех государственных хранилищах, ныне – Государственный исторический музей (тома 1, 9, 10), библиотека Российской академии наук (тома 2, 6, 7), Российская национальная библиотека (тома 3, 4, 5, 8). И только в XXI веке шедевр древнерусского искусства вновь обрел первоначальное единство. Благодаря усилиям энтузиастов было осуществлено факсимильное – в точности повторяющее оригинал – издание Лицевого свода. В 2004 году специально созданное для выпуска факсимильного издания Лицевого летописного свода издательство «Актеон» начало подготовку к выпуску Свода. Проект осуществляется при поддержке Группы компаний «ПРОТЕК». Издание представляет собой 19 факсимильных книг и 11 сопроводительных томов с описанием рукописей, транслитерацией текста и указателями. Каждая книга является самостоятельной частью комплекта, уникальна по содержанию и исполнению, имеет свой порядковый номер или является именной. Первые три тома были представлены 15 февраля 2007 года. 27 ноября 2008 года в Библиотеке Российской академии наук состоялось заседание Ученого совета, посвященное выставке-презентации научного факсимильного издания Лицевого летописного свода. По мнению ученых, реализация этого беспрецедентного по масштабам гуманитарно-просветительского проекта делает Свод доступным для многих поколений исследователей, фактически заново открывает его для любителей и знатоков российской истории и культуры. В настоящее время выпускается два варианта издания – это эталонное факсимиле и так называемый «народный вариант». Эталонное издание – это огромные тома, каждый из них весит 10 кг, очень дорогие в исполнении, в особом переплете. Этот вариант, в нюансах передающий особенности оригинала, является своеобразной охранной копией. В эталонном варианте выпущено 30 комплектов, каждый содержит 19 томов собственно текста летописи с миниатюрами и 11 книг научного комментария. Руководство издательства видит свою задачу в том, чтобы ввести издание Свода не только в научный оборот, но и в образовательную систему. Поэтому для того, чтобы Лицевой летописный свод мог полноценно войти в научный и культурный оборот, издание должно быть более доступным – не только по цене, но и с точки зрения восприятия нашими современниками. Поэтому в рамках научного аппарата к эталонному факсимиле был создан второй вариант издания: на каждом листе с миниатюрой дается транслитерация древнерусского текста и перевод-подстрочник. Таким образом, издание Лицевого летописного свода оказалось не только «учебником истории», но и своеобразным «учебником древнерусского языка»: любой, даже неподготовленный человек может разобраться в событиях далекого прошлого. Такое издание приобретено в фонды Вологодской областной библиотеки имени Бабушкина: в 23 книгах изложены события русской истории, двадцать четвёртый том – сопроводительный, имеет многочисленные указатели – топографический, именной и другие.