М.Н. Шаромазов - Вступление
Церковь положения риз в деревне Бородава
Статья из журнала «Деревянное зодчество: Проблемы. Реставрация. Исследования», 2005 год
М.Н. Шаромазов
Церковь Положения риз и пояса во Влахернах в селе Бородава - древнейшая, точно датированная деревянная постройка на территории нашей страны. Так получилось, что до настоящего времени нет научной публикации этого памятника. Результатом этого стало появление в некоторых популярных изданиях определений этой церкви как «неказистая», «обычная», что абсолютно не соответствует уникальному архитектурно-художественному решению памятника. Нисколько не умаляя значения церкви Лазаря Муромского, находящейся сейчас на территории музея-заповедника «Кижи», сравнение её с бородаевской церковью отчетливо демонстрирует незамысловатость решения первой постройки, необычность замысла и продуманность каждой детали второй.
Статья Б.В. Гнедовского была написана как научный отчёт об исследовании церкви в 1955 году, предварявшем работы по разборке и переносу церкви на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Она не претендует на полноту исследования памятника, но, безусловно, представляет интерес как реальное натурное изучение постройки, проведённое до удаления поздней обшивки стен и каркасной пристройки с западной стороны. Недоступность всей поверхности стен во время изучения привела к проектным решениям, которые были не осуществлены в процессе реставрации церкви из-за открытия ранее недоступных деталей постройки. Прежде всего это касается гульбища на столбах. На момент написания статьи авторы считали, что для строительства его нет «каких-либо конкретных отправных данных», и в проекте реставрации предложили два варианта восстановления крыльца. Спорным для автора было и восстановление формы главки. Он склонялся к вытянутой луковице, но на проекте южного фасада он даёт вариант с иной формой.
Продолжение исследований в ходе разборки памятника выявило следы примыкания гульбища вдоль южной стены. Но это уже был другой этап работы, мы сохранили статью в первоначальном варианте. Публикация осуществлена по экземпляру, хранящемуся в отделе письменных источников Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Необходимо обратить внимание на то, что в ряде публикаций церковь датируется 1486 годом, при этом делаются ссылки на антиминс, который ясно называет день освящения - «на память Покрова». Из этого следует, что дата выглядит следующим образом: 1 октября 6994 от сотворения мира или 1485 год от рождества Христова. Имя Бориса Васильевича Гнедовского известно всякому, кто хоть однажды интересовался историей русской деревянной архитектуры. Для карельских архитекторов оно открывает историю изучения и реставрации памятников деревянной архитектуры Карелии, для ярославцев - он тот самый архитектор, что восстановил завершения башен Ростовского кремля, уничтоженных страшным ураганом августа 1953 года, и церковь Иоанна Богослова на Ишне. Для вологжан Б.В. Гнедовский останется навсегда в памяти работами на церквях Успения Александро-Куштского монастыря и Положения риз и пояса Богородицы во Влахернах села Бородава. Исследование первого памятника, стоящего сейчас на территории Спасо-Прилуцкого монастыря, дало возможность выявить сохранившиеся после пожара 1519 года остатки постройки XV века, достаточные, чтобы составить о ней представление.
Необходимо обратить внимание, что материалы почти всех исследований, осуществленных Б.В. Гнедовским, до сих пор остаются неизданными. Их публикация была бы серьёзным вкладом в изучение архитектурного наследия страны. Тщательность изучения материальных остатков, внимание к малейшим деталям делают эти исследования ярким и незаменимым практическим пособием для тех, кто своей профессией выбрал реставрацию памятников архитектуры.
Кроме Карелии, Ярославской и Вологодской областей Б.В. Гнедовский работал в Костроме, Перми, Вятке. Отдельно в творческой биографии архитектора стоят работы по проектированию музеев под открытым небом: Малые Корелы, Шушенское, ансамбль святилища Реком в Северной Осетии. Для всех этих объектов архитектор разрабатывает концепции и генпланы.
Несмотря на все споры и дискуссии вокруг этих проектов, они удачно живут и сегодня, а преодоление идеологических шор при разработке концепции музея в селе Шушенском позволило комплексу продолжить жизнь в новых условиях.
40 лет своей жизни Борис Васильевич Гнедовский отдал изучению русского деревянного зодчества. Публикуемая статья написана в самом начале этого пути, но она не утратила своего значения до сих пор. Бородаевская церковь была самым любимым памятником архитектора, не случайно её формы запечатлены на его надгробном камне.