М.Н. Шаромазов - Возвращение икон
Возвращение икон
М.Н. Шаромазов, зав. отделом выставочной работы МФД
14 апреля 2009 года в Кирилло-Белозерский музей-заповедник вернулись из Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва последние пять икон церкви Ризоположения, что стояла в селе Бородава на берегу Шексны. При строительстве Волго-Балтийской водной системы село попало в зону затопления. Церковь решено было перевезти на территорию Кирилло-Белозерского музея. Д.И. Арсенишвили (директор, формировавшегося тогда Музея имени Андрея Рублева) предложил иконы передать на реставрацию в Москву, где они будут исследованы и отреставрированы. В 1956 году 19 икон увезли на реставрацию. Следующие 53 года музей предпринимал неоднократные попытки возвращения комплекса.
В 1998 году, благодаря активной позиции губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева, вернулись иконы деисусного ряда, местные иконы и царские врата. Традиционно эта часть комплекса датируется XVI веком, лучшие в художественном отношении иконы оставались в Москве и были возвращены музею после нового обращения губернатора к министру культуры А.А. Авдееву в марте 2009 года.
Церковь Ризоположения - древнейшая точно датированная деревянная церковь, построенная в 1485 году. Временем постройки храма датируется, если не весь её иконостас, то лучшие иконы комплекса - именно они возвращены сейчас в музей. Среди них - храмовый образ «Положение пояса и ризы Богородицы во Влахернском храме в Константинополе». Икона написана в Москве в ближайшем окружении Дионисия. В основе сюжета лежит представление о ризах и поясе Богородицы как святыне, защищающей город от нашествия врагов. В сложившейся исторической ситуации после падения Константинополя в 1453 году тема заступничества Богородицы воспринималась темой защиты Москвы, единственной заступницы и хранительницы православной веры. На основании этого можно уверенно говорить, что церковь Ризоположения и её храмовый образ воспринимались современниками как палладиум северных русских земель. Благодаря участию иконы «Положение пояса и ризы Богородицы» в многочисленных выставках, в сознании не только зрителей, но и специалистов, она воспринимается самой популярной (известной) русской иконой.
Наряду с деисусным рядом, возвращенным в 1998 году, в церкви находились ещё три деисусные иконы с изображениями в рост Василия Великого и великомучеников Георгия и Димитрия. В их иконографии есть черты, роднящие с работами Андрея Рублёва, но ростовский художник, их создавший, придал им совершенно иное духовное звучание. Иконы покоряют простотой образа, глубиной и ясностью миропонимания. В литературе три деисусные иконы из церкви Ризоположения, вернувшиеся сейчас в Кириллов, считаются эталонными памятниками ростовской живописи второй половины XV века.
Последняя икона, вернувшаяся из полувековой реставрации - двухсторонний выносной образ на длинной ручке. На лицевой стороне - Богородица Смоленская, на обороте - Николай Чудотворец. Главной особенностью иконы является то обстоятельство, что образ на лицевой стороне несёт признаки, роднящие с московской иконописью, а на обороте - с ростовской. Слияние приёмов различных школ иконописания во второй половине - конце XV века с каждой новой крупной работой становится всё более очевидным и приводит к рождению в начале XVI века общерусского стиля иконописи.
Возвращение икон из церкви Ризоположения делает очевидным уникальность ситуации, сложившейся в Кирилловском музее - музей стал хранителем не просто самого древнего точно датированного деревянного храма, но и хранителем первоначального убранства его интерьера. Это чрезвычайно интересно в условиях начинающейся реставрации церкви Ризоположения: в ходе проводимых работ можно создать условия, когда иконостас церкви будет представлен зрителям в родном интерьере, таким образом, возможно создание экспозиции, не имеющей аналогов у нас в стране.