С.Н. Смирнова - Из Нью-Йорка в Бильбао
Из Нью-Йорка в Бильбао
С.Н. Смирнова, ученый секретарь
Знаменитая художественная выставка «Россия!» переехала из нью-йоркского Музея Соломона Гуггенхайма в испанский музей Бильбао, его филиал. В Нью-Йорке эта выставка имела очевидный успех с 16 сентября по 12 января её посетили более 400 000 человек. Это рекорд для Музея Гуггенхайма и очень хороший показатель успешности любого выставочного мероприятия. В Испании «Россия!» также претендует на большое количество посетителей. В администрации музея Бильбао предполагают, что «за 5 месяцев работы экспозиции ее увидят около 700 тысяч любителей искусства».
В открытии выставки, которое состоялось 27 марта, принимала участие Г.О. Иванова, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Галина Олеговна поделилась своими впечатлениями о поездке с участниками конференции «4-е Кирилловские чтения». Первое, что её поразило, это сам музей. Открытый в 1997 г. в новом, построенном по проекту американского архитектора Фрэнка Гэри здании, Музей Гуггенхайма в Бильбао стал главной достопримечательностью города и центром культурного туризма на севере Испании. Это чудо из стекла и титана напоминает лепестки только что распустившегося цветка или чешуи рыбы. Здание состоит из множества секций, объединённых в единую систему. Некоторые из них восьмиугольной формы, другие изогнутые, извивающиеся, подобно моллюскам, и покрытые блестящим титаном. Сочетаясь со стеклянными стенами, они придают нереальную прозрачность всей конструкции. При строительстве здания широко использовались новейшие материалы, такие как специальным образом обработанное стекло, которое, сохраняя свою прозрачность, защищает интерьеры от излишков света и тепла, и полумиллиметровые титановые пластины, которые покрывают стены и имеют гарантийный срок эксплуатации 100 лет. Не менее великолепно внутри музея. Преодолев вестибюль, посетитель попадает в огромный атриум. Сильный поток света, озаряющий пространство, проходит через стеклянную крышу в форме металлического цветка и делает зал гостеприимным и уютным. Несколько уровней галерей, из которых состоит здание, устроены вокруг этого центрального атриума и объединены в единую сеть системой подвесных мостиков, стеклянных лифтов и лестниц. Благодаря оригинальным приёмам и методам американского архитектора, его приверженности к использованию самых необычных материалов, Музей Гуггенхайма в Бильбао признан Форумом Европейских Музеев лучшим музеем Европы.
До сентября в этом красивейшем музее будут экспонироваться шедевры русского искусства из разных музейных собраний страны, в том числе из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Помимо пяти центральных икон из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, которые были представлены в нью-йоркском Музее Гуггенхайма, в Бильбао привезли икону «Распятие» из праздничного ряда. В испанском музее к ним присоединились иконы из этого же собора, хранящиеся в коллекциях других музеев. Собранные вместе на одном стенде, они смотрятся как целостный иконостасный комплекс и являются началом экспозиции.
Основная часть выставки - произве-дения искусства из музеев Московского Кремля, Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Эрмитажа. Интересно, что в новую выставку включено на треть больше экспонатов, что обусловлено большими экспозиционными площадями испанского музея. Это также позволило расширить круг участников проекта. Выставка пополнилась экспонатами из Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Костромского государственного объединённого художественного музея-заповедника, Ивановского областного художественного музея, Нижегородского государственного художественного музея.
«Такую выставку собирают раз в поколение, - предупреждает директор Фонда Гуггенхайма Томас Кренц. - Это сочетание двух моих лучших проектов: музея в Бильбао и выставки «Россия!».