М.Н. Шаромазов, И.А. Смирнов - Возвращение икон церкви Ризоположения (1956-2009 гг.)
Возвращение икон церкви Ризоположения
(1956-2009 гг.)
М.Н. Шаромазов, И.А. Смирнов
История и судьба икон из церкви Ризоположения в XX веке неразрывно связана с Кирилло-Белозерским музеем-заповедником. Церковь и иконы еще в 1920 году были поставлены на учет органами охраны памятников древности, а на Кирилловский музей возлагалась ответственность за сохранность памятника. В 1936 -1937 годах Я.П. Гамза и Н.В. Перцов обследовали иконы и отметили их уникальность. Изъятие икон не проводилось, так как до 1950 года церковь была действующей.
В январе 1956 года Рублевский музей, тогда ещё только начинавший свою деятельность, предложил Кирилловскому музею передать в Москву девятнадцать икон XV-XVII веков из деревянной церкви Ризоположения из села Бородава. В договоре от 14 января 1956 года, подписанном директором Рублёвского музея Д.И. Арсенишвили и директором Кирилловского музея Н.П. Янусовым, говорилось:
«Музей имени Андрея Рублёва берёт на себя обязательство силами ЦГРМ произвести расчистку принадлежащих Кирилловскому музею находящихся в Бородавской церкви нижеследующих икон:
1. Иконы из деисусного ряда - 9 шт.
2. Средник Деисуса с изображением Христа - 1 шт.
3. Царские врата - 2 шт. (две створки)
4. Деисус - 1 шт.
5. Троица- 1 шт.
6. Выносная двусторонняя икона: с одной стороны Никола, с другой – Богоматерь - 1 шт.
7. Никола - 1 шт.
8. Ризоположение - 1 шт.
9. Богоматерь - 1 шт.
10. Богоматерь - 1 шт.
Всего девятнадцать икон.
Музей имени Рублёва берет на себя обязательство перевоз икон в Москву и обратно в Кирилловский музей...».
Через два года Н.П. Янусов, встревоженный тем, что иконы не реставрируются, обратился в Государственные центральные художественно-реставрационные мастерские: «Пошёл третий год, а директор музея им. Рублёва Арсенишвили ничего не сделал по расчистке икон. Наоборот, он стремится затормозить расчистку их, на наши запросы не отвечает. Чувствуется стремление присвоить иконы. Мы просим принять иконы в Ваши мастерские. Мы не просим немедленной расчистки, а по мере возможности, только бы перевести иконы из музея им. Рублева к Вам в мастерские» (Письмо в ГЦХРМ от Н.П. Янусова от 3 марта 1958).
Опасения Н.П. Янусова оправдались. 26 мая 1958 года Министерство культуры РСФСР сообщает, что «в связи с 600-летием со дня рождения Андрея Рублева и по ряду других причин предполагается в Москве организовать выставку произведений древнерусского искусства, на которой, несомненно, после реставрации должное место займут иконы из Бородавской церкви. Таким образом, вопрос о возвращении упомянутых икон в Кириллов можно будет разрешить после их реставрации и выяснения возможности их участия в предлагаемой выставке произведений древнерусского искусства».
Так начиналась обычная бюрократическая волокита.
В 1960-е годы директор музея И.Ф. Поздняков неоднократно вёл переговоры с руководством музея им. Андрея Рублёва. В 1973 году зав.отделом древнерусского искусства Кирилло-Белозерского музея Г.О. Иванова ездила для переговоров с директором Рублёвского музея Г.А. Беляевой-Лоренц. Однако требования остались невыполненными.
В 1985 году МК РСФСР предложило Управлению культуры Вологодского облисполкома рассмотреть вопрос о передаче икон на постоянное хранение в Москву, но музей отклонил это предложение.
