А.В. Цветков - Через два с лишним века.
Через два с лишним века.
А.В. Цветков
Как и двести с лишним лет назад, стучат топоры на берегу Ильинского озера. Названо оно в честь церкви Ильи Пророка, стоящей некогда на его высоком юго-восточном берегу. В 1755 году на северном берегу озера «тщанием прихожан» было закончено строительство нового многоярусного «огромного осьмиугольного, деревянного, с высокою на трех сторонах папертью» храма с «осьмигранной, тесовой, выкрашенной ярью» кровлей. К центральной части его с востока примыкал пятигранный алтарь, а с запада - такой же ширины трапезная. Трапезную и часть церкви до юго- и северо-восточных граней восьмерика окружала «висячая» галерея-паперть, опиравшаяся на вертикальные ряды выступающих бревен сруба.
Храм был главным зданием Ильинского, «что на Ципине», погоста, объединявшего окрестные деревни Ферапонтовской волости. Указом от 4 марта 1920 года он был поставлен на учет «как памятник искусства и старины восемнадцатого века… со всем художественным историческим имуществом…».
Тем, кто побывал в этих местах в последнее время, нелегко представить, что когда-то это была прекрасно возделанная и плотно заселенная местность. В девятнадцатом веке Ильинский приход включал в себя около двадцати деревень и насчитывал более тысячи прихожан. Нет сейчас этих деревень, не говоря уже о прихожанах. Разрушение началось сразу же после 1917 года и продолжалось до середины 50-х годов. Была взорвана, а позднее разобрана на кирпич каменная церковь, эта же участь постигла и кирпичную ограду погоста, упали каменные ворота, заросли дикого бурьяна скрыли старое кладбище. Бывшие пашни и луга поросли кустарником и мелколесьем, низины заболочены. От некогда великолепного храма уцелел только главный восьмерик с пристройками.
Вопрос о реставрации храма был поставлен еще в восьмидесятые годы прошлого века. Тогда же старший научный сотрудник фонда «Поддержки деревянного зодчества» И. Н. Шургин подготовил проект реставрации памятника. Проблема его осуществления заключалась в том, что тогда не существовало ни одной приемлемой реставрационной технологии, позволяющей вернуть Ильинской церкви ее первоначальный облик, не было квалифицированных специалистов. В конце 90-х годов прошлого века появился метод реставрационной переборки памятников деревянного зодчества. В отличие от других методов переборка предполагает полную разборку памятника архитектуры с заменой плохих частей деревянных конструкций новыми и окончательную его сборку в соответствии с проектом. Главное достоинство данного метода в том, что он позволяет исследовать состояние памятника в целом, а не фрагментарно. Древние деревянные храмы страдают не только от гнили, внутренние напряжения в древесине приводят к деформации, изгибу, скручиванию, ломке бревен в уже установленных срубах, которые с течением лет перекашиваются и разрушаются. В октябре 2000 года впервые заговорили о его применении в процессе реставрации церкви Ильи Пророка на Цыпине. На согласование откорректированного проекта ушли годы!
Реставрационные работы под руководством заслуженного реставратора России А.В.Попова начались только в октябре 2002 года. В течение зимы был проведен колоссальный объем работ:
- все старые бревна были проклеймены, аккуратно сложены по принципу сохранения конструкций под навесы;
- исследовано состояние каждого старого бревна ( Они устанавливаются на прежнее место, если позволяет качество );
- устроена навесная дорога длиной более 100 метров для ручной транспортировки новых бревен на место проведения работ.
- изготовлены специальные плотницкие инструменты по образцам тех, какими работали в середине XVIII века плотники Ферапонтовской округи, изучены древние плотницкие технологии местных мастеров (современные стандарты по реставрации памятников деревянного зодчества предполагают следующий принцип - работы проводятся только в соответствии с технологиями, современными памятнику архитектуры, а также инструментом, изготовленным по образцам того времени. Только тогда в результате достигается эффект, когда через несколько лет новые бревна, приобретшие благородный цвет старины, будет невозможно отличить от бревен, обработанных древними мастерами );
1 мая 2003 года работы были остановлены. Прошли три судебных разбирательства, чтобы доказать, что другой альтернативы восстановления Ильинской церкви, кроме метода переборки храма, нет. Драгоценное летнее время было потеряно.
Работы возобновляются в октябре 2003 года. Сейчас плотники-реставраторы, внимательно проверяя качество каждого старого бревна, а когда это необходимо, изготавливая точную копию утраченной конструкции, укладывают тринадцатый венец главного сруба. Отреставрированы алтарная и трапезная части храма.
Каждый день приезжает сюда А. В. Попов. Александр Владимирович следит за правильностью и качеством производимых работ, консультирует, дает советы, наравне со всеми нару-бает венцы, режет чаши, устанавливает тяжелые сосновые плахи на предназначенное им место. Стук его топора сливается со звуками инструментов слаженной реставрационной артели. Среди прочих трудится здесь и выпускник Кирилловского реставрационного центра Михаил Александров. По словам Александра Владимировича, несмотря на молодость Михаила, он работает не хуже, а часто и лучше тех, кто имеет опыт плотницких работ. Это еще одно подтверждение того, что реставрационный центр, объединив в одно целое задачи производства, проектирования и обучения, смог подготовить людей, не отбывающих свое рабочее время, а обдуманно, творчески подходящих к решению вставших перед ними задач. Возможно, через много лет кто-нибудь будет гордиться тем, что ему выпала честь быть учеником Михаила Александрова, как сейчас Михаил гордится тем, что он - ученик школы Александра Попова.
А пока, как и двести с лишним лет назад, стучат топоры на берегу Ильинского озера.