Т.С. Золотова - Хранители памяти
Хранители памяти
Т.С. Золотова, зав. сектором учетно-хранительской документации
Музей, по определению ЮНЕСКО, социальная память человечества, воплощенная в первоисточнике.
Первоисточником для нас является музейный предмет - движимый памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования или специально изготовленный для экспозиционного использования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного фонда благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества.
В музеях хранятся самые разнообразные памятники материальной и духовной культуры. Мы можем видеть их в экспозиционных залах и на выставках. Но это лишь маленькая часть музейного фонда. Большая часть музейных предметов находится в фондах и ждет своего исследователя. Имея богатые фонды, музейные работники могут постоянно обновлять экспозиции, строить выставки, издавать научные статьи и каталоги.
В нашем музее фондовые коллекции постоянно растут. За последние пять лет в музей поступило более 13 тыс. экспонатов. Это пятая часть всего музейного собрания.
Благодаря исследованиям на Кубенском озере (Мининский археологический комплекс) и на территории Кирилло-Белозерского монастыря, проводившимся Онежско-Сухонской экспедицией ИА РАН совместно с НПЦ «Древности Севера», значительно пополнился в последние годы фонд археологии.
Раскопки на Кубенском озере, начатые в 1996 г., продолжались 9 лет. На сравнительно небольшой площади, исследованной раскопками, изучены остатки жилищ и производственные комплексы, погребения по обряду ингумации и кремации, культурный слой различных периодов и остатки средневековых полей. Собрана большая коллекция вещей, в которой помимо обычных бытовых вещей представлены западноевропейские серебряные монеты и фрагменты византийских стеклянных сосудов, парадные поясные украшения, крестовидные подвески и нательные крестики XI века - древнейшее свидетельство распространения христианства в вологодских землях.
В раскопах обнаружены древнейшие находки, принадлежащие мезолитическим стоянкам и позволяющие воссоздать фрагменты картины быта древнего населения Кубеноозерья - охотников, рыболовов, собирателей. Эти находки добавляют много нового о древнем и средневековом прошлом Севера.
Огромная коллекция археологических находок с Мининского археологического комплекса была привезена сотрудниками Института археологии в январе 2007 года.
В апреле этого же года значительную часть коллекции посетители музея смогли увидеть во вновь открывшейся экспозиции «Древности Белозерья».
В течение многих лет на территории монастыря ведут археологические раскопки археологи Научно-производственного Центра «Древности Севера».
В 2006 году археологами была передана коллекция отреставрированных находок из большого раскопа деревянных построек, располагавшихся у стен монастыря на Тюремном дворе. Среди находок - уникальные кожаные вещи: головка сапога с подошвой XV-XVI вв., деревянные лопата, пест, валек, челнок XV-XVI вв., которые были сразу же помещены в экспозицию «Древности Белозерья».
Постоянно пополняется документами, книгами Отдел письменных источников. Среди наиболее интересных источников можно назвать Записки обетника Макарова Николая Васильевича. Из рассказов Черноусовой Ольги Вадимовны, проживающей в поселке Косино, записи вел ее прадед - Макаров Николай Васильевич (1867-1926), уроженец д. Матурино Череповецкого уезда Новгородской губернии. В юношеские годы он по обету провел два года в Соловецком монастыре. Автор описывает свое путешествие в Соловецкую обитель, пребывание в ней и в близлежащем Печенгском монастыре, а также жизнь и быт народов Севера.
Большой интерес для исследователя, историка, краеведа представляет карта Кубенского озера с промером, произведенным во время путешествия Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича в 1870 г., подаренная жителем г. Вологды Н.В. Мороновым. На карте очень подробно указаны населенные пункты по обоим берегам Кубенского озера, многие из которых в настоящее время не существуют.
Все эти годы продолжался сбор материалов периода Великой Отечественной войны.
В ОПИ поступил комплекс документов и фотографий Ухова Александра Ивановича (1922-2001), уроженца д. Гончарка Глазатовского с/с: фронтовой дневник, красноармейская книжка, удостоверения к наградам, фотографии военных лет; документы семьи Богдановых, в том числе письма с фронта 1941-1945 гг.
В ОПИ сформирован фонд открыток, который активно пополняется. Различных открыток существует великое множество. Большая редкость - открытки, выпущенные в начале XX века, в довоенный и военный периоды. От жителя села Волокославинское А.Н. Пробичева, сотрудника музея В.В. Веденина музей получил интересные открытки этого времени.
Продолжалось многолетнее сотрудничество с семьей Церковницких. Среди фотографий и документов, переданных в музей Т.В. Церковницкой, фото епископа Кирилловского Варсонофия с учениками епархиального собрания в Новгороде (июнь 1918 г.), визитная карточка епископа Кирилловского Иоанникия (нач. XX в.).
Фонд нумизматики, насчитывающий более 5 тыс. предметов, один из самых подвижных и востребованных.
Настоятельницей Горицкого Воскресенского женского монастыря игуменьей Евфалией передана в дар музею памятная медаль «В память 500-летия преставления Прп. Нила Сорского Вологодского и всея Руси Чудотворца». Медаль помещена на выставку «Преподобный Нил Сорский и основанная им обитель».
С 1965 года центральным банком СССР, а затем России выпускаются в обращение сотни юбилейных и памятных монет из различных металлов - медно-никелевых, серебряных, золотых, платиновых и паладиевых. Музей приобретает монеты из серий «Памятники архитектуры России», «Древние города России», «Золотое кольцо России», «Андрей Рублев» и пр.
На протяжении многих лет музей успешно сотрудничает с художниками, народными мастерами, коллекционерами.
Работами современных художников Н.А. Антоновой, В.А. Селютина, А.Н. Рябкова, В.В. Попова, Л.А. Лупушор, изображающими северную природу, памятники архитектуры, пополнились фонды масляной живописи.
Этнографические куклы, керамические изделия, удивительные по своей выразительности и мастерству исполнения, переданы в музей народным мастером России Васильевой Мариной Николаевной.
Имя Джанны Тутунджан, народного художника России, хорошо известно вологжанам. В разные годы в музее состоялись две выставки этой талантливой художницы. Искусство Джанны Тутунджан покоряет нас яркостью своего дарования, искренностью и правдивостью. Василий Белов так пишет о творчестве художницы: «Удивительно правдивы и лаконичны ее графические листы, посвященные судьбам и быту северных крестьян, а судьбам русских крестьянок - в особенности. Какие-то необъяснимые чистота и целомудрие, любовь и горечь, сострадание и восхищение чувствуются в отношении художницы к этим людям».
В 2005-2007 гг. музеем приобретена коллекция авторских графических листов из серии «По правде, по совести».
Развитие коллекционирования - один из основных показателей национальной культуры. Оно прививает тягу к истории, способствует осмыслению личности в окружающем мире. На его основе рождены музейные собрания, за счет него они пополняются и сегодня. За последние 5 лет у известного в Вологде коллекционера М.В. Сурова музей приобрел коллекции прялок, деревянной посуды, полотенец и светцов кон.XIX-нач.XX вв., выполненных северными мастерами.
Формирование и развитие музейного собрания, учет и обеспечение сохранности музейных ценностей, создание оптимальных условий для их широкого использования - задачи, которые успешно и творчески решает коллектив научно-фондового отдела.