Л.Л. Чухин - Пчеловодство белозерского края в XIX - XX вв.
Пчеловодство белозерского края в XIX - XX вв.
(Продолжение. Начало в №6, №7)
Л.Л. Чухин, зав. Службой безопастности
Материалы о пчеловодстве в Белозерском крае публиковались, главным образом, в журнале «Пчеловодство». Авторами статей были пчеловод-учитель Уломской волости Череповецкого уезда В.А. Антипов, К.М. Богданов, кирилловский пчеловод Я.А. Усачев. Анализируя эти статьи, можно сказать, что весенняя выставка пчел из омшаников, следовательно, и первый весенний облет пчел падал на 24-25 апреля, почти совпадая со временем вскрытия реки Шексны. Обычно пчеловоды северных губерний России выставляли пчел на день памяти святого Зосимы ( 17 апреля по старому стилю). Время весенней выставки пчел, по наблюдениям пчеловодов того времени, колебалось в пределах месяца: с 9 апреля (1903 г.) до 12 мая (1893 г.) Такое колебание (1 мес. 3 дня) во времени выставки пчел, конечно, сказывалось на развитии червления и силы семей и на начале роения, которое падало в среднем на 17-18 июня с колебаниями в 1 мес. 4 дня. Любопытно отметить, что сдвиг во времени выставки не всегда соответствовал времени роения. Конец роения, по сведениям за 1894 - 1896 и 1909 гг., в среднем падал на 1-2 июля с колебаниямив 22 дня: с16 июня (1894 г.) до 8 июля (1896 г.). Продолжительность роевой поры составляла 14 дней. Наибольший размер роя, по наблюдениям К. М. Богданова, 12-14 фунтов, а Н. Т. Исаина - 18 фунтов. Наиболее «взяточным» месяцем являлся, по-видимому, июль, отличавшийся и наибольшими осадками и средней месячной температурой. Продолжительность взятка - 50 дней. Пчеловоды имели традицию многократного отбора (не менее 2-х раз летом) меда, при этом выкачка меда шла вплоть до Ильина дня (2 августа). Опыты по влиянию многократного отбора меда на доходность пасеки проводил и усиленно пропагандировал Н.Т. Исаин. У него 11 ульев системы Левицкого с двукратным отбором меда (1-й отбор около 15-20 июля, 2-й - около 20 августа) дали каждый (на круг) по 36 фунтов, а при однократном отборе дали лишь по 22,5 фунта (первые больше на 69%).
О влиянии на медосбор системы улья говорили наблюдения пчеловода В.А. Антипова. У него в 1895 г. 13 ульев системы Дадана дали на круг по 56 фунтов каждый, а 17 ульев системы Левицкого - по 52 фунта.
Медоносных растений как основы промышленного пчеловодства в Белозерском крае в то время насчитывали около 150 видов. Основными же медоносами считали белый клевер, синий василек, кипрей или иван-чай. Пчеловоды Белозерского края отмечали кратковременность вегетационного периода, которая компенсировалось усилением нектароносности (сильной наполняемостью северных цветов нектаром). «Для Белозерского края сильная нектароносность стоит, вероятно, в связи с большими влажностью воздуха и осадками (отсутствие засух), а также с преобладанием ветров юго-восточного и смежных румбов и отсутствием «суховеев», сухих северо-восточных, восточных и северных ветров».
Размещение пчел для зимовки в омшаниках производилось обычно в 1-й половине ноября, так что «заточение» пчел длилось около 6 месяцев. Потребление меда за время от сборки гнезд на зиму (конец августа) до выставки (конец апреля), т. е. за 8 месяцев, равнялось в среднем 20 фунтам с колебаниями от 18 до 27 фунтов, т. е. на месяц падало в среднем около 2,5 фунтов.
Пчел для зимовки чаще всего располагали в подпольях. Эти помещения, обычно просторные, сухие и сохранявшие температуру немного выше нуля, имели, зачастую, почти идеальные условия для зимовки пчел. При такой зимовке средняя норма зимнего потребления меда была ниже обычной и составляла в среднем не более 15 фунтов. Нередко в то время использовали и зимовку пчел под снегом. Защитником такой зимовки был Н.Т. Исаин, не проделавший, однако, над этим массовых опытов. Немногочисленные его опыты показали все же, что зимовка под снегом дает меньшее потребление меда (около 14 фунтов), чем зимовка в омшаннике (18 ф.), а также и меньший выпад пчелы. Известны и случаи массовой, всегда благополучной, зимовки пчел. Так, у К.М. Богданова в д. Гритино Череповецкого уезда пасека около 10 лет зимовала под снегом и не давала павших семей. О начале червления были наблюдения В.А. Антипова, заметившего однажды черву в январе.
С отъездом в 1901 г. на юг Н.Т. Исаина, являвшегося душой пчеловодной жизни Череповецкого края, и смертью в 1905 г. В.И. Якимова деятельность Череповецкого общества пчеловодства стала сокращаться. Председателями общества выбирались люди «чуждыя пчеловодству, и в председатели выбирались лишь по традиции директора семинарии, вплоть до конца 1904 г.». Собрания пчеловодов становились все малолюднее и, как правило, состояли большей частью из членов правления. В 1908 г. «...большинство членов правления нашло деятельность общества излишнею и, чувствуя, должно быть, свое бессилие в творческой работе, признало невозможным возрождение общества и постановило закрыть его, а все имущество и капитал в 1500 рублей передать уездному земству, которое никогда не только не протягивало руку обществу, а даже в недалеком прошлом считало пчеловодство «вредным» и отказало на этом основании в пособии обществу в размере 40 рублей». Последний председатель правления Череповецкого пчеловодного общества В.А. Антипов (кстати, ученик и первый помощник Н.Т. Исаина) голосовал за закрытие общества и ничего не предпринял к его сохранению.
