Е.Н. Шелкова - К вопросу о строительных материалах ферапонтовского собора.
К вопросу о строительных материалах ферапонтовского собора.
Заметки к путешествию в Тверь
Е.Н. Шелкова, Хранитель Собора Рождества Богородицы, МФД
В конце сентября коллектив Музея фресок Дионисия отправился в поездку по Новгородской, Тверской и Ярославской областям.
В один из первых дней пребывания в Твери при осмотре экспозиции краеведческого музея внимание привлекли несколько камней белого и желтоватого цвета – местные известняки, служившие строительным материалом для древних храмов. Сразу вспомнилось, что при возведении собора в Спасо-Каменном монастыре использовались тверские строительные материалы.
Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря выстроен раньше ферапонтовского, в 1481 году, и, по мнению исследователей древнерусской архитектуры, послужил примером для ферапонтовского собора Рождества Богородицы. Правда, в Спасо-Преображенском, сложенном из «полуплинфы» (4,5-5 х 15,5-17 х 26-28см), а не из кирпича, как ферапонтовский, белый камень был использован более широко: во всех трех порталах, в замках сводов и в обрамлениях голосников. Строители ферапонтовского собора использовали только что появившийся в московском зодчестве с середины ХV в. кирпич нового размера (6-6,5 х 15 х 30 см), а белый камень – только для западного портала. Белокаменную резьбу на стенах имитировали забеленные терракотовые плиты. Через 12 лет после строительства, при росписи ферапонтовского собора для приготовления грунта (левкаса) использовалась известь с высоким содержанием магния – доломитовая. Высококачественный левкас до сих пор обеспечивает особую прочность стенописи Дионисия. Но откуда эти материалы были завезены в Ферапонтов монастырь, до сих пор остается неизвестным.
В.А. Богусевич и С.С. Подъяпольский, исследуя Спасо-Преображенский собор, использовали адаптированный текст «Сказания Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре», где слово «камень» заменено на «кирпич». Оба исследователя усомнились в производстве кирпича в Старицах в столь ранний исторический период и высказали предположение, что оттуда везли только белый природный камень.
В более точной публикации «Сказания» в 1990-е годы Г.М. Прохоровым текст, связанный со строительством собора звучит так: «В лето 6989 (1481) благоверный и христолюбивый князь Андрей Василиевич Меншик Вологодской воздвиже церковь каменную чудну на езере Кубенском в монастыри у всемилостивого Спаса на каменном … Камень же возили изо Твери и Старицы-городка».
Предположение, что два места доставки строительных материалов могло быть связано с их видом: из Твери везли кирпич, а из Стариц – белый камень, высказал исследователь тверского каменного зодчества А.М. Салимов . Удивительно, что книга А.М. Салимова о тверском Спасо-Преображенском собор была приобретена в музее в тот же день. Один из первых на северо-востоке Руси каменных храмов после монгольского нашествия, тверской собор был взорван в 1935 году и до сих пор не восстановлен. Фундаментальная монография о соборе с большим количеством летописного и архивного материалов, широкой сравнительной базой вышла уже вторым изданием, но ни она, ни её автор нам не были известны. Автор последовательно раскрывает, что строительство храмов на Руси с домонгольского периода вели артели, количество мастеров в которых зависело от объемов строительства, и, когда требовалось много мастеров, в артелях бок о бок работали тверичи, ростовцы, суздальцы, литовцы, превнося свои способы и традиции строительства. С А.М. Салимовым соглашается П.А. Раппопорт , также указывающий на переход артелей строителей из одного храма к другому и объединении мастеров артелей из разных мест, по крайней мере, на северо-востоке Руси в ХI-ХIII вв.
Вспомним, что тот же принцип артельного (дружинного) труда существовал у иконописцев: известные иконописцы со своими учениками, подмастерьями или, просто объединившись для больших заказов, переходили из одного места в другое и состав артели мог меняться. Именно благодаря такой форме работ Дионисий добрался до удаленного Ферапонтова монастыря, а в Кирилло-Белозерском монастыре таким образом были созданы все значительные иконостасные комплексы.
Постепенно с формированием русского государства происходит взаимо обогащающее слияние местных школ. Тверь перешла под власть Москвы с 1485 года. Интересно, что именно этим временем датируется появление в московском зодчестве того нового размера кирпича, из которого сложен ферапонтовский собор .
Первое упоминание о кирпичном строительстве в Северо-Восточной Руси после монгольского завоевания опять же связано с Тверью: в 1399 году ремонт собора велся «от плиты зженыя» . Исследователь строительного производства Древней Руси П.А. Раппопорт отмечал, что несмотря на кажущуюся простоту кирпичного производства, оно «в действительности требует специальных знаний и большого опыта» . Сюда включаются знания и подбор состава глины и её наполнителей, время и качество замесов, создание модулей для придания формы и размера с учетом усушки, условия просушки и обжига. Даже самые небольшие отступления приводили к изменениям размеров получаемого кирпича. Кирпич меньшего размера получался лучшего качества, но большего – экономически более выгодным. Увеличение стандартных размеров кирпичей произошло с введением «большого государева кирпича» в конце ХVI в. То есть в интересующее нас время, размер кирпича мог зависеть от материала, производителя и заказчика.
