И.А. Гостинщикова - Сувенирная продукция музея

Вестник 15 (Февраль 2009)

Сувенирная продукция музея

И.А. Гостинщикова, сотрудник отдела развития и выставочной работы

В 2008 году Кирилло-Белозерский музей начал выпуск и реализацию собственной сувенирной продукции: акриловые и картонные магниты, магнитные закладки, открытки, значки, календарики, кружки, брелки, холсты в тубусах с видами Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей.

Сотрудники отдела развития и выставочной работы проанализировали продажу сувенирной продукции в сувенирных лавках музея и выслушали предложения и замечания кассиров по этому вопросу. Оказалось, что сувенирная продукция пользуется спросом у посетителей и почти вся распродана. От ее продажи за четыре месяца туристического сезона музей получил прибыль около 60 тысяч рублей. Самые раскупаемые сувениры - магниты, брелки и открытки.

Сейчас отдел развития занимается разработкой новых образцов сувенирной продукции. Читатели «Вестника», если у вас возникли какие-либо интересные идеи, поделитесь с нами.  

Что же думают о выпуске музеем сувениров заместитель директора по снабжению И.И. Чураков, главный бухгалтер Л.С. Разинина и директор музея Г.О. Иванова?

 

И. И. Чураков:

- Существующая ситуация на сегодняшний день заключается в том, что сувенирную продукцию мы можем закупать только по процедуре торгов. Согласно закона, без процедур на закупку сувенирной продукции мы можем потратить не больше 100 тысяч в квартал, 30-35 тысяч в месяц. Ориентировочная прибыль будет составлять 40 %. А у своей продукции рентабельность 150-200 % и более. Еще одним отрицательным фактором будет то, что мы будем опаздывать с запросом и поставкой товара в торговые точки. Отсюда вывод: выгоднее выпускать свои сувениры, а что-то оригинальное или уникальное закупать. Иначе придется закрыть сувенирные киоски в музее.

Рассматривался вопрос о реализации сувенирной продукции музейного изготовления свободным торговцам сувениров.

Образцы сувенирной продукцииНаши возможности во много раз увеличились после покупки музеем лазерного гравера. С помощью этой машины появилась возможность изготовления фигурных, объемных и многослойных магнитов, ручек с гравировкой и других сувениров. Полные возможности этого гравера еще не совсем изучены, но мы надеемся реализовать их в полной мере.

Остается решить, кто конкретно будет заниматься изготовлением сувениров. Желательно для этой деятельности на договорных началах принять конкретного человека. А разработкой новых образцов сувенирной продукции должен заниматься отдел развития.

 

Л. С. Разинина:

- Идейным вдохновителем производства собственной продукции сувениров был зам. директора по снабжению И.И. Чураков. Я поддержала его идею, а        Г.О. Иванова для того, чтобы понять выгоду и необходимость предприятия музею, разрешила провести эксперимент на два месяца.

Рынок сбыта, т.е. то, что пользуется спросом у туристов, мы представляли, а с процессом изготовления пришлось знакомиться. С И.И. Чураковым мы выезжали в Череповец, Белозерск, Вологду, смотрели процесс изготовления сувениров в специализированных мастерских, знакомились с их оборудованием, мастерами, исходными материалами, ассортиментом, решали, что возможно изготовить в наших условиях, беседовали с теми, кто давно на этом рынке. Через Интернет разыскивали фирмы, которые занимаются изготовлением и продажей заготовок к сувенирам, смотрели образцы, там же получали информацию о процессе изготовления. После определения исполнителей работ, процесс начался. Начали с простейших сувениров, с маленьких партий. Каждый день наблюдали, как идёт процесс продажи, если что-то не пользовалось спросом, тут же принимали решение больше не изготавливать. Если что-то распродавалось, быстро шел процесс доизготовления. Разрабатывались новые виды продукции, делались новые съемки. Рентабельность сувениров, закупаемых для перепродажи, составляет 40 процентов, рентабельность собственной сувенирной продукции доходила до 500 процентов, кроме того появилась возможность не отвлекать средства при закупке сувениров, не гадать, правильно ли мы поступаем, вкладывая деньги в тот или иной товар.

Да и в плане налогообложения: если мы закупаем сувениры и продаем их как свою продукцию, налоги меньше, но тогда мы рискуем в плане того, что деньги вложим, а товар залежится, если же уходим от риска - выступаем в качестве посредника и берем продукцию под реализацию, налогообложение совсем другое, прибыль минимальная. Почти все уходит в налоги.

Рынок сувенирной продукции плохо прогнозируем, порой точно видишь, что это ширпотреб, а он вдруг разойдется в миг, а продажа некоторых товаров может растянуться на длительный период, бывало, и на несколько лет. И оказывается, что деньги затрачены впустую. При собственном производстве всегда есть возможность регулировать этот процесс: прекратить производство того, что не продается, и изготовить столько, сколько требуется того, что пользуется спросом. Да и в плане налогов это выгоднее.

А если этот процесс вывести на торги, как это диктует нам сейчас закон, то можно получить такую сувенирную продукцию, в которую и деньги вложим, и продавать будем 20 лет.

Я считаю, что заниматься сувенирной продукцией можно и нужно параллельно с другими видами ее получения договорами закупок и комиссии, но приоритет: выгоднее изготавливать самим.

Много, конечно, зависит и от людей, от того, кто будет это делать. Человек, который занимается изготовлением сувенирной продукции, должен владеть разными видами техники, обладать творческим умом, владеть рынком сбыта, знать и любить природу и архитектуру, быть мобильным и коммуникабельным.

 

Какое мнение у директора музея Г. О. Ивановой?

Галина Олеговна считает, что для того, чтобы понять, насколько музею прибыльно производство сувениров, надо очень точно посчитать расходы (с учетом затрат на электроэнергию, амортизацию техники и другие составляющие). По мнению директора, качество сувениров должно постоянно совер-шенствоваться. И в целом заниматься этой работой должны специализированные организации, а музей только выступать в роли заказчика продукции, как и поступают многие музеи Европы. Но в нынешних условиях имеет смысл производства собственной сувенирной продукции.