о. Алексий Мокиевский - Метеорит кирилловский
Метеорит кирилловский
о. Алексий Мокиевский
Интересна и разнообразна история Кирилловской земли, знавала она и расцвет, и упадок, вражеские нашествия и славу своих святых обителей, посещения царских особ и трагедию новомучеников. При одном только упоминании Кириллова у большинства любителей старины возникает целый ряд устойчивых исторических ассоциаций: Северная Фиваида, Заволжские старцы, неудавшаяся польская осада, опала патриарха Никона, крепость на Сиверском озере. Но в ряду великих эпохальных событий мы встречаем иногда малозначимые, но, тем не менее, интересные исторические хроники, такие, например, как падение изрядного метеорита в XVII веке.
Это произошло при архиепископе Вологодском Маркеле в 1662 году и произвело сильное впечатление на население «северных стран» России. Оно со всеми подробностями было описано в Вологодских летописях и в разнообразных рукописных сборниках, а впоследствии и в Ведомостях ряда губерний. Вот как отписывал в Кирилло-Белоезерский монастырь свидетель сего незаурядного явления, священник Богоявленской церкви села Новая Ерга отец Иоанн: «Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу Кирилова монастыря, ваш государев нищий богомолец села Новые Ерги богоявленский поп Иванище челом бьет. В нынешнем, государи, во 171-м [16] году ноября в 29 день в субботу, по захождении солнца, у нас в селе, на Новой Ерге, и в деревнях, многие люди видели на небесех знамение страшно: только лишь солнце зашло, и от того места солнечного запада аки звезда велика, долга, скоро вышла и показалася по небу аки бы молния; небо надвое раздвоилося, скоростию аки молния, и так оставалось как бы полчаса. А свет неизреченен аки огнь, и многие видели в том свете выспрь в темя человеку видение великое: глава и очи и руце распростерты, и перси и нозе, а весь огнен. А мраз, государи, в то время велик был, и чисто на воздýсе, и тихо. И потом аки облак стал мутен невелик на том месте, где видение было. А небо аки затворилось. И огнь на землю падал по многим дворам, и на путех, и по хоромам, аки кудéли горя, и люди от него бегали, а он катается за ними, а никого не ожог, а потом поднялся вверх во облак. И в том облаце стал шум и дым, яко гром или яко глагол велий, страшен, надолго; как будто и земля тряслась, и хоромы тряслись, и многие люди от ужасти на землю падали. А скотина всякая в кучу метались, и бросили есть корм, и главы на небо подняли и брычат, коя как умеет. И потом камение падали с великою яростию, великое и малое горячее, а иное от жару разрывалось… А потому знали, что падало горячее в снегу около них оттаивало, а иные, кои больше, и в мерзлую землю уходили. А по иным, государи, волостем около нас не было камения, токмо знамение видели все то и огнь. И я, государи, не смею таить такова Божия чудеси и возвестил вам, государем, и камения небесного послал к вам, государем, и того камения смотрел государь наш отец игумен Феодосий поедучи к Москве, и иные люди видели ж».
В Кирилловом монастыре тоже наблюдали это явление, хотя камни там и не падали. В «Отписках монахов властям» говорится: «И тогож числа и в тож время, по захождению солнца, над самым Кириловым монастырем, многие люди видели на небеси знамя, от чего почалось: вышла аки звезда и скоростью покатилась по небу вниз, и не дошед до земли стало аки нечто руно великое, и из него яко молния зинул огнь зело червлен, не тако яко зде огнь; и на болшем и на малом монастырех церкви и кельи, и в остроге хоромы и город, и места все осветило; и из того места стал яко облак мутен и протяжеся от него по небу яко змий великий, голова во огни, и пошел из него дым, и учал в нем быть шум яко гром, или нечто глагол велик и страшен зело; а каменья над Кириловым монастырем никакого не было, и огнь на землю не пал, шел чрез монастырь; и то знамя, стояв облаком мутным долг час, миновалося».
Священником Иоанном были переданы в Кириллов монастырь два камня, один из которых весом в один или два пуда с подписью о чуде был положен в паперти Успенской соборной монастырской церкви, а второй, весом в 16 фунтов, вделан в стену. К сожалению, дальнейшая судьба пудового метеорита неизвестна: уже в Описи церквей и ризницы Кирилло-Белозерского монастыря 1668 года он не значится. Вполне возможно, что осматривавший осколки метеорита игумен Антониева Сийского монастыря Феодосий, ехавший через Новую Ергу в Москву, рассказал там об этих событиях, и камень тогда же вытребовали в столицу.
Небесное явление это, воспринимаемое многими как апокалиптическое знамение, получило большую известность в разных областях России в связи с распространенным в то время настроением ожидания «конца света». Причиной такого настроения послужило начавшееся в 1650-х годах проведение церковной реформы, приведшее впоследствии к расколу в Русской Церкви. Характерным для того времени было распространение сведений о происходивших чудесах и знамениях, которые якобы свидетельствовали о том, что наступило «последнее время». Многочисленные паломники, приходившие в те годы на богомолье в Кириллов монастырь, переписывали письмо священника Иоанна и увозили с собой. Возможно, таким образом попало это письмо и в Соловецкий монастырь. Один из списков этого письма, имевшийся в Соловецкой библиотеке, сохранился до наших дней. На первой странице тетради, в которую оно было переписано, стоит подпись владельца: «Соловецького монастыря сторож Ивашко Иларионов сын Веревкин. За письмом в тетради следует литературная обработка этого документа. В это же время в Соловецком монастыре «черным дьяконом» Преображенского собора Иеремией создавался «Сборник повестей о чудесах и знамениях» - своего рода «летописец чудес и знамений», охватывавший период с мая 1662 года по май 1663 года, и в его состав в числе других повестей Иеремия также включил литературно обработанное письмо богоявленского священника Иоанна.
Известный краевед, коллежский советник Т.С. Борноволков (с 1799 по 1808 год служил прокурором в г. Вологде) находит описание падения метеорита в «Летописце Белозерского Кирилловского монастыря» и публикует его. Документальное свидетельство и подробный анализ падения небесного тела был сделан уже в начале XX века Д.О. Святским, одним из членов Ленинградского «Русского Общества любителей мироведения», объединявшего любителей астрономии. Он опубликовал свои исследования по кирилловскому метеориту в журнале «Мироведение» 1929 г. Это было, по-видимому, одно из последних его исследований. 27 марта 1930 г. Святский был арестован по сфабрикованному обвинению в участии в якобы существовавшей контрреволюционной группировке в «Русском Обществе любителей мироведения».
В июле 2002 года для определения места падения Белоезерского метеорита и поиска его вещественных следов была организована экспедиция лаборатории метеоритики Института геохимии и аналитической химии им. акад. В. И. Вернадского Российской Академии наук. К этому времени село Новая Ерга (оно же - село Богоявленское) уже не существовало: осталось лишь небольшое кладбище, расположенное на невысоком холме да видны остатки кирпичного фундамента церкви, разрушенной, по словам местных жителей, при советской власти. По всей видимости, в этой церкви и служил богоявленский священник Иоанн, написавший свое знаменитое письмо о падении метеоритного дождя. И хотя фрагментов метеорита этой экспедиции найти не удалось, но исследования грунта подтвердили: в районе села Новая Ерга действительно произошло выпадение космического вещества.
Из всего этого следует, что в стене нашего Кирилло-Белозерского монастыря до сих пор находится камень, упавший с неба. В стенах, по которым ходят вереницы туристов, вложен метеорит весом шесть с половиной килограммов, напугавший наших земляков в XVII веке. Вот только где?