И.А. Смирнов - Музей памятников деревянного зодчества в Кириллове
Музей памятников деревянного зодчества в Кириллове
Статья из журнала «Деревянное зодчество: Проблемы. Реставрация. Исследования», 2005 год. Фрагмент.И.А. Смирнов
Церковь Положения ризы Богоматери была возведена в 1485 году. Дата строительства церкви известна из клировой записи и антиминса, освященного ростовским архиепископом Иоасафом. Внимание архиепископа Иоасафа к храму объяснимо: церковь срублена на его средства в торговом селе Бородава, стоявшем в устье речки с одноименным названием при впадении её в Шексну. Долгое время село входило в состав владений Ферапонтова монастыря. Монастырь, вероятно, заботился и о сохранности храма. После упразднения обители в конце XVIII века заботу о церкви взяли на себя прихожане храма. Во второй половине XIX века храм снаружи был обшит тёсом и выкрашен, а главки и кровли покрыли железом. В 1919 году церковь получила охранное свидетельство как уникальный памятник истории и культуры, в 1930-е годы были взяты на музейный учёт иконы и утварь храма. В ноябре 1937 года Президиум Кирилловского райисполкома принял решение о закрытии действующего храма и его последующей перевозке на территорию музея «для охраны и использования в экспозиционной и научной работе». Однако планы по перевозке сбылись только после окончания Великой Отечественной войны. Архитектор Борис Васильевич Гнедовский разработал проект реставрации памятника. Контролировал работу по перевозке церкви инспектор по охране памятников архитектуры Вологодского облисполкома А.К. Ведров. «В снежный декабрь 1957 года, - писал в областной газете «Красный Север» А.К. Ведров, - бригада плотников Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской вывезла в Кириллов бывшую Бородаевскую церковь. Там плотники под руководством архитектора Криулина и прораба Харова собрали её на заранее подготовленном фундаменте». В литературе, посвященной Кириллову, можно встретить немало разночтений, в том числе и по этой дате. С.С. Подъяпольский в «Путеводителе по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря», изданном в Вологде в 1966 году, сообщает, что церковь перевезена в 1958 году. В ряде изданий фигурирует дата перевозки - 1959 год. Искусствовед Н.Д. Троскина при составлении паспорта указывает на то, что реставрационные работы на памятнике были произведены в 1960 году.
Документы, имеющиеся в отделе письменных источников музея, позволяют уверенно подтвердить первую дату. Работы по маркировке сруба, демонтажу металлической кровли, сортировке конструкций церкви были завершены к декабрю 1957 года. Вся работа была оценена в 1374 рубля. На 1958 год был заключен подрядный договор между музеем и Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской о переносе и реставрации «церкви Бородаевского погоста». По договору Вологодские мастерские выполнили монтаж рубленых стен, бочки и обрешетки, изготовили и установили на место новые кокоры-курицы, тесовую кровлю, охлупни, лотки, потоки, потолки, кресты, каркасы барабанов и глав, главы покрыли «осиновым лемехом штучной работы», смонтировали оконные и дверные заполнения, с запада и юга прирубили паперти. Вся работа по переносу и реставрации церкви по смете была оценена в 56 тысяч рублей, на деле выплатили немного больше, т. к. в процессе выявился ряд работ, не учтенных сметой. В отделе письменных источников музея-заповедника сохранились фотографии В. Румянцева, который ряд лет работал в музее. На этих снимках видна только что собранная на заранее подготовленном бетонном столбчатом фундаменте церковь. Фотографии сделаны летом 1958 года. Снимки В. Румянцева зафиксировали дополнения в основном срубе церкви, выполненные при её реставрации. Четко видна замена окладного бревна и двух брёвен под номерами 7-8 (нумерация венцов идёт снизу вверх) на северной стороне трапезной церкви и брёвен №№ 8, 25 на северной стороне в самом объеме церкви. Вероятно, заменены одно-два бревна, находившиеся чуть выше примыкания к стене кровли трапезной на западной стороне церкви. Замену этих бревен подтверждает не только свежий вид древесины, хорошо заметный на фотографиях, но и отсутствие на них порядковой маркировки, сделанной в 1957 году перед разборкой сруба. Поэтому указанный нами в статье порядковый номер обозначает место нового бревна в срубе памятника, а подлинное бревно с этим номером было, видимо, выбраковано при разборке и перевозке памятника. Кровля на церкви, лемех на главках, паперти выполнены также из новых материалов. На фотографиях В. Румянцева хорошо видна и кровля алтарной части храма, выполненная на два ската и увенчанная небольшой бочкой с полицами и миниатюрной главкой. Возможно, какие-то мелкие работы по реставрации памятника перешли и на 1959 год, т. к. музей взял на себя заботу об эксплуатации памятника с 10 февраля 1960 года.
