О. Яшина, Т.В. Цветкова - Кирилловский бизон

Вестник 9 (Май 2006)

Кирилловский бизон

О. Яшина, старший научный сотрудник музея природы

Череповецкого музейного объединения,

Т.В. Цветкова, начальник отдела экологического

просвещения национального парка «русский север»

В фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранится очень интересный экспонат - хорошо сохранившийся череп ископаемого бизона (№ КП 857). Череп был обнаружен в 50-е годы при углублении дна р. Шексны недалеко от шлюза Деревенька (в районе Сокольского бора).

Род BISON известен еще из сиваликских отложений Индии возрастом более 5 млн. лет. Для самых древних представителей этого рода были характерны небольшие размеры и относительно массивные рога. Наибольшая ширина лба достигала 241 мм, ширина затылка - 182,7 мм, темени - 100,2 мм, а обхват основания стержня около 254 мм. То есть по морфологическим характеристикам размеры этого животного не превышали размеров современного литовского зубра (Громова, 1936). К нему достаточно близок и несколько более поздний Bison palaesinensis Chardin et Pliveteau, 1930 г., известный из отложений нижнего плейстоцена северо-восточного Китая.

В Европе самые ранние бизоны обнаружены в составе таманского териокомплекса, описанного из нижнеплейстоценовых отложений Западного Предкавказья. Cходство с индийскими и китайским примитивными бизонами позволило К.К. Флерову объединить их в подрод Eobisin (Раутиан, 2003). Средой обитания им служили леса, долины рек и прибрежные кустарники, где они питались мягкими лесными травами, веточным кормом, листьями и корой деревьев и кустарников (Флеров, 1979).

Более поздние формы были крупнее размером. Среднеплейстоценовый бизон Шетензака (Bison schoetensacki Freudenberg, 1910) был тоже обитателем лесов. Для него были характерны загнутые рога. Зубные коронки были лишены дополнительных упрочняющих структур, что было характерно для животных, которые питались мягкими растительными кормами (Флеров, 1969, 1979).

Позднее на территории Западной и Восточной Европы были распространены степные и лесостепные популяции нового самого крупного представителя рода бизонов вида Bison priscus Bojanus, 1827 - потомка B. Schoetensacki. Этот вид освоил открытые ландшафты, что потребовало преобразование челюстного аппарата, так как жесткие степные травы, содержавшие на себе частицы грунта, повышали абразивную нагрузку на зубную систему (Раутиан, 2003).

Освоение огромных территорий способствовало возникновению форм, значительно отличающихся друг от друга, но, тем не менее, до сих пор выделение внутривидовых форм достаточно сложно, так как связано с высокой индивидуальной и географической изменчивостью и половыми различиями.

Долгое время две основные формы Bison priscus B. priscus longicornis Grom., 1935 и B. priscus deminutus Grom., 1935 использовались при расчленении плейстоценовых отложений. Первые, длиннорогие и более крупные формы, были отнесены к среднеплейстоценовым (около 1 млн. лет назад), а вторые, короткорогие, - к позднеплейстоценовым формам. Однако позднейшие исследования выявили совместное нахождение обеих форм в одновозрастных отложениях. Это подтверждается и находками на территории Вологодской области, например, в карьере «Речная Сосновка» Шекснинского района (Яшина, 2005).

По поводу эволюции этого рода в Европе существовали две гипотезы. С точки зрения М. Хильцхеймера, с раннего квартера существовали две независимые линии рода Bison: мелкие короткорогие формы, потомком которых является и ныне существующий зубр, а также крупные формы с Bison priscus большими и слабо изогнутыми рогами, которые известны только из плейстоцена. Это предполагает одновременное существование этих форм на протяжении всего плейстоцена.

По другой гипотезе (Громова, 1936), раннеплейстоценовый бизон Шетензака является единственным предком более поздних зубров. В целом историю рода Bison В. Фрейденберг исследователь, который описал этот вид, рассматривает как первоначальное увеличение размеров и удлинение рогов у ранненплейстоценовых форм в ледниковое время и опять же под влиянием ландшафтно-климатических условий измельчание и превращение в короткорогие формы до максимального измельчания у современного зубра Bison bonasus.

