Яна Ненилина - Что расскажет экспонат?
Что расскажет экспонат?
Яна Ненилина, ученица 11 класса
МОУ «Горицкая средняя общеобразовательная школа»
В военно-историческом музее Горицкой школы хранятся различные экспонаты, рассказывающие о периоде Великой Отечественной войны. Но в экспозиции музея есть экспонаты совсем не военной тематики - это платье, туфли и калоши выпускницы Горицкой школы 1941 года. Эти вещи - символ надежды на светлую, мирную жизнь, но тем мечтам не удалось сбыться, все планы разрушила война.
Из всех представленных здесь вещей бросаются в глаза калоши с каблуком. Это необычный экспонат, редкий, и поэтому всегда очень интересует посетителей нашего музея.
Кто владелец этих калош и какова судьба этого человека, часто спрашивают нас.
Калоши, туфли и свидетельство об окончании Горицкой школы передала в школьный музей Свенцицкая Надежда Ивановна. Родилась она в д. Макутино Горицкого сельсовета в многодетной крестьянской семье. Первый удар судьбы, тогда ещё маленькой Наде, пришлось пережить в 1931 году, когда во время коллективизации её семья была выселена в Мурманскую область, имущество конфисковано, а из имущества был новый дом, лошадь, корова. В 1933 году семья была реабилитирована и вернулась обратно в деревню, но имущества уже не было. Взяли в банке ссуду и купили корову. Отцу Надежды пришлось вступить в колхоз.
Второй удар судьбы пришелся на 22 июня 1941 года. Надежда закончила школу и планировала учиться в г. Череповце на медсестру, но вместо этой мечты в августе 1942 года была отправлена на оборонные работы, копала противотанковый ров в с. Горицы, дзоты и окопы на г. Маура, а в ноябре 1942 года была отправлена в г. Вытегру д. Новинки рыть окопы. «Кормили два раза в сутки жидким супом и кашей, хлеба давали мало, по норме, работали по 17-18 часов в сутки. Жили в бараках, оставленных после заключённых», - вспоминает Надежда Ивановна. Копала Надежда окопы, противотанковые рвы и в м. Ошта, а фронт был совсем рядом, от взрывов сотрясалась земля, было очень страшно. В апреле 1943 года девушек и стариков отправили домой. А дома работа в колхозе. Но несколько месяцев передышки у Надежды всё же было - это курсы счетоводов в Кириллове. Домой она ходила по 12 километров ежедневно, нужно было помогать маме с сёстрами, на ферме, так как отец был на фронте, а Надежда - старшая в семье. После окончания курсов осенью и весной работала в поле, выполняла тяжелую мужскую работу.
Наступил радостный 1945 год, окончилась война. И Надежда волею судьбы вербуется в 1946 году в г. Ленинград на предприятие «Ленгаз-сетьстрой». Предприятие предоставило место в общежитии, спецодежду, выдали карточки на хлеб, пропуска в столовую. На предприятии рабочие, а большинство были девушки, рыли траншеи и проводили газ. Именно здесь, после года работы, весной 1947 года купила на Ленинградской барахолке Надежда очень модные чёрные калоши с каблуком и мягкой красной фланелевой подкладкой. Стоили они около 200 рублей. Носила она эти калоши в сырую погоду с туфлями-лодочками, купленными там же на барахолке за 400 рублей. Конечно, тогда радость от приобретения переполняла душу Надежды, но пережитые до этого момента события стёрли из памяти эту радость.
В 1947 году она вернулась в колхоз, закончился срок вербовки. Надежда Ивановна работала в подсобном хозяйстве дома инвалидов в д. Никулино, вышла замуж, у неё родились три дочери. В 1980 году вышла на пенсию.
Тяжёлый труд, время суровых испытаний не сломали в Надежде Ивановне радость и любовь к жизни. Она никогда не жалуется на судьбу. Любит шутить, а если нужно, возьмёт гармошку и споёт задорную частушку.
А для посетителей школьного музея она оставила о себе память в этом удивительном экспонате - чёрных калошах на каблуке с красной фланелевой подкладкой.