С.В. Беляшов - Кирилловская школа реставраторов: 5 лет первому выпуску

Вестник 16 (Май 2009)

Кирилловская школа реставраторов: 5 лет первому выпуску

С.В. Беляшов, директор Образовательного подразделения №1 ООО «РЦ-АПО» 

25 марта 2009 года исполнилось пять лет, как из стен школы вышли первые реставраторы памятников деревянного зодчества. Тогда, в 2004 году, «Вестник» (№3) посвятил этому событию статью преподавателя школы и экскурсовода музея Андрея Цветкова. В её заглавии автор поставил знак вопроса, спрашивая, а что дальше? А дальше была каждодневная работа, набор учащихся, экзамены, выпускные вечера. О том, чем жила наша школа, о трудностях и победах и всё тех же вопросах пойдёт речь в моей статье.

 

ЕДИНСТВЕННЫЕ

В РОССИИ

Вся история кирилловской школы реставраторов (сегодня Образовательное подразделение №1 ООО «РЦ-АПО») подтверждает, что она появилась в нужное время и в нужном месте. Ещё больше актуализирует её деятельность ситуация, когда памятники русского деревянного зодчества исчезают на глазах: гибнут в пожарах, превращаются в руины от времени, а те, что ещё живы, так это благодаря заложенному в них русскими мастеровыми избыточному запасу прочности. Практический опыт реставратора А.В. Попова показал, что для сохранения культурно-исторического наследия нужны кадры, но не просто рабочие, а квалифицированные специалисты: грамотные мастера, умельцы, владеющие широкой системой знаний в области архитектуры, искусствоведения, истории, технологии реставрационных работ и других дисциплин. Вот потому организатор и вдохновитель школы Александр Владимирович Попов, являясь реставратором по профессии, а, главное, по призванию, все эти годы воплощает идею школы - изучение исторических строительных технологий с тем, чтобы в дальнейшем применять их на практике. Учащиеся школы учатся находить и читать информацию, которую несёт тот или иной памятник, максимально сохранять подлинность памятника в процессе работ. Методика системы обучения в школе заключается в подготовке квалифицированного специалиста, способного видеть, изучать, излагать в рисунке технические стороны вопросов, а, значит, грамотно выполнять работы на реставрируемых объектах. Теоретическая подготовка, подкрепленная практическими работами под руководством опытных мастеров - вот ключ к профессиональному успеху школы и её выпускников. Это и есть главное качественное отличие школы Попова от всех других учебных заведений страны, где учат профессии плотника. С момента создания реставрационной школы в Кириллове, так и не появилось в России других учебных заведений, где обучали бы старинным историческим технологиям, когда весь процесс обучения происходит на реальных объектах культурного наследия, в самой подлинной атмосфере воссоздания исторической ремесленной правды. Александр Попов так говорит о своём детище: «Наши учащиеся знакомятся с реставрационными работами непосредственно на исторических памятниках таких как - Ильинская церковь (1755 г.) Цыпинского погоста, Ильинская церковь (1700 г.) в селе Самино Вытегорского района Вологодской области, на объектах в Кирилло-Белозерском монастыре: церковь Введения с трапезной палатой 1519 года, стены, башни, Домик келаря XVII века и др. Где ещё есть такие условия? Точно знаю, что нигде! Недавний пример. К нам обратилась мать выпускника, одного из училищ Вологды, получившего профессию плотника. Так вот за годы учёбы учащийся даже на практике не был, в руках инструмента не держал. И какой это будет специалист, думаю, не трудно догадаться. Благо мудрые родители, познакомившись со школой, увидев нашу базу, решили отдать сына после окончания училища к нам на обучение. Им со стороны, как говорится, виднее. Чтобы закреплять знания учащихся, мы создаём кабинет исторического строительного инструмента, который находим во время проведения работ. На экскурсиях у нас бывают учащиеся школ и училищ. Мы рассказываем им о том наследии, что они получили от предков, и которое нуждается в защите. Когда же ребята соприкасаются с инструментами, теми, что творили мастера в прошлые эпохи, то у них возникает нескрываемый восторг и счастье. А мы рады ещё больше, ведь кто-то из них в будущем может стать и реставратором».

 

УСПЕХИ

Подкреплю сказанное выше цифрами. За минувшие годы, в школе по различным программам обучалось 62 человека, из них профессиональную подготовку (обучение сроком один год) прошли 36 человек (с учётом группы учащихся 2003-2004 года, подготовка которых велась через ПУ №59), профессиональную переподготовку (обучение сроком три месяца) - 6 человек, курсы повышения квалификации прошли 20 человек. Сегодня реставрационный центр имеет лицензию на осуществление профессиональной подготовки реставраторов памятников деревянного и каменного зодчества, а также на проведение профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации и стажировки по данным профессиям. В 2008 году начата работа по подготовке к прохождению Образовательным подразделением №1 процедуры государственной аккредитации. На предварительном рассмотрении документов комиссией, в которую входили специалисты департамента образования области, отмечен высокий уровень подготовленных документов, а также организации деятельности школы. Но в силу возникших новых обстоятельств мы не смогли пройти государственную аккредитацию в 2009 году, так как по новому положению выдавать документы государственного образца могут только училища и лицеи. Школа реставраторов сегодня не имеет финансовых условий, чтобы стать самостоятельной структурой и перерасти в училище, потому вопрос об аккредитации отложен на неопределенный срок.

