А. В. Цветков - Андрей Константинович Ведров /К вопросу спасения древнего храма/
А. В. Цветков, экскурсовод научно-просветительного отдела, занимается исследованием наследия А. К. Ведрова, внесшего огромный вклад в дело сохранения и восстановления памятников архитектуры Русского Севера. Предлагаем вашему вниманию некоторые материалы, связанные с историей исследования и реставрации древних храмов Белозерья.
Андрей Константинович Ведров /К вопросу спасения древнего храма/
Церкви Ризоположения из села Бородава посвящено немало строк. Историки, архитекторы, реставраторы и те, кому не безразлично прошлое России, хорошо знают ее историю. В 1957-1958 годах храм был перенесен с берега реки Шексны и установлен на территории Кирилло-Белозерского историко - художественного музея. Известны имена людей, чьи труд, энергия, преданность делу позволили нам, по словам профессора С. П. Шевырева, «…видеть образец тех первоначальных церквиц, о которых упоминается в житиях Русских св. Угодников…».
Одним из таких людей был Андрей Константинович Ведров, работавший тогда старшим инспектором-архитектором по охране памятников Вологодского областного отдела по делам архитектуры. Именно он руководил всеми работами, связанными с подготовкой переноса церкви, организацией ее разборки, перевозки и сборки на новом месте.
Кандидат архитектуры, профессор Московского института архитектуры С. С. Подъяпольский в одной из своих работ о Ферапонтове так охарактеризовал деловые качества Андрея Константиновича: «Мне пришлось повидать немало инспекторов. Среди них были и хорошие, и плохие, знающие и невежественные люди, но мне трудно вспомнить среди них кого-либо, обладающего такой же беззаветной преданностью делу, какой обладал Андрей Константинович Ведров. Пренебрегая возрастом, болезнями, всевозможными трудностями тех лет, он окружил ферапонтовские памятники особо неусыпным надзором. Его энергии, настойчивости и глубокому пониманию своих задач мы обязаны тем, что монастырь всегда надежно охранялся, кровли ремонтировались, пусть не всегда так быстро, как хотелось бы, но и то, что сделано, было для своего времени чудом. Привлекались реставраторы живописи, одним словом, ему мы обязаны тем, что росписи Дионисия все еще существуют».
Андрей Константинович родился в Москве в 1898 году, но детство прошло в Вологде. Рано осиротевший, он воспитывался в семье своего отчима Петра Владимировича Ведрова, директора народных училищ Псковской и Вологодской губерний. По окончании Вологодской классической мужской гимназии он два года учился на инженерно-строительном отделении Петроградского политехнического института. В декабре 1918 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Сразу был направлен на Западный фронт в должности воентехника, а затем - командира инженерной роты. Принимал участие в Варшавском походе 1920 года. После заключения Рижского мирного договора назначен инженером для поручений в Вологодскую военно-инженерную дистанцию.
С августа 1941 по ноябрь 1945 года А.К. Ведров - участник Великой Отечественной войны. Воевал на Волховском, Карельском и Первом Дальневосточном фронтах, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией», значком «Отличный сапер». Герой Советского Союза генерал-полковник инженерных войск А. Ф. Хренов в своих мемуарах вспоминал: «Мы, его начальники, всегда были благодарны ему за творческую работу в области оперативно-инженерной подготовки войск».
После демобилизации в ноябре 1945 года Андрей Константинович работал старшим инспектором-архитектором по охране памятников Вологодского областного отдела по делам архитектуры, а затем - архитектором производственной группы областного отдела по делам строительства и архитектуры. В этот период своей деятельности А. К. Ведров - вдохновитель и организатор реставрационных работ в Вологде, Кириллове и Ферапонтове.
Как известно, необходимость переноса церкви Ризоположения на новое место возникла в связи со строительством Волго-Балтийского канала, так как село Бородава попадало в зону затопления.
«Перед областным отделом по делам строительства и архитектуры, - пишет Андрей Константинович в одной из своих статей, - встал вопрос о спасении этого ценнейшего памятника и перенесении его на территорию Кирилловского историко-художественного музея. Одновременно была выполнена и реставрация памятника, удалены все его позднейшие пристройки и конструкции. Автором проекта реставрации церкви, архитектором-художником Б. В. Гнедовским были запроектированы замена позднейшей паперти древним крыльцом с галерейкой, восстановление «маковиц», крытых «лемехом»... , а также восстановление ряда элементов древних деревянных конструкций... В снежный декабрь 1957 года бригада прилуцких мастеров Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской вывезла в Кириллов… Бородавскую церковь… Здесь плотники… собрали ее на заранее подготовленном фундаменте». Архивные документы показывают объем работ, выполненный Андреем Константиновичем по спасению церкви Ризоположения. В июне 1950 года им совместно с директором Кирилловского краеведческого музея Н. П. Янусовым было проведено обследование и составлен акт технического состояния памятника архитектуры. Прошел год напряженной работы в подготовке технической документации проекта: составление калькуляций, смет, согласование проектов, схем расположения храма на новом месте, «выколачивание» денег на осуществление проекта. В марте 1952 года Вологодский областной отдел по делам архитектуры письменно известил дирекцию Кирилловского музея о том, что «перенос предусмотрен в плане работ на 1952 год». В июне того же года А. К. Ведров сделал дополнительный осмотр всех внутренних конструкций и наружного состояния церкви. «Считаю,- писал он в отчете, - что перевозка памятника на территорию бывшего Кирилло-Белозерского монастыря вполне осуществима… Одновременно поставил бы вопрос об укорочении длины памятника ( не прирубать позднейшую паперть ) и сохранить памятник в его первоначальных размерах. Внешний вид памятника от этого только выиграл бы». В апреле 1953 года им составлена «Памятная записка для производителя работ при разборке, перевозке и сборке памятника» - примечательный документ, в котором до последней мелочи расписывается порядок всех предполагаемых работ для каждого плотника. Учтено все, даже то, что «кладбище, окружающее церковь, должно быть сохранено. Желательно возможно меньшее повреждение ограды, могил и крестов, не оскорбляя чувств местных жителей, родственники которых похоронены на этом кладбище».
Прошло еще пять долгих лет повторных согласований, дискуссий, бесконечных командировок, переписки с Государственным Комитетом по делам архитектуры, Центральными научно-реставрационными мастерскими, прежде чем рука реставратора коснулась древних бревен.
И поныне в окружении могучих стен бывшего Кирилло-Белозерского монастыря стоит древний храм, притягивающий взгляд своей выразительностью и изяществом пропорций.