А.В. Цветков - Пером, резцом и кистью (продолжение статьи по А.К. Ведрове)
ПЕРОМ, РЕЗЦОМ И КИСТЬЮ
( Продолжение серии статей об известном вологодском архитекторе, реставраторе, художнике и публицисте Андрее Константиновиче Ведрове)
А. В. Цветков
Писать А.К.Ведров начал еще в годы Великой Отечественной войны. В 1942 и 1943 гг. на Волховском фронте появились его очерки «Маскировщики» и «Макетчики. Тень против фашистов». Эта работа продолжилась и в послевоенное время. В областной печати увидели свет его статьи: «Возрожденный памятник» (1958 г.), «На бывшей Плац - Парадной» (1958 г.), «История Вологодских курантов» (1959 г.), «Дом Советов» (1959 г.), «Каменный мост» (1959 г.), «Гениальный русский художник А.Рублев» (1960 г.). В состав книг, посвященных истории родного края, вошло немало работ Андрея Константиновича. Его перу принадлежат «Памятники архитектуры города Вологды», «Памятники деревянного народного зодчества», «Архитектурные ансамбли древнерусского зодчества» (совместно с С.С.Подъяпольским) в книге «Экскурсии по родному краю» (1958 г.), «Памятники архитектуры» в книге «Вологда и ее окрестности» (1957 г.). В составе авторского коллектива А. К. Ведров работал над публикацией юбилейного фотоальбома «800 лет городу Вологде» (1947 г.), а также книг «Знаете ли вы свой край» (1962 и 1969 гг.), «Летопись города Вологды» (1963 г.) Рукописи А.К.Ведрова «Спасо - Прилуцкий монастырь», «Ферапонтов монастырь», «О памятниках архитектуры Вологодской области», «Историческая справка о Вологодском Кремле», «Часы Кремлевской колокольни» и многие другие его работы, хранящиеся в фондах Вологодского музея - заповедника, еще ждут своих публикаций.
Как и пером, Андрей Константинович мастерски владел карандашом, кистью и резцом. Где бы он ни был, в каких условиях ни находился, он всегда находил время, чтобы сделать набросок или зарисовку, многие из которых затем воплощались в картины. Сами по себе картины очень интересны. Посмотрев на их оборотную сторону, мы с удивлением обнаружили бы, что все они написаны на фанере упаковочных и посылочных ящиков, картоне от канцелярских папок, плотной бумаге старых ученических альбомов. Несмотря на известность, Ведровы, как большинство истинных интеллигентов того времени, жили более чем скромно. Денег на приобретение холстов, подрамников, не говоря уже о рамах, не было. Краски, кисти, лаки обычно привозились из столицы заезжими знакомыми. Живопись и резьба по дереву были вторым призванием А.К.Ведрова. «Дом Андрея Константиновича в Вологде, - вспоминает С.С.Подъяпольский, - а точнее небольшая комнатка в общей квартире, стены которой были увешаны поэтическими этюдами северной архитектуры и северной природы, был истинным оазисом культуры тогдашней Вологды». Переступавшие порог останавливались, пораженные обилием картин. Некоторые из них были подарены Вологодскому краеведческому музею и Вологодской картинной галерее. В их фондах хранятся такие картины Андрея Константиновича, как «Белая ночь на Сиверском озере», «Свиточная башня», «Ферапонтов монастырь», «Церковь Покрова в селе Анфимово», «Приезд Петра Первого в Вологду», «Прилуки зимой», «Каменный мост в Вологде», «Вечер на Ленинградской улице», «Февраль на Ленинградской улице», «Лето на Кузнечной улице» и многие другие.
Произведения Андрея Константиновича экспонировались на областных художественных выставках в 1953, 1957 и 1987 гг. Пресса так отзывалась о выставке, посвященной 840-летию Вологды: «Какими художественными средствами можно передать всю глубину чувств мастера к городу, с которым связана его судьба, творчество: гордость за его истори-ческое прошлое и настоя-щее, восторг перед неповто-римыми в своей красоте памятниками архитектуры. Эти чувства и объединяют все произведения, пред-ставленные на выставке независимо от различных творческих индивидуаль-ностей авторов, техники и манеры их исполнения, времени создания произве-дения… Исторические события прошлых веков нашли свое отражение в произведениях А.И.Брягина (1888-1948 гг.), А.К.Ведрова (1898-1970 гг.), С.В.Кулакова (1908-1985 гг.). В основе сюжетов их произведений, данных в развитии, лежат конкретные исторические факты». Многие картины дарились людям, которые окружали семью Ведровых.
Будучи талантливым резчиком, А.К.Ведров увлекался вырезанием фигурок пеших и конных солдат старой русской армии. В них он старался восстановить подлинный исторический облик и экипировку того времени. Для этого Андрей Константинович консультировался у специалистов по военной истории и мундироведов из Москвы и Ленинграда. Фигурки саперов петровской, елизаветинской, екатерининской и александровской армий работы Андрея Константиновича украшают одну из витрин Санкт-Петербургского военно-исторического музея артиллерии и инженерных войск. Сохранилось и письмо из этого музея. «Уважаемый Андрей Константинович, - говорится в нем, - военно-исторический музей артиллерии и инженерных войск приносит Вам свою глубокую благодарность за полученные от Вас в дар музею пять фигурок русских саперов 18-начала 19 веков. Изготовленные с точным соблюдением формы обмундирования и снаряжения, фигурки дают наглядное представление о внешнем виде солдат отечественных инженерных войск. Помещенные в экспозицию музея, они будут одним из ценных экспонатов. Музей надеется, что Вы продолжите Вашу полезную и ценную работу, доведя ее до нашего времени…». В канун празднования 150-летия исторического сражения при Бородино Вологодский краеведческий музей получил от А.К.Ведрова необычный подарок - шахматы с резными из можжевельника фигурами. На доске вместо обычных персонажей стояли друг против друга окруженные собственными свитами Кутузов и Наполеон. «Казалось бы, нехитрая штука, - писал Т.Спивак в своей статье «Короли на шахматной доске».- Кусок дерева, острый перочинный нож, клей, краски, лак, кисточка - вот и все, чем пользовался художник во время работы над своими героями. А смотришь на них и думаешь: какое же тонкое художественное чутье нужно иметь, чтобы в этих крохотных деревянных человечках достоверно передать не только внешность, но и характер знаменитых исторических деятелей». Кутузов, Наполеон, Барклай - де - Толли, Багратион, великие французские маршалы, офицеры и солдаты, пехота, кавалерия, артиллерия, события Отечественной войны 1812 г. - вот тема, которой Андрей Константинович посвятил последние шесть лет своей жизни. Через год после его смерти, в 1971 г., Маргарита Васильевна Ведрова послала в дар Государственному Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику коллекцию фигурок в количестве 1949 штук!
Значительная часть художественного наследия Андрея Константиновича пока не увидела широкого зрителя. А ведь только того, чем владеют фонды Вологодской картинной галереи, хватило бы на несколько персональных выставок!