Л.Л.Чухин - Пчеловодство в Белозерском крае в XIX - начале XX вв.

Вестник 6 (Декабрь 2004 г.)

Пчеловодство в Белозерском крае в XIX - начале XX вв.

Л.Л.Чухин

Пчеловодством в Белозерском крае занимались издавна. Этому способствовала лесистая местность с вековыми деревьями, в дуплах которых водились дикие пчелы. Однако ранние сведения об этом виде промысла носят фрагментарный характер, поскольку знания и секреты передавались по наследству, устно. 

Существующие письменные источники подтверждают 155-летнюю давность пчеловодства в Белозерском крае. Старейшая из известных пасек существовала с 1851 г. при Успенско-Сухачской церкви в Боровской волости Белозерского уезда. О ней писал П. И. Смирнов в 1901 г. в журнале “Пчеловодство” . В том же журнале имеется заметка священника Белоликова о двух пасеках в Чуровской волости Череповецкого уезда, существовавших с 1865 г.

До 1890 г. в Череповецком уезде были лишь две пасеки с рамочными ульями и “рациональной постановкой дела”,  несколько колодных пасек. Одна из этих двух рамочных пасек, в 8 верстах от города Череповца, принадлежала помещику Н. К. Левашову, отставному военному офицеру. Получив от отца в 1886 г. небольшую пасеку, Николай Кириллович Левашов к 1892 г. довел ее до ста восьмидесяти пяти семей, “помещенных в ульях Левицкого, получив за 6 лет до 2500 рублей чистого дохода”. В хорошие годы пасека давала до 70 пудов меда.

В 1889 г. Николай Трифонович Исаин, директор Череповецкой учительской семинарии, завел в г. Череповце свою пасеку из 4 семей. Уроженец Олонецкой губернии, он после окончания С-Петербургского сельскохозяйственного и лесного института в 1875 году “определился преподавателем естествознания в Череповецкую учительскую семинарию”. Молодой преподаватель был не только блестящим теоретиком, но и хорошим практиком. Николай Трифонович задался целью распространить рамочное, то есть рациональное, пчеловодство на Севере и повел дело с исключительной любовью и энергией, очень удачно избрав центром пропаганды армию народных учителей. В 1890 г. его пасеку посетили четыре, в 1891 г.- семь учителей. Также с 1890 г. Исаин начал льготный отпуск пчелиных семей со своей пасеки знающим дело сельским учителям. Рамочные ульи с пчелами отпускались безвозмездно, без всякой ответственности со стороны учителей. Доходы и расходы делились пополам. После нескольких лет практики молодые пчеловоды, заведя собственные небольшие пасеки из приплода, передавали пчелиные семьи другим новичкам.

Одним из первых последователей Н.Т.Исаина был учитель Михайловской школы Череповецкого уезда В. Невский, взявший у Исаина в 1890 г. три семьи, а в 1891 г. - еще две семьи. При разделе через три года Невский получил шесть, а Исаин- одиннадцать ульев. Основанные таким образом пасеки становились в свою очередь центрами обучения населения пчеловодству. Рамочное пчеловодство и знания по его ведению стали распространяться по всему краю и за его пределами.

В 1892 г. при пасеке Н. Т. Исаина были устроены пчеловодные курсы для двенадцати учителей и двенадцати кандидатов в учителя. Десять учителей и четыре кандидата завели свои пасеки после прослушивания курсов. В 1893г. были устроены курсы для сорока трех учителей. Осенью 1894 г. Исаин пожертвовал свою пасеку и паи в школьных пасеках на сумму 2739 руб. Череповецкой учительской семинарии с тем, чтобы через семинарию продолжалось распространение пчеловодства на тех же основаниях. Таким образом, из пятидесяти семи школьных пасек, существовавших к концу лета 1895 г. в Череповецком, Белозерском и Кирилловском уездах, двадцать девять были основаны Исаиным и двадцать шесть -учительской семинарией. Рост школьных пасек прогрессировал следующим образом: к 1892 г. основано три, в 1893 г. - восемь, в 1894 г. - пятнадцать, в 1895 г. - двадцать одна, в 1896 г. -тридцать одна и в 1897 г. - тридцать восемь.    Всего к концу лета 1897 г. в трёх выше указанных уездах насчитывалось до четырехсот пасек.

Идея такого распространения пчеловодства оказалась настолько плодотворной, что впоследствии ее переняли некоторые земства других губерний, присылавшие в Череповецкую учительскую семинарию своих представителей для ознакомления с подробностями постановки дела.

 

(Продолжение следует)