Деятельность центра, а также проводимая нами информационно-просветительная работа приносит результат. Только за последний год мы провели курсы повышения квалификации для реставраторов памятников деревянного и каменного зодчества, где обучалось 18 человек, профессиональную переподготовку прошли 3 человека, на годичное обучение, по профессии реставратора памятников деревянного зодчества, поступило 6 человек. Как видно, к нам идут учиться. И это не только местные жители, но и плотники, архитекторы из Вологодской области, Карелии, Нижегородской области, Архангельска. Более того, центр имеет все основания перерасти в международный. Опыт взаимоотношений с реставраторами из других стран, к примеру, Норвегии у нас имеется. В скором времени к нам на обучение приедут студенты архитектурного факультета Гданьского университета (Польша). О своём желании учиться в школе заявили плотники-реставраторы из Швеции и Австралии. Столь пристальному вниманию к центру и школе способствуют наши публикации в российских и зарубежных изданиях, так в прошлом году материалы о центре Попова опубликованы в журнале «Кругозор» (США), «Шире круг» (Австрия), газете «Англия» (Великобритания), «Омония» (Греция), «Русский вестник», «Наследие народов РФ» и др.

 

НАЙТИ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Несмотря на, казалось бы, положительные моменты, все эти годы открытым остаётся вопрос финансирования подготовки реставраторов. Напомню, что на момент организации центра средства на обучение были выделены фондом Сороса, во второй год - необходимые средства выделило Правительство Вологодской области, но большую нагрузку по финансированию обучения берёт на себя реставрационный центр. Впоследствии мы рассчитывали, что сами учащиеся будут нести расходы на обучение. Но жизнь такова, что в большинстве своем в районе проживает малоимущее население, не имеющее возможности оплачивать обучение. И потому большую часть затрат вынужден оплачивать реставрационный центр, к примеру, стоимость профессиональной подготовки для одного учащегося в год составляет 72 тысячи рублей, а учащийся оплачивает только 18 тысяч рублей, всё остальное дотирует ООО «РЦ-АПО». Данное явление, может быть, смело, названо меценатством, но одному реставрационному центру особенно в современных экономических условиях, такая ноша не под силу. И здесь необходима поддержка крупных промышленных групп. В течение года мы обращались в ООО «Северсталь», ОАО «Газпром», компанию «Интеррос», «Лукойл» и др. Все наши обращения к ним на сегодня результата не дали. Это с одной стороны. С другой - для школы, казалось бы, создались благоприятные условия для оказания образовательных услуг гражданам, потерявшим работу или же находящимся на грани увольнения. В сложившихся условиях - школа реставраторов в городе Кириллове - идеальное место для переобучения и обучения профессии плотника, столяра, каменщика. Но для этого необходимо включение Образовательного подразделения №1 ООО «РЦ-АПО» в областную программу по переобучению кадров и выделение соответствующего финансирования. К сожалению, в областных структурах нас не услышали и мы не были включены в данную программу. А в перспективе школа могла бы начать обучение по новым профессиям, к примеру, кузнецов, кровельщиков, но для этого необходим государственный заказ, под который будут выделены необходимые средства. 

 

НАШИ ГОСТИ

Хоть часто наши просьбы остаются и не услышанными, но в гости в центр наведываются и большие начальники из Москвы и областной столицы. Так, в разные годы, со школой знакомились Александр Соколов, министр культуры России (работавший до окончания президентства В.В. Путина); Борис Боярсков, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законности в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия; Александр Кибовский, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия; Алексей Германович, заместитель генерального директора ОАО «Северсталь»; Людмила Кашина, начальник департамента культуры области. Частый гость центра - В.Е. Позгалёв, губернатор Вологодской области. Именно с лёгкой руки последнего многие наши начинания приняли реальные очертания. Знакомясь с центром Губернатор так охарактеризовал процесс обучения в нашей школе: «Мы готовим не как в ПТУ, а как Ваньку Жукова - обучаем в процессе работы, потому что реставрационному делу нужно учиться работая. Им не только теория читается, но и опыт, практика даётся».

 

СКОРО НОВЫЙ ВЫПУСК

Залог успеха школы - педагогические кадры. Преподавательский корпус школы это архитекторы-искусствоведы, архитекторы-реставраторы, инженеры-строители, преподаватели истории, имеющие высшее образование и многолетний теоретический опыт обучения в данной области, а также значительный опыт практической деятельности при реставрации памятников особой сложности. Слова особой благодарности Анатолию Андреевичу Окуневу первому директору школы, а также Юрию Валентиновичу Гусарину работающему заведующим учебной частью с момента создания школы. Совсем скоро 12 июня в День России у нас очередной выпуск реставраторов, документы о присвоении профессии реставратора памятников деревянного зодчества будут вручены 6 новым специалистам. Многие выпускники школы вплотную занимаются реставрацией, спасают исчезающее наследие мастеров прошлого. И пусть не все работают в нашем центре, (кстати, 22 выпускника школы были оставлены на работу в «РЦ-АПО»), но почти все заняты в строительной отрасли, работают по договорам, выполняют частные заказы, строят срубы домов, бань, где также широко применяют полученные в школе реставраторов знания. И главный вывод - наши выпускники без работы не остаются! Всё это ещё раз говорит о реставрационном центре А.В. Попова, как об уникальном явлении, не имеющем аналогов не только в Вологодской области, но и в России, потому что только здесь учат постигать строительные технологии разных исторических времён.