Церковь Ризоположения располагается в настоящее время на территории Нового города у северной стены Ивановского монастыря. Она относится к клетскому типу храмов. В плане церковь состоит из прямоугольника храма, вытянутого по оси В-3, и квадрата трапезной, к которой с запада и с юга примыкают паперти. На западную паперть ведет крыльцо. Алтарная часть церкви в плане не выявлена. Трапезная несколько шире храма и выступает за пределы его западной стены. Очень выразительна объемно-пространственная композиция памятника, в которой доминирует храм, завершенный клинчатой кровлей с широкой полицей и луковичной главкой на круглом барабане. Северная и южная стены храма имеют ярко выраженный повал. Алтарная часть храма понижена по отношению к храму, кровля на ней устроена на два ската и увенчана маленькой главкой. Трапезная по высоте равна алтарной части и перекрыта двухскатной кровлей. Невысокие паперти имеют кровлю с одним скатом. Стены храма рублены «в обло» с остатком. Кровли над храмом и алтарем имеют слеговую конструкцию и крыты досками, края досок паперти вырезаны в форме усеченной пики. Главы барабанов покрыты деревянным лемехом с городчатым завершением. Слеговая кровля трапезы имеет курицы с потоками. По гребню всех кровель проходят охлупни упрощенной формы. Выходы слег закрыты простыми причелинами, лишь причелины трапезной и крыльца имеют нарезку зубчиками. Паперть имеет каркасную конструкцию. Ее кровлю поддерживают квадратные в плане столбы, пространство между которыми забрано на половину высоты горизонтально положенными досками. В интерьере двухскатная кровля открыта в храм, но над алтарной частью устроено перекрытие, средняя часть которого горизонтальна, а боковые имеют едва заметные скаты к наружным стенам. Аналогично устроено перекрытие в трапезной, которая открывается в храм широким прямоугольным проемом. Сохранились нижние части алтарной преграды. Иконы из иконостаса церкви еще в январе 1956 года были вывезены на реставрацию в Музей им. Андрея Рублева. В настоящее время часть икон возвращена в Кириллов, а часть по-прежнему находится в московском музее. Полы в церкви деревянные, из плах. Бревна стен в интерьере имеют подтес. В церкви два типа оконных проемов с косящими колодами и волоковые. Косящятые окна имеют почти квадратную форму и расположены по одному на южной и восточной стенах храма и северной стене трапезной.
В 1981-1982 гг. по инициативе музея-заповедника лабораторией НИЦМ В/О «Союзреставрация» было проведено дендрохронологическое изучение дерева архитектурных памятников с целью определения и уточнения хронологии их строительной истории. В результате одновременно было отобрано 60 образцов строительного дерева конструкций и интерьеров архитектурных памятников, в том числе 14 из церкви Ризоположения. Образцы брались по возможности из всех интересных, с точки зрения датирования, деревянных конструкций в виде поперечных спилов бревен и кернов. Десять кернов было взято из различных венцов всех четырех стен четверика и четыре спила из южной и северной стен четверика и южной стены трапезной. Дендрохронологические исследования этого уникального памятника показали наличие двух хронологических горизонтов в основном срубе церкви:
1) 70-е годы XV века (по спилам),
2) 80-90-е годы XV века (по кернам).