В 1986 году Министерство культуры РСФСР предложило дирекции Кирилло-Белозерского музея продлить срок временного хранения икон в Москве: «В связи со значительным расширением экспозиционных и выставочных помещений Музея им. Андрея Рублёва представляется необходимым продлить срок временного хранения указанных предметов в данном музее». (Письмо МК РСФСР от 02.12.86). Этот документ появился как результат проверки фондов Рублёвского музея, выявившей факт хранения икон других музеев без всяких на то оснований. Кирилловский музей был вынужден продлить сроки временного хранения, но заручился письмом директора Музея имени Андрея Рублёва С.В. Вашлаевой: «Дирекция музея (имени Андрея Рублёва) ходатайствует о продлении до 30.12.87 г. срока хранения экспонатов Вашего музея, выданных по акту от 14.01.56 г. ВП №№ 041-059. Музей гарантирует полную сохранность и своевременный возврат» (20 февраля 1987). Важно обратить внимание на то, что в этом документе руководство Рублёвского музея признавало - Бородаевские иконы (номера временного поступления 041-059 были присвоены иконам из церкви Ризоположения) принадлежат Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику.
Гарантийный срок истёк 31 декабря 1987 года, на требование вернуть иконы ответа не было. В мае 1988 сотрудник древнерусского отдела Кирилловского музея М.Н. Шаромазов выехал в Москву и вёл продолжительные переговоры с руководством Рублёвского музея, но, даже согласившись на то, чтобы на этикетках в постоянной экспозиции и публикациях Бородаевских икон указывалось, что иконы принадлежат Кирилло-Белозерскому музею, руководство музея это условие не исполняло. Тогда же Кирилло-Белозерский музей-заповедник просил МК РСФСР оказать давление на музей им. А. Рублева и зам. министра культуры РСФСР А.И. Шкурко подписал письмо с указанием вернуть иконы в Кириллов, однако С.В. Вашлаева отказалась выдать иконы, объясняя в разговоре с директором Кирилловского музея Н.И. Терентьевой свои действия тем, что музей имени Андрея Рублева реорганизован в Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева и передан в подчинение МК СССР, поэтому возврат возможен только по распоряжению союзного министерства. Переговоры на уровне директоров при участии А.И. Шкурко результата не принесли. В мае и июне 1988 года у зам. министра культуры СССР В. Казенина М.Н. Шаромазов и Г.О. Иванова вели переговоры с представителями московского музея, но каждый музей остался на своих позициях. 20 июня 1988 года коллектив музея обратился к министру культуры СССР В.Г. Захарову, ответ от 16 августа того же года был таков: «...Считать возможным в целях сохранения целостности исторически сложившейся коллекции музея им. А. Рублева оставить 19 икон ...на хранение в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева». Таким образом, многолетний обман квалифицировался как история сложения коллекции.
В 1990 году 11 марта директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника обратилась с очередным письмом к министру культуры РСФСР, в котором очередной раз излагалась история передачи ризоположенских икон на реставрацию в Москву: «Исчерпав все возможности на уровне логики человеческих и профессиональных отношений Кирилло-Белозерский музей решил, наконец, прибегнуть к закону. Мы обратились с исковым заявлением к арбитру Министерства культуры СССР. Полученный ответ иначе как отпиской не назовешь. Арбитр отказался рассматривать конфликт под тем предлогом, что иконы не имеют оценки в рублях. Если следовать его логике, то ни одно дело, связанное с памятниками культуры не подлежит рассмотрению по той же причине: музейные коллекции в большинстве своем неоцененны. Раздаются восторженные речи по поводу Русского Севера - хранителя традиций, искусства, культуры. Но люди судят не по словам, а по делам. А дела таковы, что с горечью приходится признать: Север разоряли и продолжают разорять, не только его экологию, сельское хозяйство, жизненный уклад, но и его культуру... Невозможно только на копиях и репродукциях привить любовь к истории своей земли, к ее богатейшей древней культуре. Свой вклад в разорение культурных сокровищ Севера внесли и центральные музеи. Еще как-то можно понять происходившее в 20-30 гг. изъятие икон, серебряной раки Кирилла Белозерского (теперь она в Оружейной палате Московского Кремля), рукописей, но едва ли могут быть оправданы изъятия, происходившие в 50-60 гг. нашего столетия». Республиканский министр Ю.С. Мелентьев обратился к союзному министру Н. Губенко: «Министерство культуры РСФСР просит найти форму воздействия на Центральный музей древнерусской культуры и искусства и обязать его вернуть иконы их законному владельцу» (955-01-35/3 от 14.05.90)