Рамочное пчеловодство в Кирилловском уезде до 1890 г. было вообще не развито. В 1889 г. «в Кирилловском уезде числилась одна пасека с рациональным пчеловодством». Но уже в 1895 г. в журнале «Вестник русского общества пчеловодства» даны сведения о пасеках, «доступных осмотру и на которых даются объяснения». Это пасеки В. Ермилова и И. Алексеева в д. Вогнемская Белозерского уезда, К. Гуричева в с. Волокославинское Кирилловского уезда. К 1895 г. в Кирилловском уезде было девять пасек, а уже к 1901 г. «...пчеловодством в уезде, кроме города, занимается 50 лиц, у которых 742 улья. Пчеловодство, главным образом, сосредоточено в волостях: Талицкой, Волокославинской, Шубачской и Ферапонтовской, с колебаниями от 261 улья в первой до 60 в последней». В других же 12 волостях пчеловодство совершенно отсутствует. О том, что развитие рамочного пчеловодства в Кирилловском уезде имело успех, говорит тот факт, что в 1898 г. учитель Волокославинской школы К.Гуричев был награжден Русским обществом пчеловодства дипломом 4-го разряда «.. за содействие распространению рационального пчеловодства и за мед и воск».
13 августа 1901 г. экономический совет Кирилловского уездного земства пригласил на заседание всех пчеловодов уезда. На этом совещании решили организовать пчеловодную артель, с целью: «.. во-первых, устраивать свои пасеки; во-вторых, организовать на них пчеловодные курсы; в-третьих, раздавать знакомым с пчеловодством лицам пчел на определенных и выгодных им условиях; в-четвёртых, принимать на себя комиссию по сбыту меда с уездных пасек и, наконец, в-пятых, завести свою торговлю пчеловодными принадлежностями». В состав артели вошли представители всех сословий. Весной 1902 г. была заведена пасека на плодовом питомнике при земской ветеринарной лечебнице и было выставлено 42 семейства пчел. Здание лечебницы находилось в конце ул. Вологодской. Для расширения в дальнейшем артельной пасеки был арендован участок земли в 6 десятин, на котором были посеяны медоносные травы: фацелия, белый и шведский (розовый) клевер. На пасеке общества на средства Новгородского губернского земства было выстроено саманное здание для хранения пчел зимой. С 1 по 21 июня 1903 г. были устроены первые пчеловодные курсы в Кирилловском уезде. В организации курсов приняли участие уездное земство и министерство земледелия, оказавшие главную помощь отпуском денежных средств и командировкой двух лекторов. Епархиальное ведомство командировало на курсы с выдачей денежных пособий учителей и учительниц церковно-приходских школ. Директора и инспектора народных училищ разрешили для чтения лекций и устройства общежития пользоваться городским училищем. Череповецкая учительская семинария прислала книги по пчеловодству для раздачи курсистам и наглядные пособия для преподавательских целей. Курс и практические занятия по пчеловодству читали инструкторы министерства земледелия Л.И. Веселов и Л.М. Редько. Л.М. Редько пробыл в г. Кириллове один день, а Л.И. Веселов преподавал на курсах все три недели и очень понравился курсистам.
Обучались 52 человека. Курсы прошли успешно «снабдив слушателей необходимыми теоретическими и практическими знаниями». Занятия устраивались и в последующие несколько лет. Так, в 1905 г. учёбу намечалось провести с 6-го августа, о чем сообщало правление Кирилловской пчеловодной артели в «Вестнике Новгородского земства» за 1905 г.
Первая земская сельскохозяйственная выставка в Кириллове была открыта 13 августа 1903 г. На ней также были и «... ульи, стеклянная посуда с пробами меда». Выставка продолжалась три дня и имела большой успех у местных жителей. Её посетили около 5 тысяч человек. Непосредственный организатор выставки Владимир Сергеевич Штурман, земский ветеринарный врач, который одновременно был секретарем Кирилловской пчеловодной артели. О деятельности Кирилловской пчеловодной артели B.C. Штурман писал в своей заметке, опубликованной в «Новгородских Епархиальных ведомостях» за 1905 г.
Страшная «эпизоотия американского гнильца» в самом начале XX столетия нанесла удар многим крупным и хорошо оборудованным пасекам г. Череповца и его округи. Из всех пасек г. Череповца уцелела лишь пасека известного пчеловода Л.Н. Казанского, долго и упорно боровшегося с заразой. Мировая война, повлекшая за собой общую экономическую разруху, и хаос революционного времени неблагоприятно отразились на пчеловодстве местного края.
Пчеловодство, как одна из отраслей сельского хозяйства, так и не превратилась в Белозерском крае в крупную, развитую отрасль, как это задумывал «апостол северного пчеловодства» Н.Т. Исаин, но все же его труды не пропали даром. Любительское пчеловодство в крае сохранилось до нашего времени и продолжает развиваться.