И.А. Смирнов - К вопросу о технологии изготовления Герба Российской империи 1722 г.
К вопросу о технологии изготовления Герба Российской империи 1722 г.
И.А. Смирнов, зам.директора
У посетителей Кирилло-Белозерского музея-заповедника всегда вызывает интерес «Герб Российской Империи», экспонируемый в одном из залов отдела истории.
Несмотря на то, что герб на протяжении 85 лет является одним из ведущих экспонатов исторической экспозиции, он недостаточно изучен. Первое его описание выполнил в 1859 году Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Варлаам опубликовал описание герба: «Герб Российской Империи, в виде двуглавого орла, из мелко настриженной шерсти черного цвета, наклеенной на окрашенной белою краскою холст: на головах орла по небольшой короне и повыше оных, в середине, третья большая корона и в лапах скипетр и держава, все из шерсти красной как и корпус орла и на крыльях цветки, на первом три, а на последних по одному: орел длинною от головы до хвоста 14 вершков (61,6 см), шириною по распростертым крыльям 15,5 вершка (68,2 см). Поле около орла покрыто разводами и цветами из шерсти черного и красного цветов. Вся картина вышины 1 аршин 10,5 вершков (117,3 см) , ширины 1 аршин 5 вершков (99,1 см). Рама у оной деревянная вызолоченная. Откуда поступил сей герб неизвестно, а вероятно сделан оный в память посещения здешнего монастыря в 1722 году февраля 11 дня Императором Петром I и 10 марта супругою его Екатериной I». Описание Варлама почти полностью повторяет запись о гербе в Описи ризницы Кирилло-Белозерского монастыря, 1855 года, сохранившуюся в ОПИ КБИАХМЗ. Несомненно, архимандриту Варлааму (Василию Порфирьевичу Денисову) была известна эта запись, возможно, что он сам принимал непосредственное участие и в её составлении. Напомним читателю, что Варлаам Денисов возглавлял Кирилло-Белозерский монастырь с 1853 по 1859 год. До этого, с 1843 года, он был ректором Нижегородского Макарьева монастыря. На авторство архимандрита указывает концовка описания герба в Описи: «…Откуда поступил в монастырь сей герб или по какому случаю оный построен, неизвестно, а вероятно сделан оный, в память посещения здешнего монастыря в 1722 г. февраля 11 дня Императором Петром 1 и 10 марта Супругою его Императрицею Екатериною 1 подобно тому, как по тому же случаю устроен, по воле сего Государя и поставлен над монастырскими Святыми воротами деревянный герб в Нижегородском Макарьевском монастыре, вышеозначенный герб по фигуре орла относится ко времени сего Государя».Много лет прошло со времени создания этого уникального памятника. Время нанесло ему невосполнимые утраты. Золоченая рама герба утрачена. Белая краска фона, на которой так эффектно выглядел черный орел, почти на 100% выкрошилась, остались едва заметные пятнышки. Черные и красные шерстинки заметно выгорели, утратили связь с основой, стали осыпаться, и рисунок мог бы совсем исчезнуть. В середине ХХ века возникла необходимость в его срочной реставрации. Реставрация проводилась специалистом Всероссийского художественного научно-реставрационного центра, имени академика И.Э. Грабаря, Маргаритой Павловной Рябовой. Она закрепила основу памятника, предотвратила процесс выпадения шерстинок. В 1990 году герб вернулся в музей и занял свое почетное место в исторической экспозиции.
Реставрация спасла памятник от дальнейшего разрушения, но к сожалению документация, приложенная к отреставрированному экспонату, не дала материала для его атрибуции, не прояснила обстоятельства появления герба в монастыре.
Попытаемся разобраться в некоторых деталях. Начнем с самого простого на наш взгляд – технологии. Все экскурсоводы, описывая герб, отмечают «необычную» технику его создания и делают при этом ошибку. Оказывается технология создания подобного рода вещей в начале XVIII века, была прекрасно отработана, правда, при изготовлении обоев.
