Л.М. Харлапенкова - Выставка Александра и Ольги Ильиных

Вестник 21 (Июнь 2011 г)

Выставка Александра и Ольги Ильиных

 

Л.М. Харлапенкова, зав. сектором строительства выставок и экспозиций

В музее в Архимандричьих кельях открыта выставка произведений церковного искусства из частной коллекции Ольги и Александра Ильиных.

Жизнь коллекции во многом является зеркалом индивидуальности собирателя. Каждый предмет имеет свою историю, наполнен воспоминаниями о людях, о встречах, и эти воспоминания – жизнь коллекционера и его собрания.

Особенностью данной выставки является разнообразный состав в наборе памятников. Импонирует грамотный уровень отбора вещей, представленных для экспонирования, профессионально исполненная реставрация, стремление коллекционеров к серьёзному научному исследованию, публикации, желание сделать её максимально доступной для обозрения и изучения. В этом коллекционеры Ильины сродни лучшим представителям отечественного собирательства начала ХХ века.

Выставка открывается памятником с изображением шести святых в рост каталонской живописной школы первой половины XV века.

Каталония расположена на северо-востоке Испании. Каталонская школа живописи – наиболее прогрессивная ветвь испанской художественной культуры ХIV-ХV веков. Почвой для расцвета Каталонской школы послужили особенности исторического развития Каталонии, её местные художественные традиции, а также тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки формирования Каталонской школы восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям ХI – ХШ веков. Она испытывала также влияние сиенской и флорентийской школ живописи (Феррер Баса – основатель каталонской школы, Л. Борраса, Б. Морторель). Основной сферой творчества её мастеров стало создание алтарей. Памятники такого уровня теперь становятся редкими замечательными шедеврами не только в собрании Ильиных, но вообще в нашей стране.

На выставке представлены оклады, исполненные в разных материалах, техниках и разные по времени изготовления. Но особая значимость их в том, что на многих стоит клеймо с датой изготовления и именем мастера.

 

Редким экспонатом в музейных экспозициях можно считать бронзовый сестрорецкий рубль ХVIII века. Это были монеты специального выпуска, предназначавшиеся для обеспечения ассигнаций; чеканились они на Сестрорецком монетном дворе и на Сестрорецких оружейных заводах. В качестве сырья для местного производства использовались, в основном, пришедшие в негодность пушки.

 

Интересной частью коллекции является литая медная пластика ХVIII-ХIХ веков. Медное литьё – особый вид прикладного искусства, имевший на Руси глубокие исторические корни. Меди как материалу для отливки крестов, складней, икон и амулетов издревле приписывались на Руси магические и целительные свойства. Со времени принятия Русью христианства памятники медного литья составляют наиболее многочисленную группу среди предметов церковного обихода. Это всегда объяснялось простотой технологии, сравнительной дешевизной материала и широким спросом у населения. Для литья использовался металл, обладающий хорошими литейными качествами. Природная медь к числу идеальных металлов для литья не принадлежит. В чистом виде в литейном деле редко использовалась. Применяли бронзу – сплав меди с оловом и латунь – сплав меди с цинком.

Производство этих предметов восходит к глубокой древности. В Киеве – в ХI-ХШ веках, в ХIV-ХV веках основным центром литья становится Великий Новгород, а в ХVI-ХVII веках традиции медного литья перемещаются в Москву и в Центральную Россию. Однако памятников ХVII века сохранилось очень мало. Возможно, это связано с петровскими указами 1722-1723 годов, предписывающими не употреблять более в частных домах и церквях «отливные» и резные иконы. Подобный запрет был обусловлен преследованием староверов, которые особенно их ценили. На заставах хватали людей, имевших при себе медные «створни» (складни), которые считались непременным атрибутом противников нового обряда.

Втиснутое в рамки бесконечных запретов старообрядческое литьё образовало мощный культурный пласт, уникальный по многообразию связей со всеми составляющими православного религиозного творчества. Художественное литьё в русской традиции на всех этапах своего развития было неразрывно связано с иконописью, откуда черпало сюжеты и иконографию, воспроизводя чтимые оригиналы с исключительной точностью и достоверностью.

На выставке наиболее полно представлено искусство литейщиков ХIХ века: «иконы», «кресты», «складни». У старообрядцев особое отношение было к литым иконам и складням. Почитали их как прошедших «очищение огнём», т.е. не «руками творимых». Староверы молились только на свои иконы. 

Г.И. Вздорнов, доктор искусствоведения, член корреспондент Российской Академии наук, с 2004 года – почётный академик Российской Академии художеств отмечал, что «частное собирательство дало мощный толчок науке о древнерусской живописи…» А как показало время, происходят интересные открытия и во многих других видах искусства, когда произошло качественное изменение процесса коллекционирования.

И.П. Сахаров (1807-1863) – член-корреспондент Петербургской Академии наук, русский собиратель и исследователь фольклора, этнограф, палеограф уже тогда, осознавая роль частного собирательства и посвящая свой труд частным собирателям «святынь русской земли», восклицал: «Да процветут их собрания в роды родов! Да передадут они сокровища нашей Отчизны с заветным словом сынам своим! Да упрочат они свои собрания до отдалённого потомства во славу имени Русского народа!»