Тем самым дендрохронологические исследования подтвердили письменную дату постройки этого уникального клетского храма русского Севера.
Сорок пять лет жизни памятника на новом месте не прошли для него бесследно. В 1973, 1983 годах проводились обследования церкви. Обследование 1983 года показало, что по сравнению с 1973 годом сруб церкви не претерпел каких-либо существенных изменений. Однако деревянная кровля пришла в неудовлетворительное состояние. За девять лет, прошедших от предыдущего осмотра, пораженные участки древесины значительно увеличились, на отдельных участках появились сквозные разрушения. Слой толи между верхними и нижними рядами двухрядной кровли местами сгнил. Особенно сильно разрушилась кровля папертей. Более половины кровли покрыто растительностью. На главке частично утратился лемех. Возможно, это произошло, по мнению специалистов, проводивших обследование, из-за ржавчины крепежных гвоздей или расширения гнилью гвоздевых отверстий в лемехе. Разрушилась до состояния деструкции древесина охлупня и водосточных желобов. В последних имелся толстый слой мха и росла трава. Комиссия пришла к выводу о необходимости срочного ремонта деревянной кровли. В заключении указывалось и на то, что «эти мероприятия нельзя откладывать, т. к. увеличение дефектов кровли может в ближайшее время отрицательно сказаться на общем состоянии древесины памятника». В августе 1983 года Кирилловскому реставрационному участку (подразделение Вологодских реставрационных мастерских, осуществлявших реставрацию памятников на территории Кирилловского района) было предложено провести работу по изготовлению сгнивших элементов памятника (кровельный тёс, охлупни, потоки, кресты). Установка новых элементов была намечена на следующий год после «старения материалов». Одновременно предлагалось заблаговременно подготовиться к антисептированию памятника, а для этого завезти химикаты, предложенные Сенежской лабораторией. 11 апреля 1984 года была подписана смета на реставрционно-ремонтные работы. Общая стоимость работ на памятнике оценивалась в 9,4 тысячи рублей. Сметой предусматривались разборка тесовой кровли, охлупней, потоков, куриц, подзоров, лемеха, маркировка деталей. После этого следовали изготовление новой кровли в два слоя с кладкой изоляционного слоя из бересты, реставрация деталей кровли - куриц, потоков, охлупней, химико-консервационные, огнезащитные работы. В середине 80-х годов XX века значительная часть этих работ на памятнике была осуществлена, в том числе изменена форма кровли на алтаре - бочка была заменена на двухскатное покрытие. Изготовил лемех из осины и покрыл главы церкви плотник Кирилловского реставрационного участка Анатолий Павлов.
В мае 2005 года вновь был проведен осмотр технического состояния церкви Ризоположения. Комиссия выявила, что доски тесовой кровли и лемеха главок покрыты толстым слоем лишайников, под которыми, вероятно, имелась гниль. Деревянные водостоки забиты ветками и сухими листьями, под которыми также возможно наличие гнили. Бревна сруба деструктированы поверхностным выветриванием с образованием глубоких трещин в древесине. На земле вплотную к нижним венцам сруба растет высокая трава, затрудняющая проветривание подпольного пространства и удерживающая влагу вблизи древесины. Рассохлась и выпала перекладина креста над главкой апсиды.
Члены комиссии предложили провести ряд мер, рассчитанных на сохранение памятника, в том числе: заменить доски с очагами гнили, обработать всю древесину бесцветным антисептическим составом, восстановить утраченную перекладину креста на малой главе, в летнее время удалить слой растительного грунта по всему периметру церкви на глубину до 30 см. Затем на это ложе насыпать слой гравия для отвода влаги от стен церкви.
Летом 2005 года в музее-заповеднике начались работы по выполнению данных рекомендаций: заготовлена древесина для замены кровли на церкви и трапезной. Осенью того же года музеем были проведены работы по частичной замене сгнившей кровли на памятнике. Работы по смене кровли окончились в летний сезон 2006 года.