Продолжая наше путешествие и перемещаясь по близлежащим к Твери городам, мы попадаем в Старицы. Любуемся не только белокаменным Успенским собором Свято-Успенского монастыря, но остатками белокаменных кузниц, а фрагменты этих природных материалов иногда встречаем прямо под ногами. В киоске с сувенирами при случайном разговоре о белом старицком природном камне один из торговцев вызвался привезти нам образцы. Буквально через десять минут мы держим их в руках. Это несколько отпиленных фрагментов с разными характеристиками плотности, в том числе пористый поделочный камень для резьбы. Человек, показываюший их, сетует, что сейчас в мощении площади перед собором используют импортный материал вместо проверенного древнего, да мы и сами видели следы не испаряющейся, а поднимающейся по пористым белокаменным стенам собора влаги.
Время пребывания в Старицах ограничено, поэтому дальнейшее знакомство с интересующим нас природным камнем происходит снова благодаря книге, приобретенной в этом же киоске. Автор А.В. Шитков – исследователь старицких каменоломен. Узнаем, что старицкий известняк образовался 230-240 млн. лет назад из окаменевших останков многочисленных животных, живших в глубинах существовавшего здесь некогда моря. Оно располагалось на территории Подмосковья, где находятся старинные русские села Мячково, Тучково и Домодедово, поэтому весь белый камень, добываемый здесь, получил хорошо известное всем название «мячковского». Мячковский горизонт имеет несколько слоев – разных по времени залегания. Естественно, что нижние слои имеют более прочные и качественные характеристики. Даже в одном и том же месторождении известняк имеет разные характеристики в зависимости от видов отложений. Стало понятно, почему исследователи белокаменных памятников Руси А.М. Викторов и Л.И. Звягинцев, приводя в своем известном популярном издании 1981 г. сведения по физико-механическим свойствам и химическим составам камня для большого количества построек , лишь изредка сравнивают их с определенными месторождениями исключительно по внешнему виду.
Только в Старице Волга прорезает толщу всех слоев мячковского горизонта, поэтому именно здесь наиболее удобно можно было добыть белый камень самого высокого качества. Он ценился своей белизной, однородностью и прочностью, морозостойкостью и теплоизолирующими свойствами. Поселение Старицы известно с ХIII в., добыча и обработка камня – с ХIV в. Камень добывали с поверхности в открытых карьерах и в каменоломнях, поэтому на десятки километров вдоль Волги образовалась система пещер.
Стенной камень делился по длине, толщине и форме обработки на аршинный, трехчетвертной, полуаршинный, логовой, толчковый, мостовой, тесанный и ступенной. Из него в Старицах также изготовляли плиты для престолов, каменные коробки, надгробья, большие брусья и другую белокаменную продукцию.
Впечатления от поездки и уточнение уже известных, но вдруг открывшихся по-новому, сведений создали представление о достаточно высокой вероятности строительства ферапонтовского собора из тверских материалов. В укладе жизни древнерусских княжеств большую роль играла преемственность традиций, родственные связи, подражательное соперничество, стремление работать проверенными материалами. Географическая и хронологическая близость построек Ферапонтова и Спасо-Каменного монастырей «работает» в пользу данного предположения. Путь из Твери до Белозерья более короткий, нежели из южного Подмосковья, где находятся Домодедово и Подольск – другие известные центры добычи белого камня этого же времени из того же мячковского горизонта. Более того, водный путь по Волге (из Старицы в Тверь) и затем по Шексне - это один из самых освоенных в древней Руси путей на Север. А.М. Викторов и Л.И. Звягинцев в своем исследовании приводят сведения об использовании старицкого камня именно на северо-западе Подмосковья. Интересно, что приведенные ими результаты химического состава показывают одно из самых высоких содержаний окиси магния (42%) в белом камне построек, расположенных к северо-западу от Москвы.
Возможно, одновременно с белым камнем в Ферапонтов монастырь доставлялся и доломит или доломитовая известь для росписи собора, что могло повлиять на количество первого в сторону уменьшения, с чем могло быть связано его незначительное использование при строительстве.
О практике доставки в Ферапонтов монастырь тверских изделий из белого камня свидетельствует также надгробие, представленное в экспозиции музея. Оно атрибутировано Л.А. Беляевым первой четвертью ХVI в., как надгробие «тверского» типа, поскольку большинство подобных надгробий обнаружено на территории Тверского княжества и за его пределами «больше нигде не зафиксировано» . Появление тверской белокаменной плиты в Ферапонтовом монастыре автор рассматривает как неординарное и связывает с пребыванием здесь в ссылке уроженца Твери митрополита Спиридона с 1483 по 1503 годы. С 1489 года в монастыре пребывает бывший владыка Ростовский и Ярославский Иоасаф, вероятный заказчик строительства первого каменного собора (1490) и его росписи (1502), которые также невозможно отнести к явлениям ординарным.