Г.О. Иванова - Новый взгляд на старые вещи
Новый взгляд на старые вещи
Г.О. Иванова
В Пушкинском музее изобразительных искусств (г. Москва) проходит выставка «Зримний образ и скрытый смысл». На ней показана живопись голландских и фламандских художников ХУ1-ХУ11 в в. Среди картин выставки очень немного малоизвестных работ, в основном представлены полотна, многократно опубликованные и истолкованные историками искусства.
Идея выставки позаимствована у европейских музеев, где подобные вернисажи прошли во многих городах и странах.
В аннотациях, которыми авторы выставки сопровождают каждую работу, даны краткие сведения о художнике, истории создания и бытования живописной работы, но упор сделан на глубинном раскрытии смысла картины, объяснении символического значения предметов и их взаимосвязей. Такие толкования не всегда совпадают с теми, что были приняты в недавнем прошлом. Приведу только один пример. В собрании Пушкинского музея есть картина голландского художника Габриэля Мэтсю (1629-1667) «Девушка за работой». На ней изображена девушка, занятая вышиванием, справа от нее на столике стоит птичья клетка с открытой дверцей, а на клетке сидит попугай. В искусствоведческих работах и путеводителях, как правило, истолковывали этот сюжет, как милую сценку голландского быта, и писали о чистоте женского образа и т.д. и т.п.
В выставочной аннотации к этому сюжету объяснено, что попугай у голландцев ХУ11 в. являлся символом легкомыслия, а открытая дверца клетки намек на бордель. Таким образом, картина приобретает совершенно иное звучание.
И это только один, может быть, наиболее курьезный пример. В целом же выставка заставляет задуматься о языке и приемах, которыми музейщики пытаются донести до посетителей сокровенный смысл экспонатов.
Не могу умолчать еще об одной столичной выставке, которая открылась 22 марта в библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино: «Джотто в Падуе». Как пишут авторы выставки, и с ними нельзя не согласиться, - это уникальный проект. Она знакомит посетителей с самой знаменитой работой Джотто - циклом настенной живописи, выполненной в Капелле Скровеньи в Падус (Италия) в начале Х1У в. Поскольку настенная живопись относится к числу недвижимых памятников, то в 1987 г. по случаю 650-й годовщины со дня смерти Джотто в Италии была создана деревянная модель падуанской капеллы в четырехкратном уменьшении и подготовлены репродукции с фотографий стенописи в масштабе 1 : 4. Репродукции напечатаны на специальной прочной матовой бумаге, позволяющей передать поверхность фрески. Фотографии крепятся на тонкую огнеупорную основу, которая монтируется внутри модели, воспроизводя расположение фресок в Капелле Скровеньи. Сама идея не нова, более 20 лет назад мы с М.С. Серебряковой мечтали о создании копии Рождественского собора со стенописью Дионисия, которую посетители могли бы видеть независимо от капризов температурно-влажностного режима и времени года.
Но мы только мечтали, а итальянцы осуществили эту замечательную идею, позволившую жителям Испании, Германии, Латинской Америки, а теперь и обеих российских столиц увидеть шедевр великого итальянца.
В библиотеке иностранной литературы выставка продлится до 22 апреля, а затем переедет в Санкт-Петербург. Полагаю, что нашим специалистам было бы очень полезно посмотреть эту выставку.