Бумажные обои, как и собственно бумага, были изобретены в Китае. Бумажные обои клеились не только на стены, но и на внутренние поверхности сундуков, выдвижных ящиков столов, картонок, а также на форзацы книг. Обои XVI-ХVII веков печатались не как сейчас на бумажных полосах, а на отдельных листах бумаги. Размеры бумаги и печатных досок не были унифицированы и поэтому широко варьировались. Резание форм во все времена было делом очень высокой квалификации. Резчик должен был правильно выбрать материал, а затем искусно, грамотно и аккуратно вырезать выбранный рисунок; он также он занимался цветоразделением рисунка и изготавливал доски для каждого цвета.
Один из типов обойного дизайна напоминал книжную иллюстрацию, изображая уличные сцены. Другой тип содержал изображения родовых гербов. Эти обои печатались на заказ. И наконец, наиболее многочисленная группа обоев была декорирована растительным орнаментом.
В конце ХVII века появляется принципиально новый тип обойного дизайна: появляются насыпные обои, которые имитировали бархатную поверхность. Техника насыпных обоев чрезвычайно проста. На бумагу вместо краски по рисунку наносили клей, а по нему насыпали суконный порошок. Позднее стали использовать и хлопок. Насыпные обои чаще всего были одноцветными, иногда по цветному фону. В ХIХ веке по бархатистой поверхности могли расписывать вручную дополнительными цветами. Первые обои, сделанные в насыпной технике, имели серьезный недостаток: они отшелушивались от бумажной основы. С усовершенствованием клеев и применением лаков этот недостаток был устранен.
Насыпные обои чрезвычайно эффектны, особенно в сочетании с активным рокайлевым рисунком, однако непрактичны в эксплуатации: насыпная часть, состоящая из суконного порошка, закрепленного на бумаге клеем, боится сырости и моли, впитывает пыль и трудно чистится. В местах частых прикосновений быстро истирается.
Первые насыпные обои делались вручную кисточкой: работник наносил на рисунок клей, а потом накладывал кисточкой на него крашенную суконною пыль. Работа шла медленно, следовательно, обои были дорогими. Позднее насыпные обои стали делать фабричным способом. Брали суконную стрижку, тщательно её промывали, сушили, красили в необходимые цвета, опять сушили. Затем стрижку мололи в специальных мельницах (наподобие табачных). Мельницы могли молоть как крупную, так и мелкую нарезку, затем нарезку просеивали и получали суконную пыль. Её наносили на обои в специальных ящиках. Клей делался обычно из льняного масла, смешанного с солодкою, последняя, придавала свойство клею быстро сохнуть. Клей наносили на форму, а затем оттискивали на ней кусок обоев. На обои напыляли суконную пыль, она приставала только на проклеенные места. Суконную пыль с непроклеенных мест сбивали ударами палочки, так получался рисунок.
Клеили обои различными способами. В эпоху классицизма был популярен следующий способ наклеивания обоев: на раму натягивали холст, на него клеили обои, а затем рамы закрепляли на стенах. Иногда обои клеили прямо на стену. Третий технологический прием сплошная оклейка по ткани.
Мы не случайно так подробно остановились на технологии производства обоев. Процесс их создания, а также разработка рисунков, форм, заготовка суконной пыли разных цветов, к началу ХVIII века в России был хорошо отработан. Технология создания кирилловского Герба аналогична производству насыпных обоев, хотя в отличие от обоев он выполнен не на бумаге, а на холсте. Возможно, бумагу имитировала белая краска, служившая фоном для рисунка.
При изучении Герба Российской империи возникает и еще целый ряд вопросов. В том числе и причины появления его в монастыре.