С точки зрения В. Громовой, которая поддерживает последнюю гипотезу, всех позднеплейстоценовых зубров стоит отнести к одному виду Bison priscus с разными подвидами, а современных и близких к ним по времени мелких ископаемых выделить в вид Bison bonasus.

Гипотеза о филогенетической преемственности форм в ряду B. tamansensis- B. Schoetesacki - B.priscus - B.bonasus и происхождению зубра от B.priscus в настоящее время представляется наиболее обоснованной фактическими данными (Раутиан, 2005).

Череп кирилловского бизона (Bison priscus Bojanus, 1827) представлен лобно-затылочным и частично лицевым отделом. Его правый роговой стержень спилен чуть дальше основания рогового стержня. Череп массивный, резко ассиметричный, глазницы выпуклые ярко выраженные, с утолщением краев глазниц, вызванным появлением костных наростов (Громова, 1935). Надглазничная борозда с острыми краями.

Роговой стержень компактный и массивный, с глубокими бороздами, слегка загнут к концу рога и возвышается над линией лба. Затылок широкий. Сильно развит мускульный гребень, так как значительное развитие рогов «вызывает необходимость усиленного развития затылочных мышц и связок, противодействующих силе тяжести, оттягивающей голову» (Громова, 1935). В целом признаки свидетельствуют о том, что череп, вероятно, принадлежал самцу, несмотря на то, что лобный поперечник глазницы больше переднезаднего, что больше характерно для самок. Закрывшиеся швы, окостенение черепа и ребристый роговой стержень свидетельствуют о том, что животное взрослое.

Так как это было довольно крупное животное, то он, вероятно, жил в условиях открытого ландшафта и холода (для мелких форм характерны теплый климат, лесной ландшафт). Скорее всего, находка относится к позднему плейстоцену, когда во время валдайского оледенения в условиях тундро-степи могли обитать такие крупные животные.

В настоящее время уже давно полностью истребленный европейский зубр, ближайший родственник бизонов, был восстановлен только благодаря совместным усилиям ученых-биологов Европы и Америки. Европейский зубр - обитатель лесов, поэтому легко смог адаптироваться к условиям Кирилловского района.

В 1991 году на территорию Кирил-ловского района в качестве эксперимента были завезены зубры из Приокского-Террасного заповедника. Вологодская область стала самой северной зоной обитания этих животных на Земле. В последствии зубры постепенно мигрировали из Кирилловского в Усть-Кубинский район, где размножились и под контролем ученых обитают и сейчас. Сегодня в стаде насчитывается вместе с молодняком боле 11 особей. Данное количество животных еще недостаточно для обеспечения жизнеспособности вида, поэтому единственный способ сохранения зубра на Вологодчине - это пополнение стада новыми особями. Дальнейшее увеличение поголовья этих крупнейших представителей рода быков, каким-то чудом сохранившихся до наших дней со времен мамонта зависит только от финансирования, ведь стоимость одного зубра обходится в пять тысяч долларов США.

 

Громова В.И. Первобытный зубр (Bison priscus Bojanus) в СССР // Тр. ЗИН АН. Вып. III. 1935

Немцев А.С., Раутиан Г.С., Пузаченко А.Ю., Сипко Т.П., Калабушкин Б.А., Мироненко И.В. Зубр на Кавказе. Москва Майкоп: «Качество», 2003.

Флеров К.К. Систематика и эволюция// Зубр: Морфология, систематика, эволюция, экология. М.: Наука. С. 9-127.

Яшина О.В. Особенности распространения первобытного бизона Bison priscus Bojanus, 1827 на территории Вологодской области/ Материалы IV Всероссийского совещания по изучению четвертичного периода (Сыктывкар, 23-26 августа 2005). Институт геологии Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар. 2005. С.482-484.