К вопросу возврата икон в Кириллов подключилась музейная общественность. Письма в поддержку Кирилловского музея поступили от Архангельского краеведческого музея, Загорского музея-заповедника, Муромского музея, всех музеев Вологодской области. В 1991 году глава администрации Вологодской области Н.М. Подгорнов и председатель областного Совета народных депутатов Г.Г. Хрипель обратились с письмом к министру культуры РФ Сидорову о возврате икон в связи с подготовкой к празднованию 600-летия Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. В 1996 году (письмо 13.02. № 21-3/157) глава администрации Вологодской области Н.М. Подгорнов обратился к Председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину о содействии в возврате бородаевских икон. В письме от 19 марта 1996 года зам. министра культуры РФ М.Е. Швыдкой, в ответ на поручение правительства, сообщил о том, что министерство культуры РФ отказывается решить этот вопрос на ведомственном уровне и порекомендовал руководству Кирилловского музея обратится с этим вопросом в арбитражный суд.
24 июня1997 года министр культуры Е.Ю. Сидоров в письме на имя Позгалёва В.Е. уклончиво ответил, что данный спорный вопрос будет рассматриваться в соответствии с законодательством. 13 апреля 1998 года новый министр культуры Н.Л. Дементьева в своём письме губернатору Вологодской области В.Е. Позгалёву сообщила о том, что достигнута договоренность о поэтапном возвращении 19 бородаевских икон в Кириллов. 14 икон будут возвращены в ближайшее время. Остальные пять будут возвращены позднее (по договору между музеями до 2003 года).
Наконец, 23 июня 1998 года МК РФ издало приказ 349, предписывающий вернуть первые 14 икон из церкви Ризоположения. Во втором пункте приказа была рекомендация: «Принимая во внимание устную договоренность между Главой Администрации Вологодской области и министром культуры РФ рекомендовано заключить договор о временном пользовании музейными предметами (Приложение 2 - перечислены пять икон остающиеся в Москве) между директорами Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева сроком на пять лет с правом последующего продления. Министр Дементьева».
1 июля 1998 года был составлен договор о продлении пребывания в Москве пяти икон до 2003 года. 3 марта 2005 года зам. министра культуры Л.Н. Надиров сообщил В.Е. Позгалеву, что министерство культуры рассмотрело вопрос о возвращении икон в Кириллов, в соответствии с договором о временном хранении, срок действия которого был продлен до 1 июля 2004 года, дано указание музеям продлить действие договора.
Министр культуры А.С. Соколов 7 февраля 2005 года сообщил губернатору Вологодской области В.Е. Позгалеву о том, что дано указание агентству по культуре продлить срок временного хранения до 2008 года. 21 марта 2005 года музеи заключили очередной договор о продлении сроков временного хранения пяти икон до 31 декабря 2008 года. Перед истечением этого срока Кирилловский музей обратился с просьбой в музей им. А. Рублёва о возврате икон, но его администрация обращение это проигнорировала. Администрации Кирилловского музея вновь пришлось обращаться к вышестоящей организации и к руководству области. После этого состоялась встреча губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева с министром культуры А.А. Авдеевым. В ходе её была достигнута договоренность о возврате икон в Кириллов.
3 апреля 2009 год вышло Распоряжение министерства культуры № 471-05-23 о передаче икон Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику. 13 апреля иконы были переданы в Кириллов.
И так полувековая работа Кирилло-Белозерского музея-заповедника по возврату икон из церкви Ризоположения увенчалась успехом. Несомненно, что его могло бы и не быть без многолетней активной поддержки губернатора Вологодской области, департамента культуры, СМИ, всей культурной общественности, позитивной позиции нового министра культуры.