Архимандрит Варлаам в 1859 г., при описании герба, сделал осторожное предположение о истории появления Герба в монастыре, «…а вероятно сделан оный в память посещения здешнего монастыря в 1722 году февраля 11 дня Императором Петром I и 10 марта супругою его Екатериной I». Предположение Варлаама, чаще всего нашими современниками, воспринимается буквально и непосредственно связывается с посещением Петром I Кирилло-Белозерского монастыря. Действительно, первый русский император посетил Кирилло-Белозерский монастырь 11 февраля 1722 года. В отличие от своих предшественников (Василий III, Иван Грозный – живших в монастыре неделями) он посетил Кириллов монастырь в очень зрелом возрасте и пробыл в нем всего пять с половиной часов. Этот факт многие советские исследователи истории монастыря использовали как следствие негативного отношения Петра I к монастырям и монашеству. Действительно во время его правления монастырская пашня Кирилло-Белозерского монастыря была отобрана в казну. Четвертая часть колоколов, общим весом в 6,5 тонн, значительная часть медной посуды, семь пушек пошли на пополнение снаряжения русской армии (шла затяжная Северная война). Выполняя грозные петровские указы, монастырь ежегодно высылал значительное количество людей, лошадей и хлеба на театры военных действий, на строительство новых городов, верфей, крепостей, кораблей флота. Запрещение постригать в монахи молодых послушников, сокращение денежной помощи от государства привели к резкому сокращению основного населения монастыря.
В тоже время есть целый ряд фактов, которые свидетельствуют о особом расположении Петра I и его супруги к Кирилло-Белозерскому монастырю и, вероятно, к его руководителю – архимандриту Иринарху. Современный исследователь Татьяна Анохина утверждает, что архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх принимал деятельное участие в возрождении Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Через князя Меньшикова он подал Петру I доклад о возобновлении монастыря. В 1715 году последовал Указ Императора о его восстановлении. Епископ Корельский и Ладожский Аарон дал Иринарху благословенную грамоту, в которой повелел отстроить монастырь. В марте 1717 г. на одиннадцати лошадях была прислана из Кириллова на Валаам церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные и пр. а также хлебные запасы и хозяйственные орудия. Кирилловский архимандрит дал свое благословление и первому архимандриту Валаамского монастыря иноку Александру Рябининскому. Иринарх бывал на Валааме, он освещал, вновь построенные церкви, постригал в иноки и т.д. Ему же довелось принимать в 1722 году императора Петра I в Кириллове, а через месяц и его супругу, которая возвращаясь с Олонецких Марциальных вод, заехала в Кириллов монастырь и подарила 50 золотых в монастырь и столько же братии. Архимандрит Иринарх подарил ей икону преп. Кирилла в серебряном позолоченном окладе с таким же венцом и цатою; последняя была унизана бирюсой и венисами. Не лишним будет заметить, что первый русский курорт Олонецкие Марциальные воды был открыт в 1719 году. Получил название в честь Марса – бога войны и железа. Минеральный источник был найден приписным крестьяниным Иваном Ребоевым «болевшим сердечной болью и едва волочившим ноги» в рудяном болоте в Олонецкой губернии недалеко от Петрозаводска. После смерти Петра I курорт был заброшен. В 1964 году началась новая жизнь русской здравницы, когда был открыт санаторий «Марциальные воды». Вода источников применяется при малокровии, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, при нарушении обмена веществ.
Кирилловский архимандрит Иринарх, видимо, в числе очень небольшой группы соратников императора, присутствовал на похоронах Петра I в Петербурге, т.к. в ризнице Кирилло-Белозерского монастыря долгое время хранилась золотая медаль с изображением Петра I, вручаемая после кончины императора. К сожалению медаль уже давно утрачена, однако до настоящего времени в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника сохранилось десять книг с автографами Иринарха. Записи на книгах говорят о нестандартной личности архимандрита, частых его поездках в Москву, на Валаам.
Таким образом, деятельное участие Кирилло-Белозерского монастыря в восстановлении Валаамского монастыря, после шведского разорения, служило укреплению русских границ, укреплению влияния государства и церкви в пограничных районах. Кириллов монастырь всегда словом и делом поддерживал центральную власть, а государство с его помощью не раз боролось с инакомыслием, внутренними и внешними врагами. В правление Петра I эта традиция продолжалась. В качестве примера можно привести информацию о том, что в Кирилло-Белозерском монастыре содержались в ссылке участники московского восстания стрельцов (1682-1687 гг.), монахи-участники восстания Кондратия Булавина 1711 года, узники из Преображенского приказа, пленные шведы.
Итак, факт посещения Петром I Кирилло-Белозерского монастыря и его особое расположение к руководству обителью не вызывает сомнений. Однако это еще не означает того, что Герб был изготовлен к приезду императора, или то, что Петр I привез его с собой. Иконография Герба также требует дополнительного изучения.